Метафизика

Философия Аристотеля.

 

Первая систематическая форма западной философии была изобретена и оформлена Аристотелем (основная архитектоника фил. знаний и фил. дисциплин).

 

Философские дисциплины:

- первая философия (потом метафизика)

- этика

- логика

- физика, натурфилософия (фил. учение о природе)

 

 

Основополагающее произведение Аристотеля.

Основная идейная конструкция – оппозиция 7–й и 12-й книг.

Главное понятие – «чтойность» (тотиэ-нейне) – аристотелевское понимание бытия. Затем это понятие разделяется. Аристотелевская философия – философия бесконечно следующих различений, разделений чтойности:

1) чтойность вещи

познание требует соединения бытия в возможности и бытия в действительности:

- в действительности это вещь в мире, материальная вещь

- в возможности род интуиции, соответствующей этой вещи в разумной части души

 

В принципе, у человека уже есть весь необходимый набор интуиций для познания тех вещей, которые существуют в мире. Но эти интуиции необходимо пробудить инициировать их действие, а для этого необходим конкретный чувственный опыт.

 

2) Энергея

Есть особое познание – познание божественного ума, того, что поддерживает порядок в мире, некоего рода метафизической причинности. Божественный ум предполагает другую задачу, должна быть осуществлена другая работа души: необходимо воспроизвести контекст различия – не сопоставления, не единства возможности и действительности, а контекст различия возможности и действительности в отношении того, что только действительно было, что только действительно, получает у Аристотеля особое название – энергея.

Энергея – особый род чтойности, то, что только действительно, никогда не останавливается, никогда не пребывает в ___ возможности, всегда в действии.

Это различение требует специального упражнения души, и душа должна сама силой воображения (как мы бы сказали, понятие воображения отсутствует у Аристотеля) воспроизвести отсутствующий контекст возможности. Необходим коррелянт для того, чтобы само различие действительности и возможности имело место и тем самым, что только действительно, стало чем-то осмысленным (интеллигибельным). Этот контекст требует создания символа. Символ – это вещная форма, т.е. вещный коррелянт (вещный – зримый, данный в созерцании, умственном или чувственном) того, что вообще по смыслу своего бытия такой формы не имеет.

Таково основное содержание, основное отличие и специфическая часть философии Аристотеля, его взгляда на мир и т.д.

 

 

Алексей Лосев (о Платоне и Аристотеле)

- в поздних работах:

У Аристотеля нет ничего, чего бы не было у Платона; Аристотель продолжает Платона, и в этом смысл, это законное следование

-в ранних работах

Нужно отставить мысль, что Аристотель понимал Платона, его философия – искажение, на самом деле, философия Платона – что-то более истинное, а все вопросы, которые задавал Аристотель Платону, неправомерны, а т, которые правомерны, на самом деле присутствуют у самого Платона (в частности, аргумент третьего человека, критика теории идей действительности, в диалоге «Парменид» это присутствует)

Тем не менее, более объективный взгляд говорит о том, что у Платона все-таки имела место основополагающая интуиция того, что только возможно – то, что он называл «сверхбытие», то, на что указывает бытие (хен ту эксаентнес - «Единое вдруг»). Потом с этим понятием стали связывать понятие творческого акта, когда все может измениться, т.е. не осуществление предзаданного закона не предзаданной истины, а именно творческий акт.

С другой стороны, у Платона нет понятия энергии – того, что поддерживает устойчивый порядок в мире.

Идеи интуиции составляют некое поле напряжения мысли, которое характерно для всей платоновской традиции, для всей западной мысли вообще. До сих пор эти две интуиции сохраняют, например, Хайдеггер(20е-30е годы 20 века).

Основополагающая мысль – культура производит символы, задача культуры производить символы, символическая сущность культуры. Человек – символическое существо, нуждается в символах. Это культура производит символу по образцу аристотелевской интуиции, т.е. символы – всегда та недостающая часть, которая необходима для мышления энергии, в то время как само человеческое существование на самом деле, дабы понять как становящаяся возможность. Но это понимание затруднено тем, что культура не производит соответствующего символического контекста.

Соответственно, задача новой культуры, задача современной культуры, которая по Хайдеггеру должна измениться – переинтерпретировать старые символы энергии в символы «хен ту эксаентнес», т.е. символы в становящейся возможности в этой задаче экзистенциальной философии и современной культуры.

 

Кроме этого, Аристотель – энциклопедическое начинание и изложение философии. Есть разные разделы.

 

1) Мы говорили о том, как используется интуиция энергии при решении, в частности, проблемы «апорий». Немыслимость движения связана с тем, что мы неправильно, интуитивно не проговаривая этого, априори приписываем непрерывность вещам. На самом деле, непрерывность принадлежит способности души мыслить, схватывать движение, а именно потому, что душа способна в некотором смысле отображать движение, имея дело с движением, потому что она сама способна к самодвижению и этому самодвижению принадлежит непрерывность.

Непрерывность - принадлежит вещам

- «сама по себе», принадлежит душе

 

В способности души к движению души приписывается это свойство быть часто деятельностным началом. Здесь качество энергии переадресуется душе - уже не божественный ум, а ум в его конечном варианте.

 

2) Есть этика (от понятия «сенезис»). В «этике» происходит ориентация уже не на вечное благо, а на конкретное решение, что является для меня благом в конкретный момент. В основе этого решения лежит рассудительность (пронезис), но этого недостаточно – необходим еще некий род очевидности. Эта очевидность называется Аристотелем «сенезис»:

Человек способен понимать, что для него является добром, потому что желание добра ему присуще по природе.

 

3) Логика – наука, которая вообще создана Аристотелем, ее не было до этого в западной традиции.

4 закона логики, учение о силлогизме.

Фигуры силлогизма.

Категорический силлогизм – синоним средневекового аристотелизма.

Модусы – отношения между двумя элементами, двумя терминами:

S – субъект, подлежащее

P – предикат

(S – меньший, P - больший)

Отношение между ними рассматриваются на основе отношений к третьему, который называется медиальным членом (средний термин). По месту этого среднего термина M и именуются категории.

Предикат вывода всегда обозначается P, в первой посылке. Во второй посылке всегда имеет место субъект. Предикат вывода всегда присутствует в меньшей посылке.

 

Всего 4 фигуры:

 

MP PM MP PM

SM SM MS MS

SP

 

Случай однозначного заключения называется правильным модулем фигуры категории силлогизма. Кроме этого различается 4 вида суждений (тоже идет от аналитики Аристотеля):

1) Общеутвердительные (все люди смертны)

2) Общеотрицательные (все боги бессмертны, никто из бессмертных не является человеком)

3) Частноутвердительные (некоторые люди бессмертны)

4) Частноотрицательные (некоторые не являются кем-то)

 

Модусы описываются условными терминами, но в эти термины в качестве гласных включаются буквы, обозначающие суждения.

3 общеутвердительных суждения:

1) все люди смертны 3 «А» в этих утверждениях, «Барбара» самый знаменитый

2) Сократ человек первый модус первой фигуры

3) Сократ смертен Категория силлогизма

Все фигуры, все модусы должны сводиться к модусам первой фигуры – в этом состоит новое формальное искусство.

Перевернем:

 

Все люди смертны à Все смертные люди

Сократ человек Сократ человек

________________ __________________

 

Сократ смертен Сократ смертен (не следует)

 

Можно исправить, тоже самое записать в терминах второй фигуры(отрицательные суждения):

Никто из бессмертных не является человеком

 

Сократ человек

________________________________________

 

Сократ не бессмертен, т.е. Сократ смертен

 

Т.о. содержание этого умозаключения мы переводим в содержание по второй фигуре

(В данном случае первое суждение общеотрицательное

второе суждение частноутвердительное,

в конце отрицательное «Сократ не является бессмертным»)