Твердые и мягкие согласные.

Глухие

Звонкие

 

 

 

Таблица дает возможность показать на отдельных примерах и ряде упражнений произношение парных согласных (звонких и глухих), их смыслоразличительную роль (боб — поп, год — кот, жар — шар, зуб — суп и т. п.), их обозначение на письме (повто­рить правила правописания звонких и глухих в конце слова при оглушении: дуб, нож, рог — и в середине слова при соседстве звонких и глухих: ножка, шубка, сказка и т. п.).

2. Если ученик хорошо знает алфавит, то при запоминании звонких и глухих ему может помочь указание на то, что все звон­кие расположены в начале алфавита вплоть до р. Среди них оказы­ваются только два глухих: к ип (всего 10); глухими же являются указанные кипи все согласные после р: с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ (тоже 10).

С различением твердых и мягких тесно связано усвоение школьниками некоторых норм правиль­ного литературного произношения и усвоение ряда орфографиче­ских правил.

В случае если учащиеся данного класса не имеют достаточно конкретных представлений о твердости и мягкости согласных и не различают их на слух, учителю необходимо провести с ними беседу, имеющую целью выяснение самого понятия твердости и мягкости. В результате этой беседы учащиеся должны усвоить, что согласные могут произноситься и твердо, и мягко, например: можно произнести т (твердо) и т' (мягко), в (твердо) и в' (мягко) и т.д.Твердость или мягкость согласных конкретно выражается только в самом слоне. На это качество согласного часто указы­вают и звуки, стоящие рядом с определяемым согласным. Почти все согласные могут быть и твердыми, и мягкими (в слове дом д произносится твердо, а в слове дядя оба д произносятся мягко; в слове том т произносится твердо, а в слове тетя оба т произ­носятся мягко). Только звуки ж, ш, ц всегда твердые (если не считать некоторых иностранных слов типа брошюра), звукч всегда мягкий.

Надо добиваться того, чтобы ученики научились различать мягкие и твердые согласные на слух, для чего следует развивать слух учащихся и проводить с этой целью специальные упраж­нения.

Образованию навыков различения пар согласных на слух может помочь сопоставление по звуковому составу и по смыслу таких пар слов или сочетаний, различие которых состоит только в мягкости одного из согласных: Борис за угол стал и Борись за уголь, сталь.

Различение твердых и мягких согласных имеет большое значе­ние для правописания не только совершенно разных слов (напри­мер, уголки и угольки), но и разных форм (например, встретит и встретишь).

Наиболее трудными для усвоения являются правила обозна­чения на письме мягкости согласных в середине слова. Руководст­вуясь произношением, учащиеся часто ошибочно пишут ь в соче­таниях чн, нч, нщ, рщ, чк, а также при сочетании двух мягких согласных, мягкость которых, согласно правилу, обозначается только один раз — ь или гласными буквами и, е, я, ё, ю: часть, но не «часьть», гвозди, но не «гвозьди», прости, но не «просьти» и т. п. Многие ученики допускают ошибку, подводя под это правило и те случаи, в которых мягкость первого из двух согласных сохраняется и тогда, когда второй согласный бывает твердым (возьми — возьму, восьми — восьмой), и в которых ь писать необ­ходимо.

Первоначальные сведения о том, что гласные е, ё, ю, я в начале слова, после гласных и после разделительных ъ и ь обозначают два звука (йэ, йо, йу, йа), в дальнейшем, при прохождении частей речи, конкретизируются и уточняются (например, при определе­нии основы у существительных типа чай — чая, сарай — сарая или у глаголов в настоящем времени типа читаю, гуляю).

Виды упражнений, применяемые при прохождении данной темы:

1) Переписать и подчеркнуть в тексте буквы, обозначающие твердые согласные, красным карандашом, а буквы, обозначающие мягкие согласные,— черным.

2) Указать, какими способами в данных словах обозначена мягкость согласных (предварительно определив их): поле, моря, вьюн, лось, вид, конь, бровь, полька, мед, медь, вольно.

3) Определить, в каких словах ь указывает на мягкость пре­дыдущего согласного, в каких не обозначает ее (знаешь, тушь), в каких мягкость согласного ясна и без ъ (ночь):

1. Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос... в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то груст­ная скорбь. (И.С. Тургенев.)

2. Рожь сжата. Полегче им стало. Возили снопы мужики, а Дарья картофель копала с соседних полос у реки. (Н.А. Некрасов.)

3. Тиха украинская ночь. (А.С. Пушкин.)

4. Глядишь и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина. (Н.В. Гоголь.)

5. Такая вещь неоценима.

6. Красная тушь у меня вся вышла.

7. Отправьте на фабрику-кухню несколько свиных туш.

В связи с прохождением данной темы учителю предоставляется возможность провести и ряд других эффективных по своему харак­теру и совершенно необходимых в определенных условиях упраж­нений орфоэпического и орфографического характера.

Например, некоторые учащиеся неправильно произносят ко­нечные губные звуки (твердые вместо мягких «голуб», «кров») и на письме делают вызванные таким произношением ошибки.

Твердые и мягкие губные не только в середине, но и в конце слова в литературном произношении вполне отчетливо различаются по слуху, являются самостоятельными фонемами, звуками, слу­жащими для различения значений. Лица, владеющие литератур­ным произношением, твердых и мягких губных смешать не могут, так как для них это всегда разные звуки, и слова типа кров [кроф] и кровь [кроф'] для них различны не только по значению, которое узнается из контекста, но и по звуковому составу, отличаясь ко­нечными согласными: в одном случае это твердый согласный, в другом — мягкий. Но для представителей многих южнорусских (а также некоторых северно -русских) говоров слова кров и кровь — омонимы, так как конечные губные в их произношении могут быть твердыми. У носителей диалекта слова сруб и прорубь — [сруп] и [проруп'], семь и съем — [сем'] и [с'jэм], насыпь и дуб — [насып'] и [дуп], суп и сыпь — [суп] и [сып'], гриб и голубь — [грип] и [голуп'] оканчиваются одинаковыми звуками. Естест­венно, при опоре на слух именно в таких словах нередко и до­пускаются ошибки на письме.

Рекомендуются следующие способы борьбы с подобного рода ошибками. Во-первых, упражнения в произнесении конечных губных мягких: сначала отдельных слов с ними, потом групп слов, оканчивающихся на один и тот же мягкий губной (в, м, ф), затем пар слов с одним и тем же губным в его мягком и твердом вариантах (п — п’, м — м'). Во-вторых, анализ пар слов — диалектных омонимов со стороны их значения с указанием на то, что различителями таких слов являются именно разные конечные согласные. Слова граб (существительное) и грабь (глагол), готов (прилагательное) и готовь (глагол), ряб (прилагательное) и рябь (существительное), постав (у мельницы) и поставь (глагол) на слух могут различаться именно по этим конечным согласным.

Отсутствие обозначения мягкости согласного (ь в конце слова) при написании подобных слов не только затрудняет понимание, но и искажает само слово. Чтобы эти сопоставления сделать для учащихся более ясными и убедительными, следует провести срав­нение с парами таких слов, которые оканчиваются твердыми и мягкими согласными, но безошибочно и без затруднений разли­чаются учащимися: мел — мель, дал — даль, жар — жарь и т. д.

Наконец, имея в виду слова с конечными губными, не следует игнорировать и упражнения типа осложненного списывания, для которых могут быть подобраны ряды слов, оканчивающихся одним и тем же звуком: ставь, готовь, кровь, бровь, славь, вкривьвкось), вплавь, семь, уведомь; сыпь, цепь, степь и т. д.

Есть и второй случай, когда неразличение твердых и мягких губных приводит к орфографическим ошибкам. Это наличие в тех же говорах твердых губных в корне слова передj: [п’jу], [б’jу], [сем’jу]. При написании таких слов по слуху появляются ошибки: пишутъ вместо ь («пъю», «бъю», «семъю» и т. д.).

В этом случае, помимо упражнений орфоэпического порядка, которые должны привести говорящего к различению твердых и мягких по слуху, очень поможет морфологический анализ.

Организуется работа и по преодолению орфоэпических и орфографических ошибок, связанных с неправильным употреблением и других твердых и мягких согласных (л л',р р' и др.).