Лекция 2. ВИДЫ, РОДЫ и ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Лекция 1. Введение

ЗАО «Современные знания» 2008

Минск

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ИСТОРИЯ МИРОВОГО

ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

имени А.М. ШИРОКОВА»

 

 

Утверждена

Советом Института

современных знаний

30 мая 2005 г.

Регистрационный № ТД- 420 / баз.

 

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

для студентов специальности 1-21 04 01 «Культурология»

 

 

Искусство — одна из форм общественного сознания. В основе искусства лежит художественно-образное отражение действительности. Искусство помогает познавать мир, формирует духовный облик людей, их чувства и мысли, их мировоззрение, воспитывает человека, расширяет его кругозор, пробуждает творческие способности. Возникнув из трудовой деятельности человека, искусство стало оказывать благоприятное влияние на его развитие, особенно на развитие эстетических представлений. По­знавательная роль искусства сближает его с наукой. Художник, как и ученый, стремится понять смысл жизненных явлений, выявить в случай­ном, преходящем, наиболее характерное и типичное. В отличие от науки искусство выражает свои представления об окружающем мире не посред­ством отвлеченных понятий, а с помощью конкретных художественных образов. Типичное в жизни воплощается в художественных произведениях, в неповторимых индивидуально-характерных формах.

История искусства представляет собой сложную, противоречивую карти­ну развития различных национальных школ, стилей, течений, творческих личностей, находящихся во взаимодействии. В своем творчестве художники исходят не только из непосредственных впечатлений, наблюдений и изучения окружающей их жизни, но также из опыта, веками на­копленного человечеством; художники то опираются на тра­диции национальных школ, то противопоставляют им свое новое понима­ние явлений действительности. Специфические особенности изобразительного искусства своеобразно раскрываются в каждом отдельном его виде.

 

ВИДЫ ИСКУССТВА— различные формы эстетической деятельности человека, художественно-образного мышления. Различают искусства изо­бразительные (живопись, скульптура, графика)и неизобразительные (архитектура, прикладное искусство). В свою очередь, изобразительные и не­изобразительные искусства условно разделяются на роды, хотя между ними сложно провести четкую грань: станковый, монументальный, декора­тивный. Неизобразительные искусст­ва более четко разделяются в соот­ветствии с материалом (деревянное зодчество, керамика), техникой (каркасная архитектура, резьба), назначе­нием (общественные здания, утварь). В общей системе искусств виды искусств так­же условно объединяются в роды: виды искусства, имеющие в своей основе пла­стику человеческого тела (пантоми­ма, балет, акробатика), пластические, или пространственные (архитектура, скульптура, живопись), временные (поэзия, музыка), временно-простран­ственные (драматический и музы­кальный театр, кино), синтетические (видеоискусство, дизайн).

ЖИВОПИСЬ— вид визуального (воспринимаемого зрением), статичного (не изменяющегося во времени), пространствен­ного искусства, не имеющего (в от­личие от архитектуры и прикладного искусства) прямого практического применения. Живопись отличается при этом от скульптуры своим плоскостным (не объемным) характером, а от графики— той первостепенной ролью, которую в живописи играет цвет. При этом формальные отличия живописи от скульптуры и графики нельзя абсолютизировать, поскольку живопись при­обретает некоторый объем благодари фактуре, пастозному красочному слою и технике коллажа: она может быть однотонной, монохромной, а также может быть тесно связана с сооружением или предметом, зачастую выполняет разнообразные (хотя не собственно утилитарные) функ­ции, как религиозные (в разных куль­товых системах), так и светские.

Основные разновидности живописи — станковая и монументаль­ная — связаны с той материальной основой (несущей плоскостью), на какую наносится живописное произ­ведение. В станковой картине такой основой служит достаточно прочный и плотный материал (натя­нутый на подрамник холст, деревян­ная доска, лист картона, металла и т. п., обычно покрытые специаль­ным грунтом), позволяющий свобод­но перемещать произведения: разве­шивать на стенах, экспонировать на выставках, формировать музейные и частные коллекции. Как правило, произведения станковой живописи предна­значены для показа и восприятия в интерьерах. Важным атрибутом кар­тины является рама, придающая жи­вописному образу завершенность и позволяющая при восприятии четко отграничить живописное иллюзорное пространство от реального окружения картины — пространства интерьера. «Носителем» монументальной живо­писи является неподвижная архитектурная основа (стена, свод, опора здания) или специальная конструкция. Монументальная живопись может быть предназначена для интерьеров, фасадов, открытого городского простран­ства, внешней среды. С этим связана необходимость выбора для монумен­тальной живописи более прочных (чем для станковой) материалов и разра­ботки технологии, исключающей выгорание на свету, размывание ат­мосферными осадками и другие из­менения живописи во внешней среде (ка­менная, керамическая или смальтовая мозаика, витраж) из цветных сте­кол, фреска и другие виды росписи). Произведение монументальной живописи нельзя отделить от его основы (сте­ны, несущей конструкции); важной задачей художника является здесь достижение синтеза искусств— гармоничного единства, логической связи, стилевого и образного единст­ва монументальной живописи и архитекту­ры. Основой живописи может быть и пред­мет; в этом случае, как правило, в ней преобладает декоративное начало. Особые виды живописи—иконопись, миниатюра, декорационная живопись, диорама, панорама.

Живопись обладает широким кругом вы­разительных средств, среди которых важнейшие — композиция, рисунок и цвет(колорит). Живописьможет пользо­ваться как оттенками одного цвето­вого тона, так и системой взаимосвя­занных тонов (красочная гамма), не­изменяемым локальным цветом или цветовыми градациями (полутона, переходы, оттенки), показывающими различия в освещении предметов, в их положении в пространстве и сре­де; рефлексы обнаруживают взаимо­действие различно окрашенных объ­ектов; единство живописного тона позволяет объединять предметы со средой, валёры показывают тончай­шие оттенки, возникающие при вза­имодействии предметов и среды. На непосредственном изучении натуры основано воспроизведение естествен­ного солнечного света и воздушной среды (пленэр). Выразительность живописи достигается и характером мазка, об­работкой красочной поверхности (фактура). Построение объема и пространства в живописи связано с линей­ной и воздушной перспективой, светотеневой моделировкой, использова­нием конструктивных качеств рисун­ка и пространственных свойств теп­лых и холодных цветов. Живопись может быть однослойной (алла прима) и многослойной, имеющей прозрачные и полупрозрачные слои (подмалевок и лессировки).

Основные технические разновид­ности живописи: масляная живопись (крас­ки на растительном масле как связу­ющем веществе), темпера (краски на естественных и искусственных эмуль­сиях), клеевая живопись, восковая живопись (в т. ч. энкаустика), живо­пись водяными красками по штука­турке сырой (фреска) и сухой (секко), эмаль, живопись керамическими, силикатными, синтетическими крас­ками, мозаика, витраж; акварель, гуашь, пастель, тушь служат для ис­полнения как живописных, так и графических произведений.

По традиции основными инстру­ментами живописи служат кисти различной ширины и мягкости, но употребля­ются также мастихин и специальные устройства для распыления жидкой краски (аэрографы) и для перенесе­ния на холст изображений фотохи­мическим способом.