Процесс порождения фразы.

Психолингвистические проблемы семантики. Семантическая структура фразы.

1. Фраза – основная единица живой речи

2. Смысловые (глубинные) и грамматические (поверхностные) структуры фразы

3. Принципы организации словесных значений – правило отношений слов во фразе (синтагматические и парадигматические принципы).

 

Литература:

1. Лурия. А.Р. Язык и сознание. - М., 1979 – лекции 7,8

2. Леонтьев А.А. Теоретические основы речевой деятельности. М.,1973 (гл. 12).

3. Слобин, Грин «Психолингвистика». М., 1971 (гл. 3,4)

 

  1. Фраза – основная единица живой речи

 

Слово не выражает в речи законченную мысль, поэтому главной единицей живой речи считается фраза. Она первична в своем появлении по отношению к слову. Так, первые слова ребенка являются предложения, но только одна их часть состоит из слова, а другая представлена наглядно (поза, жест). В таких предложениях слово может выражать и действие, и предмет, и признак.

Чем определяется переход от отдельных слов к фразам, которые составляют основную единицу целого высказывания?

Изолированное слово обозначает предмет (действие или качество) и обобщает его (т. е. вводит в определенную категорию), то фраза является выражением целой мысли определенного суждения.

Существуют разные теория порождения фразы.

1. Классическая философия - образ фразы –результат ассоциации, благодаря возможности слова возбуждать другие слова.

2. Вюрцбургская психологическая школа – считают, что в основе динамических образов, вызывающие суждения, лежит интенция (установка, потребность высказываться), которая приводит к возникновению логических структур, схем мыслей. Далее человек выражает их языковыми средствами. Но данные взгляды не могут объяснить многообразие структур фраз.

3. Отечественная психолингвистика – в основе порождения фразы лежит валентность слова, которая измеряется числом потенциальных смысловых связей слова с другими словами, которые дополняют это слово до минимального смыслового синтаксического целого. Подобные связи слов (синтагмы - элементарные синтаксические связи слов) возникают у ребенка как только слово приобретает самостоятельность, т.е способность заменить практическую ситуацию. Появление синтагм по своему происхождению связана связано с практическими действиями и синпрактической речью ребенка. Например, «стли, люлю! – спи кукла» слово ребенка и являются синтагмой. По мере овладения детьми языковыми кодами (морфема (корень), флексии (окончания), приставки) появляются синтагмы, имеющие строение «желание-имя» - «ы-ы (звукокомплекс) – ня (дай)» - S-P; или «имя - действие» - «куки пать» - S-P.

По мере взросления ребенка синтагмы обретают более сложные формы, превращаясь в цепи синтагм – «субъект-предикат-объект»или «имя-действие-объект» - S-P-O. Примером таких более сложных фраз могут быть конструкции типа «Мальчик ударил собаку» или «Девочка пьет чай», в которых рядом с подлежащим (S) и сказуемым (Р) выделяется еще объект (О), на который направлено действие, и фраза принимает более сложный характер (S-Р-0). Однако самая высокочастотная универсальная синтагма «субъект-предикат» - S-P - существительный и глагол.

Таким образом, синтагма является продуктом, результатом практической деятельности ребенка, перенесенные в речевой план и их развитие осуществляется на основе овладения грамматическими кодами языка.