Физические лица.

Субъекты международного частного права.

МЧП регулирует невластные отношения, значит, в них вступают невластные субъекты, т.е. физические и юридические лица, не обладающие властными полномочиями. Эти невластные субъекты являются основными в международном частном праве. Когда между ними заключаются какие-то соглашения, то они заключаются между однопорядковыми субъектами.

В то же время в невластные отношения могут вступать и государства. Становится ли государство субъектом МЧП? Отношения между разного рода субъектами называются диагональными. Когда государства ступают в такие отношения, то они тоже регулируются нормами МЧП. Властных субъектов в МЧП называют неосновными субъектами, потому что отношения с их участием в основном регулируются нормами публичного права. Неосновные – не значит второстепенные, но они не всегда вступают в частноправовые отношения.

Основные субъекты МЧП.

Практически в данном случае речь идёт об иностранцах. Одна сторона для другой всегда будет являться иностранным субъектом. Под иностранцами мы понимаем граждан какого-то государства; лиц без гражданства.

Обычно говорят о том, что физические лица пользуются определённым правовым режимом. Правовой режим для иностранцев всегда определяется внутренним правом. Т.е. государство устанавливает определённые права и обязанности в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Означает ли это, что государство может осуществлять регулирование исключительно по своему усмотрению.

Резолюция Генассамблеи ООН 1987 года: иностранцы должны обладать определённым объёмом прав. Т.е. для них предусматривается минимальный международный стандарт в каждом государстве. Установление этого стандарта связано с обеспечением защиты прав человека, в частности, право на жизнь, право на охрану здоровья, право на начальное образование; на обращение в государственные органы и в суд.

Виды правовых режимов иностранцев.

Режим наибольшего благоприятствования. Этот режим имеет договорный характер, а это, в свою очередь означает, что в каком-то договоре имеется статья, что гражданам договаривающихся государств предоставляется режим наибольшего благоприятствования. Наибольшее благоприятствование означает, что всех иностранцев приравнивают к гражданам какого-то государства, которым предоставлен наиболее льготный режим. Например, в договорах о воздушном сообщении, о морском судоходстве.

В чём заключается благоприятность режима? Пока что ответа на этот вопрос в литературе не дано. Да, приравнивание есть. Но к кому, как и в каком отношении, абсолютно неизвестно. Какой же тогда это режим, объём которого неизвестен.

Режим наибольшего благоприятствования тоже не является правовым режимом.

Национальный режим. Всегда подчёркивается, что иностранцы при национальном режиме, пользуются равными правами с гражданами определённого государства. Введение такого режима практически невозможно, т.к. абсолютно идентичного набора прав и обязанностей у иностранцев и граждан быть не может.

Всё равно иностранцы весьма ограничены в правах, и, как правило, не имеют тех обязанностей, которые имеют граждане государства (например, обязанность уплачивать налоги; охранять культурные ценности и т.д.).

Налогообложение иностранцев обычно регулируется договорами об избежании двойного налогообложения: предусматривается, что налог платится один раз, у источника – там, где плательщик получает доход, с которого платится налог.

На самом деле во всех государствах имеются ограничения в отношении прав иностранцев. Обычно это касается инвестиций, например, во Франции иностранцам запрещены инвестиции в туризм, радио и телевидение; сельское хозяйство. В некоторых государствах могут быть инвестиции, только не стопроцентные: предполагается, что не менее 51 % инвестиций в какой-то отрасли должно быть у местных предпринимателей. Такого рода правила имеют место во всех арабских странах. Швейцария запрещает иностранцам работать в часовом бизнесе, в сыроварении.

Практически все государства устанавливают ограничения в политических правах: максимум, что разрешается, участие в муниципальных выборах. Как правило, запрещается служба в армии, исключение составляет Израиль. Но это наёмники, которые даже не включаются в состав армии государства.

Т.е. можно прийти к выводу, что национального режима нет, мы можем говорить о нём лишь условно. Государства таким образом хотят подчеркнуть, какие они демократичные по отношению к иностранцам, хотя на практике такого нет.

Специальный режим. Именно специальный режим является основным в практике государств. Он устанавливается законодательством каждого государства, и мы его всегда можем выяснить. Совокупность всех нормативных и ненормативных актов, которая имеется в данном государстве, будет формировать и специальный режим. Галенская: в РФ для иностранных граждан установлен не национальный, а специальный режим.