Звонкие и глухие согласные.

Беседу о звонких и глухих согласных можно начать с напоминания ученикам о том, что говорилось ранее в учебнике о согласных, образуемых при помощи шума. При этом называются глухие согласные (к, п, с, т и т. д.), образуемые только при помощи шума. Придумываются и анализируются слова с этими согласными (кот, пот, сесть, шапка). Затем учитель обращает внимание на наличие в языке других согласных, которые по условиям их образования в некоторых отношениях являются сходными с ранее проанализированными звуками, пов то же время и существенно отличаются от них. Эти звуки называются звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з). Сравнение работы органов речи и характера звучания при произнесении глухих и звонких (хотя бы путем прикладывания пальца к горлу или произнесения их при плотно закрытых ушах) должно показать учащимся, что различия между звуками типа к, п, с, т и звуками г, б, з, д заключаются в звучности вторых, что в образовании их участвует не только шум, но и голос (при их произнесении дрожит гортань).

С этой целью могут быть использованы такие приемы:

Учащимся предлагается: 1) приложить палец к горлу и произносить согласные один за другим. При произнесении звонких (б, в, г...) гортань дрожит, что отчетливо ощущается на ощупь, при произнесении глухих (к, п, с...) гортань остается спокойной; 2) плотно закрыть уши руками и произносить согласные, несколько растягивая. При произнесении звонких (б, г, д...) в ушах слышит­ся звон, при произнесении глухих он не слышится.

Затем на материале учебника и придуманных здесь же словах- примерах проводится упражнение в различении звонких и глу­хих. Различение звонких и глухих важно с точки зрения обучения орфографии, так как на нем основывается ряд доступных для учащихся V классов орфографических правил, ошибки на которые считаются грубыми.

В процессе анализа слов со звонкими и глухими должны быть возобновлены в памяти и закреплены знания школьников о спо­собах прояснения неясного согласного, о способах самопроверки при письме (какую букву следует писать, например, в конце слова: пруд или прут, труд или трут и т. п.). На первое место должен быть поставлен прием, состоящий в изменении слова таким обра­зом, чтобы проверяемый звук оказался перед гласным (труды, пруды). Это правило основывается на непреложном фонетическом законе, в соответствии с которым согласные перед гласными ока­зываются в сильном положении.

Фонетический анализ слов с глухими и звонкими согласными должен показать учащимся, что озвончение глухих и оглушение звонких — это закон произношения, а не орфографии, что в пра­вописании звонких и глухих мы руководствуемся не произноше­нием (за исключением лишь некоторых, строго ограниченных случаев), а особыми правилами, основанными на морфологическом составе слова (погрузка — груз — грузить; рубка — рубить).

Работа по закреплению навыков грамотного и осознанного в орфографическом отношении письма, навыков, связанных с при­менением правил правописания звонких и глухих, проводится в определенном порядке с постепенным, но все возрастающим осложнением упражнений:

ü вначале упражнения ограничиваются лишь тем, что школьники правильно читают записанный ими текст и указывают на случаи расхождения и совпадения в произношении и написании слов со звонкими и глухими, встречающимися в данном тексте;

ü следующие задания осложняются: учащиеся должны найти в тексте случаи оглушения звонких в конце слов и случаи изме­нения произношения звонких и глухих в зависимости от соседства их с другими согласными (явление уподобления);

ü вслед за тем может быть дано упражнение, состоящее в запол­нении в тексте пропущенных букв или восстановлении слов со звонкими или глухими, пропущенными в тексте. Эта работа пред­полагает обязательное умение ученика объяснить (обосновать), почему он пишет так, а не иначе.

Все подобные упражнения проводятся сначала в классе под руководством учителя, а затем уже даются и как самостоятельные (домашние).

Так как запоминание рядов звонких и глухих согласных для некоторых учащихся представляет значительные трудности, школьная практика выработала ряд вспомогательных, в том чис­ле и мнемонических, приемов, облегчающих таким учащимся усвоение перечней звонких и глухих. К таким приемам нужно от­нести:

1. Использование таблицы, в которой представлены все звон­кие и глухие, наглядно показаны парные и непарные среди них.

л, м, н, р б, в, г, д, ж, з     не имеющие пар
не имеющие пар парные  
п, ф, к, т, ш, с x, ц, ч, щ