Звуки речи.

Методы формирования фонетических умений (упражнения)

Содержание и структура курса фонетики

В раздел «Фонетика» включены следующие лингвистические понятия: звуки речи; гласные; гласные ударные и безударные; согласные; согласные звонкие и глухие; мягкие и твердые, парные и непарные согласные по мягкости-твердости, по звонкости - глухости ; слог, ударение; чередование гласных и согласных. Включены и такие понятия как сильные, так и слабые позиции звуков, оглушение и озвончение согласных в слабых позициях.

Изучение фонетики предусмотрено программой в 5 классе 11-летней школы.

Звук – кратчайшая единица речевого потока рассматривается с трех сторон:

¶ с физиологической точки зрения звуки рассматриваются как продукт сложной работы органов речи - артикуляции. В зависимости от положения голосовых связок, языка, губ, мягкого неба произносятся звуки, различные по своим физическим свойствам: гласные - согласные, твердые - мягкие;

¶ с акустической точки зрения звуки речи рассматриваются как физическое явление, воспринимаемое органами слуха. На слух воспринимаются высота, сила, длительность, тембр. Сила гласного звука связана с ударением;

¶ с функциональной точки зрения звуки изучаются в их отношении к смысловой стороне речи. Учащиеся должны усвоить, что звуки выполняют смыслоразличительную функцию: дом – дым; луг – лук.

С функциональным аспектом изучения звука связано и рассмотрение особенностей звуковой системы русского языка. Системное понимание языка на фонетическом уровне основывается на ряде понятий, перечисленных выше, которые должны быть в доступной форме раскрыты на уроках фонетики. В ходе упражнений ученики должны убедиться в том, что эти звуковые различия (глухие – звонкие, твердые – мягкие) действительно играют большую роль в выражении значений русских слов. Не случайно указание на звонкость/глухость, твердость/мягкость согласных считается обязательным при фонетическом разборе. Важно обратить внимание на то, что большинство звонких и глухих, твердых и мягких согласных образуют пары (а не «бывают твердыми и мягкими»). Этим подчеркивается, что парные согласные – разные звуковые единицы, противопоставленные друг другу и выполняющие смыслоразличительную роль: дом – том, удар – ударь, лук – люк и т.д.

В числе понятий, с которыми имеет дело учащийся при изучении фонетики, прежде всего следует назвать понятие «звук речи». Далеко не всякий школьник оказывается в состоянии ответить на вопрос, все ли звуки, которые произносит человек, являются звуками речи, и надо показать учащимся, что звуков речи очень много, что одни из них довольно близки между собой по своему звучанию, а другие совсем не похожи один на другой. Замена только одного звука в слове во многих случаях приводит к тому, что появляется уже другое слово (дом, ком, лом, ром, том, сом; пали, пули, пыли). При заменах же другого рода слово может утратить всякое значение, перестать быть словом, превратиться в простой набор звуков («доф», «коф», «лоф», «тоф»).