Лекция 3. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.

Древним Востоком принято называть древнейшие классовые общества на обширных пространствах Азии и Африки, родственные в социально-экономическом отношении. Название «Восток» условно и связано с периодом римского владычества, когда в состав Римской империи входили значительные территории Передней Азии и Египет, являясь частями ее Восточных провинций. То, что рамки понятия «Древний Восток» значительно шире, установили раскопки и исследования 19 и 20 веков. Кроме Египта и Двуречья, этих «ведущих» территорий древневосточных культур, кроме Палестины и Сиро-Финикии, в границы Древнего Востока входят Северная Сирия с Северным Двуречьем, районы культуры хурритов, государства Митанни, центральное плоскогорье Малой Азии – страна хеттов, горная страна Урарту, древнее Закавказье, Иранское плоскогорье с областью Элам, области по реке Инду и его притокам, а также древнейшие культуры Китая и Японии. Культура Древнего Востока является важнейшей частью общечеловеческой культуры.

Месопотамия

Древняя Месопотамия, как и Египет, своим расцветом обязана рекам - Тигру и Евфрату. Страна разделялась на две части: Ассирию на севере и Вавилонию на юге. Древняя история этого царства охватывает период примерно с 3 000 до 500 лет до н.э. С древнейших времен она была точкой соприкосновения трех континентов: Африки, Азии и Европы, и поэтому имела большое влияние на весь остальной тогдашний мир. Одновременно, благодаря финикийцам, она за тысячу лет до н.э. установила и поддерживала тесные контакты с народами Средиземноморья, прежде всего с греками. Для искусства Месопотамии характерен монументализм, независимо от того, идет ли речь о «Судебнике Хаммурапи» или о висячих садах Вавилонии. Стены вокруг Вавилонии тянулись на 18 км, а их ширина была такой, что по ним могла проехать квадрига. Чудом называют висячие сады Вавилонии, созданные на фантастических пирамидах и террасах, сады, в которых произрастало бесчисленное множество цветов и деревьев. Нехватка строительного камня — в отличие от Египта — способствовала интенсивному развитию производства кирпича на основе битума, которого было в избытке. Кирпичи наружних дворцовых стен украшались разноцветной эмалью и фризами, заполненными изображениями фигурок и надписями, как на Воротах Иштар.

В скульптуре преобладают, в основном, сцены войны и охоты. Сам царь изображается гигантским и величественным, на коне или в боевой колеснице, смело убивающим льва или поражающим врагов, которые, как правило, убегают. Человеческая фигура изображается только в фронтальной плоскости и с головой в профиль. Наиболее характерные черты лица, такие, как глаза и нос, изображаются гораздо большими, чем есть на самом деле, в то время как второстепенные детали (лоб или подбородок) — значительно меньшими.