Гениология морали.

Ницше.

Часть 17 ноября.

Света

 

Дионис – некая метафора человека.

Типичной греческой комедией является судьба прометея (Трагедия Эсхила).

Прометей подвергается наказанию, так как он знает тайну рода: знает откуда Зевсу грозит небытие. Боги бессмертны, но это не означает, что им ничего не грозит, они могут исчезнуть, и это знает Прометей, поэтому его мучает Зевс с целью узнать, что ему угрожает.

Ницше говорит о законе судьбы (Мойры), который объединяет людей и богов: боги несут свою судьбу в радости (пьянствуют и развлекаются), а люди – в слезах. Но это 2 стороны одного и того же: судьба – это то, что объединяет людей и богов в античном мировосприятии.

Таким образом Дионис – метафора человека как страдающего бога.

Для Ницше важен антипсихологизм трагедии. Для него некой формой деградации является трагедии Эвлипида, которые восхищали современного зрителя своим жизнеподобием.

Сюжет Электры повторяется у Эсхила, Софокла, Эвлипида.

Электра – дочь – хочет отомстить за смерть своего отца, убитого своей женой и его любовником.

Телеста – жена – олицетворяет собой страсть, она не просто так мстит мужу за то что изменила ему, она ждала его чтобы отомстить за свою любимую дочь, которая была принесена в жертву Агамемнон – своим отцом – чтобы полчища достигли Трои. Телеста не может этого простить и убивает его, когда он возвращается из похода.

Сюжет Электры строится на том, что она сама слабая женщина, упорствует, утверждает, что придет Арест – сын Агамемнона - и отомстит. Говорит, что все должны бояться и покаяться, все боятся, но не каются.

Центральным моментом и у Софокла, и у Эвлипида является встреча Ареста и Электры.

У Софокла: Все лаконично: Арест появляется. Для того чтобы проникнуть в дом к царю он выдает себя за вестника (свидетеля) смерти Ареста. Все радуются, что опасность ушла, кроме Электры, она плачет и хочет сама увидеть вестника и лично от него услышать о смерти Ареста. Они встречаются и он говорит ей, что действительно Арест умер поэтому Электра говорит, что месть теперь становится ее личным долгом (раньше она надеялась на Ареста). Но этот долг невыполним, в силу того, что она слабая женщина. И в этот момент происходит кульминация, Арест, тронутый всем этим признает, что это он и есть. Она его признает и они идут и убивают того чувака. Все убийства в комическом театре происходят за сценой.

У Эвлипида: Есть подробности, носящие комический характер, например, чтобы больше унизить Электру (она не замужем) есть сцены, где ее сестра говорит ей, что она всем портит настроение и лучше бы она подумала о себе, о том сколько ей лет, а до сих пор не замужем. Электру насильно выдают замуж за человека из приличного рода, но который все же ей не ровня. Этот брак стал для нее является еще одним оскорблением. Только ее муж (из ее окружения) верит ей, но боится Электры, как огня, считая, что Арест вернется и убьет его, за то, что он участвовал в унижении Электры. Супруг – комический персонаж, что в трагедии быть не должно. С другой стороны, Арест появляется, исполнив специальный обряд на могиле отца и встречается со своим отцом. Говорит, что нужно подготовить Электру к его появлению. Учитель рассказывает ей, что нашел локон волос на могиле, Электра не верит. Затем появляется сам Арест, и утверждает, что это он и есть. Электра все равно не верит, хочет, чтоб ей доказали. Он начинает ей рассказывать свои воспоминания из детства, а когда он рассказал ей случай, когда они бежали за коровой, и он упал и остался шрам, и показал его ей, только тогда Электра поверила ему.

С одной стороны здесь присутствует психологизм, но с другой не так все лаконично как у Софокла (идеал).

Есть еще французские трагедии – трагедии Вольтера – в них присутствует оригинальное описание сюжета.

Есть еще трагедия Антигоны (трагедия Анунья, классик 60-х годов, современный автор). В трагедии присутствует философская, дистенциальная нагрузка, размышления о свободе. Но если рассматривать персонаж Антигоны, она не интересна {не интересна Исакову}. В главном диалоге встречи Антигоны и Карионта (царя), Карионт начинает ей объяснять, что она такая молоденькая девочка (хотя на самом деле она далеко не молода).

Аргументы Карионта – тебя видел кто ни будь кроме охранника – нет, не видел, ну и иди домой. Она – нет, все равно я пойду делать свое дело, закапывать пленника. Тогда он решает с ней объясниться: ты такая молоденькая девочка, те еще такая глупенькая, ты не понимаешь, ты думаешь, что ты живешь среди хороших людей и все тебя любят и т.д. Тебя любят, потому что тебя боятся: ты царская дочь, поэтому все перед тобой преклоняются, лебезят и лицемерят. На самом деле мы живем в страшном мире и окружают нас одни мерзавцы, порядок в городе держится исключительно на страхе.

Интересны аргументы Карионта (от лица власти) – позиция Антигоны.

Новая модель идентификации, которая предполагает индивидуальное осознание, которая входит в культурную общность на основе метафизического образа, а не просто реальной природной общности.