БЮДЖЕТУВАННЯ ДІЯЛЬНОСТІ СУБ'ЄКТІВ ГОСПОДАРЮВАННЯ
Раздел II
Тема 1 : Учёт денежных средств в туристических организациях.
- Учёт кассовых операций
- Учёт денежных средств на счетах в банке в национальной валюте
- Учёт денежных средств на счетах в банке в иностранной валюте.
- Учёт обязательной продажи иностранной валюты.
- Учёт покупки иностранной валюты.
I
Состав денежных средств тур-ой организации включаются денежные средства в бел.руб. и иностранной валюте, хранящиеся в кассах организации и на счетах в банке.
Организация наличного и безналичного денежного оборота в РБ регулируется НацБанком РБ.
Порядок проведения учёта, оформления кассовых операций определён инструкцией о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в бел.руб. на территории РБ.
В состав кассовых операций включают :
1. оформление кассовых документов
2. приём наличных денежных средств в кассу
3. выдача наличных из кассы ТО
4. ведение кассовых книг
5. соблюдение установленного порядка и сроки сдачи наличных денег
Организации имеют право хранить в кассе наличные денежные средства в пределах лимита, установленного банком (для каждой организации согласно заявке клиента банк устанавливает лимит остатка денежных средств в кассе).
В сумме, превышающей установленный лимит в кассе организации могут находится денежные средства для выплаты з/п в пределах 3 дней.
Ведение кассовых операций возложено на кассира, который несёт полную материальную ответственность за сохранность денежных средств (с кассиром в обязательном порядке заключается договор о финансовой ответственности).
Поступление денежных средств и выдача из кассы оформляется кассовыми орденами. При поступлении оформляется приходной кассовый орден ф.КО- 1; расходный кассовый орден КО-2.
Приходный и расходный кассовые ордена выписываются в бухгалтерии, подписываются главным бухгалтером и передаются для исполнения в кассу.
Движение средств ТО систематизируется в кассовой книге, ф.КО-4.
Для обеспечения правильности ведения учёта денежных средств и их сохранности, все страницы кассовой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью. Каждый лист кассовой книги состоит из 2 равных частей: 1 часть- первый экземпляр, 2 часть – отчёт кассира и остаётся в кассовой книге.
В кассовой книге все поступления и выдачи денежных средств регистрируются в хронологическом порядке. Кассир обязан делать записи в кассовой книге посн каждого приёме и выдаче денежных средств с указанием документа, на основании которого выполнена операция. По окончанию каждого дня кассир определяет итоги по приходу, расходу и остаток денежных средств в кассе.
Кассир представляет в бухгалтерию отчёт (отрывной лист кассовой книги) с приложенными всеми приходными и расходными документами. Полученный отчёт кассира в бухгалтерии подлежит проверке и обработке.
Для учёта движения денежных средств в кассе используется активный счёт 50. По дебету отражается поступление денежных средств в кассу, а по кредиту отражается выбытие денежных средств из кассы, сальдо можно быть только дебетовое.
Счёту 50 предусмотренным след-ие субсчета:
· 50-1 (50 субсчёт 1) : касса организации
· 50-2 : операционная касса
· 50-3 : денежные документы
· 50-4 : валютная касса
· 50-5 : филиалы организации
Счёт 50 дебетуется на сумму денежных средств поступивших в кассу с кредитованием следующих счетов.
2) Поступление денежных средств в кассу за оказанные услуги, дебет 50, кредит 90, счёт 62 - расчёты с покупателями и заказчиками.
3) Возврат подотчётных сумм.
4) Выявленные излишки при инвентаризации подлежат оприходыванию. (92/1)
Расход денежных средств :
1) Сдача денежных средств для зачисления на расчётный счёт.( Инкассация выручки от реализации туристических услуг – кредит 50, дебит 57).
2) Выдача наличных денежных средств из кассы:
- на выплату з/п (Д-70,К-50)
- выплата премий (Д-92, К-50)
- выдача в подотчёт на командировочные расходы (Д-71, К-50)
5) Недостача выявлена (Д-94, К-50)
II
Для хранения денежных ср-в в банке открывается банковский счёт. Порядок открытия банковских счетов регулируется НацБанком РБ (см. Инструкцию №127 от 20.06.07 )
Для открытия счёта банковского клиент предоставляет след-ие документы:
1. заявление на открытие БС
2. копия документа о гос-ой регистрации предприятия
3. устав юр.лица или учредительный договор
4. карточку с образцами подписей должностных лиц (имеющих право распоряжаться БС) и оттиски печатей
5. дубликат извещения о присвоении учётного номера плательщика
6. справка органов фонда соц-ой защиты населения о регистрации в качестве плательщика обязательных страховых взносов
7. документ, подтверждающий регистрацию в качестве страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на пр-ве и профессиональных заболеваний.
Документы, по открытию БС, проверяются банком , с клиентом заключается договор и открывается клиенту счёт, которому присваивается соответствующий номер.
Операции по открытому счёту проводятся на основании типовых документов, утверждённых НацБанком РБ. Документы по зачислению денег на сяёт явл-ся :
- платёжные поручения
- расчётные чеки
- объявления о взносе наличных денег
- препроводительная ведомости при сдаче денег через инкассацию.
Списание денег производится на основании :
- платёжных поручений
- требований
Банк, в котором обслуживается организация ежедневно или периодически сообщает клиентам о произведенных операциях путём выдачи выписки.
В выписке отражается:
- № банковского счёта
- дата
- остаток по счёту на начало периода
- код операции
- номер документа, по которому совершенна операция
- сумма по операции
Так как выписка явл-ся документом банка, зачисление на счёт денег в банке отражается по кредиту. Списание денег со счёта отражается по дебету.
- остаток на конец периода.
Конечный остаток по выписке : остаток на начало + оборот по кредиту счёта (зачисление денег на счёт)-оборот по дебету (списание).
Основные виды счётов:
- расчётный текущий счёт в нац-ой валюте
- специальные счета
Для учёта движения денежных средств на текущем расчётном счёте используется активный счёт 51. по дебету счёта 51 отражается поступление (зачисление) денежных средств, а по кредету – списание (перечисление д.с с расчётного счёта).
Основные хоз-ые операции по зачислению (поступлении) денежных средств на расчётный счёт:
- зачислены денежные средства из кассы организации (дебет счёта 51, кредит 50
- сдача денежных средств в банк через инкассатора
а) кредит счёта 50, дебет 57 – сдача инкассатору
Зачисление д/с на расчётный счёт
- зачисление денежных средств от покупателей и заказчиков в безналичном порядке (счёт 90/1, д -51, к-62)
- поступление д/с от разных дебиторов (д-51, к-76)
- поступление д/с от учредителей (д-51, к-75/1)
- поступление полученного кредита (д-51, к-66,67) и др.
Списание д/с с расчётного счёта отражается по кредету:
- погашение задолженности поставщикам, подрядчикам, разным юр или физ лицам ( д-60, к-51)
- получение д/с в кассу на выплату з/п и для выдачи в подотчёт (д-51, к-50)
- перечисленные д/с на выплату з/п при перечислении на карт-счёт (д-50, к-51)
- перечисление д/с в бюджет:
- налог на прибыль
- подоходный налог
5. погашение задолженности органам соц-ого страхования (д-69, к-51)
6. перечисленные дивиденды учредителям (д-75/2, к-51) и др.
Для учёта д/с на других счетах в банке используется счёт 55,который наз-ся – специальные счета в банках. По своей структуре данный счёт активный. По дебету отражается зачисление денег, по кредету- списание.
К д/с хранящимся на спец-ых счетах относятся:
- аккредитивы
- чековые книжки
- депозитные счета в офиц. ден. ед
- депозитные счета в иностранной валюте
- банковские карты (пластиковые)
- счета для хранения купленной валюты
Пример: открыт аккредитив за счёт собственных средств (д-55, к-51). Аккредитив – счёт, кот-ый открывается по месту нахождения получателя д/с для расчёта с ним.
Открыт депозитный счёт (д-55, к-51).
III
Для проведения расчётов в иностранной валюте открывается счёт в иностранной валюте.
Для открытия валютного счёта надо предоставить (см. пред?)
Для соблюдения требований валютного контроля за движением ден-ых средств в иностранной валюте банк открывает след-ие виды счетов в ин-ой валюте:
- текущий
- транзитный валютный
- спец-ые счета
Транзитный валютный счёт открывается банком сам-но при 1-ом поступлении иностранной валюты туристической организацией.
К специальным счетам относятся депозитные счета, аккредитивы в иностранной валюте, специальный счёт для хранения купленной валюты.
Спец-ый счёт для хранения купленной валюты открывается в том банке, где открыт текущий счёт в иностранной валюте.
Совершаемые операции в выписках банка отражаются в 2х валютах: иностранная валюта и бел. руб,, пересчитанные по курсу на дату операции. На основании выписки банка приложенных первичных документов каждая операция отражает движение д/с в иностранной валюте на счетах БУ.
Операции:
- зачисление иностранной валюты на транзитный валютный счет от покупателей (д.52/1, к.62)
- (такая корреспонденция устанавливается в том случае, если учётной комиссией признание выручки отражается в момент оплаты
- с транзитного валютного счёта денежные средства подлежат списанию в размере 30% для обяз-ой продажи
Т.к. валютный курс подлежит изменению , то необходимо производить оценку дс в иностранной валюте:
- при ↑ курса необходимо отражать в учёте дооценку (Д-52/1,2; К-98/5)
- при ↓ валютного курса отражается уценка (Д- ;К-52)
Ден.ср-ва , учтённые на счёте 52/2 используются :
- на оплату нерезидентам за оказанные услуги в иностранной валюте (д.60, к.52/2)
- на выдачу в подотчёт на командировочные расходы ( при выдачи наличных д.ср. д.50/4, к.52/2 ; выдача в подотчёт д.71, к.50/4)
- на погашение кредита и займа
IV
Для пополнения валютных резервов страны приобретение товаров критического импорта экспортёры обязаны продавать на внутреннем валютном рынке часть валютной выручки. Порядок проведения обяз-ой продажи валюты регламентирован указом президента РБ №…
1. Все юр. лица и ИП осуществляют обяз-ую продажу иностранной валюты в размере 30%.
2. Обяз-ая продажа валюты осуществляется через уполномоченный банк
3. Для обяз-ой продажи валюты тур-ая организация обязана не позднее 7 рабочих дней представить в банк док-ты на распределение поступившей иностранной валюты (Реестр распределения иностранной валюты и платёжные поруче6ия на списание иностранной валюты для обязательной продаже и зачисления на текущий валютный счёт
4. За проведение обяз-ой продажи ин-ойсвалюты банк с тур-ой компании взыскивает комессионное вознагрождение в размере 0,2% от суммы проданной валюты. (в бел.р.)
5. Обяз-ая продажа валюты осуществляется по офиц-ому курсу НацБанка
6. При обяз-ой продаже валюты турист-ие орг-ии получают убыток в размере клмиссионного вознагрождения. это выззванр тем, что иностранная валюта учитывается по курсу НБ и продаётся по курсу НБ
Для отражения в учёте операций по продаже валюты в учёте используется счёт 91 – операционные доходы и расходы. Этот счёт испол-ся для отражений операций и выявления результата (по к91/2 отражается выручка от продажи валюты и убыток; по д91/2 отражается проданная валюта и коммисионные вознаграждения)
Общая схема бухгалтерских записей по отражению в учёте операций от обяз-ой продажи валюты:
1) Зачислены д/с на транзитный счёт (Д-52/1, К-62,90/1)
$=10000, курс = 2700, РЭ(руб-ый эквивалент)= 27000000 руб
2) Списание д/с для обязательной продажи валюты (Д-57/3, К-52/1)
$ = 3000 , курс=2710
3) Д-52/2, К-52/1
$=7000? Курс=2710
4) Отражается курсовая разница по переоценке д/с на транзитном валютном счёте (Д-52/1, К-98/5)
(2710 -2700)*10000= 10*10000=100000руб
5) Зачисление д/с за проданную валюту (Д-51, К-91/1)
3000*2712(курс НБ на дату продажи)
6) Списание проданной валюты (Д-51/2, К-57/3)
3000*2712
7) Отражается переоценка (курс повысился → дооценка) валютных ср-в для продажи (Д-57/3, К-98/5)
(2712-2710)*3000= 2*3000=6000руб
Комиссионное вознаграждение может уплачиваться комитетом сам-но либо сдерживаться из выручки за проданную валюту. Расчёты с банком отражаются по счёту ЭР «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».
8) Отражение комиссионного вознаграждения (Д-91/2, К-76)
3000*2712*0,002=16272
9) Отражается результат от обязательной продажи валюты (убыток) (Д-99, К-91/9)
V
Кроме обязательной продажи валюты организации имеют право осуществлять валютно-обменные операции.
Порядок проведения валютно-обменных операций утверждён Постановлением правления НБ 27.07.2005 №112. Согласно этому док-ту, валютно-обменные операции включают :
- операции, связанные с добровольной продажей иностранной валюты
- по покупке иностранной валюты
- конверсионные операции
При необходимости организации имеют право купить иностранную валюту на внутреннем валютном рынке. Покупка иностранной валюты организациями осуществляется через уполномоченный банк на основании заявки на покупку валюты. В заявке указывается сумма необходимой валюты по номиналу, декларируется цель приобретения иностранной валюты и указывается договорной курс покупки валюты.
Купленная валюта зачисляется банком на спец-ый счёт для хранения купленной валюты. Купленная иностранная валюта должна быть использована втечении 7 рабочих дней на цель. Если валюта не использована в течении срока, то она подлежит обратной продаже в размере 100%.
Схема отражения в учёте операций по покупке валюты:
- Перечисление ден.ср-в на покупку иностранной валюты (Д-57/2, К-51)
100000 (рос.руб);К=90(курс договорной)
Бел.руб=90*100000=9000000
- Зачисленные деньги на спец-ый счёт (Д-55/9, К-57/2)
100000; К=85 (офиц-ый курс)
РЭ=8500000
- Разница между договорным и учётным (официальным курсом НБ на дату совершения операции) курсом – расходы по покупке валюты. Они отражаются на счёте 97/2 (Д-97/2, К-57/2)
(90-85)*100000=500000
- Купленной иностранной валютой произведён расчет с нерезидентом, курс на дату перечисления д/с = 83 (Д-60, К-55/9)
РЭ=100000*83=8300000
55/9
100000 100000
*85 *83
- Отражается курсовая разница по переоценке (уценке) д/с на спец счёте для хранения купленной валюты (Д-98/5, К-55/9)
(83-85)*100000=-200000 - уценка
Тема 2: Учёт расчётов в туристических организациях
1. Форма расчётов, используемых туристическими организациями
2. Учёт расчётов с поставщиками
3. Учёт расчётов с покупателями и заказчиками
4. Учёт расчётов с разными дебиторами и кредиторами
5. Учёт расчёта по кредитам и займам
6. Учёт расчётов по налогам и сборам.
7. Учёт расчётов подотчётными лицами
I
В процессу осуществления тур-ой деят-ти у организации возникают взаимоотношения с разными предприятиями, физ-ими лицами, связанные с формированием и оказанием туристических услуг.
В БУ необходимо отражать расчёты:
1. между туроператором и турагентом по реализации тур-их услуг
2. между туроператорами и участниками туристической деят-ти
3. между организацией, осуществляющей тур.деят-ть и государством по уплате налогов и других платежей
4. прочие виды расчётов
Ден-ые расчёты организаций осуществляются в основном виде безналичных платежей. Применение безналичных расчётов сокращает потребность в наличных ден-ых средствах, снижает расходы на ден-ое обращение.
Безналичные расчёты осуществляются путём перечисления денежных средств со счёта плательщика на счёт получателя. Движение денежных средств в безналичных расчётах осущ-ся с помощью различных банковских операций, замещающих деньги в обороте.
Безналичные расчёты могут осуществляться в различных формах. Формы и порядок расчётов на тер-ии РФ регулируется банковским кодексом и нормативно-правовыми актами НБ РБ.
Форма расчёта выбирается плательщиком и получателем ден-ых средств и оговаривается в договоре между ними. Согласно банковского кодекса расчёты переводятся в форма банковского перевода. В зав-ти от того, кто инициатор платежа, банковские переводы подразделяются на 2 вида:
- кредитовый банковский перевод
- дебетовый
Кредитовый банковский перевод – перевод, при кот-ом инициатором платежа выступает плательщик
Дебетовый – перевод ден.ср-в, при котором инициатором платежа выступает бенефициар (получатель платежа)
Все расчёты производятся на основании платёжных инструкций (документ, кот-ый представляется в банк для осуществления кредитового ли дебетового перевода).
Осн-ые платёжные документы:
- платёжное поручение
- платёжное требование
- платёжное требование поручения.
Платёжное поручение– док-т, согласно которого банк по поручению плательщика осуществляет перевод д/с лицу, указанному в поручении (бенефициару)
Оно выписывается плательщиком и представляется в банк для исполнения. ПП должно быть исполнено в течении 10 дней и не более.
Обяз-ые реквизиты:
- наименование расчётного документа
- дата и номер ПП
- место нахождение, код банка
- плательщик
- турфирма такая-то
- корреспондент банка получателя
- банк-получатель
- бенефициар
ПП составляется не менее в 2 экземплярах. 1-ый заверяется оттиском круглой гербовой печати и подписями должностных лиц, согласно заявленным в банк образцам.
При осуществлении кредитовых переводов посредством ПП допускается передача их в банк в эл-ом виде.
Для подтверждения подлинности ПП используется электронная цифровая подпись или тестирующие ключи. Передача клиентам ПП по e-mail осуществляется на основании заключённого договора.
Платёжное требование применяется при осуществлении дебетовых банковских переводов.
ПТ- платёжная инструкция, содержащая требования получателя д/с (бенефициара) плательщику об уплате определённой суммы через банк.
При проведении расчётов посредством ПТ-ий используется форма расчётов, которая называется инкассо.
Инкассо – вид банковской операции, заключающейся в получении денег банком на счёт бенефициара от плательщика. Платёжное требование составляется бенефициаром (получателем платежа).
Схема расчётов платёжными требованиями:
1. получатель платежа выписывает платёжное требование и предъявляет его в уполномоченный банк
2. уполномоченный банк пересылает платёжное требование в банк, обслуживающий плательщика
3. банк извещает плательщика о необходимости произвести оплату и списывает со счёта плательщика сумму ден.ср-в, указанных ПТ.
Расчёты платёжными требованиями-поручениями
1. Выписывает бенефициар.
2. ПТП направляется плательщику минуя банк
3. Плательщик даёт согласие на оплату ПТП ( удостоверяет подписью и оттиском печати ) и представляет этот док-т в свой банк.
II
Тур-ие организации для выполнения программы тура пользуются услугами транспортных организаций, гостиниц, общественного питания, услугами экскурсоводов. Оплата за оказываемые услуги производится на основании договора. Для учёта расчётов используется активно-пассивный счёт 60 (расчёты с поставщиками и подрядчиками).
Оплата согласно договору может быть:
- предварительная
- последовательная.
По дебету счёта 60 (синтетический) отражается задолженность фирм по оказанию услуг при предварительной оплате, погашению задолженности, при последующей оплате.(Д-60, К- 51, 52/2,55/9, 66, 67)
При предварительной оплате у орг-ии появляется дебиторская задолженность; при последующей оплате отражается погашение кредиторской задолженности.
· Кредиторская задолженность по организации возникает за оказанные услуги (д- 20, 26, к- 60)
· Кредиторская задолженность возникает при освоении новых туров (д- 97, к-60).
При оказании услуг, согласно законодательства РБ поставщик предъявляет плательщику к оплате налог на добавленную стоимость. Налог предъявляемый к оплате отражается (д- 18, к- 60).
Тур-ие организации могут приобретать основные средства (офисную мебель, компьютеры, транспортные ср-ва, инвентарь).
Задолженность за полученные основные средства и активы(д – 08, к- 60 ) ; за мат-лы (д- 10, к-60).
Сальдо по счёту 60 может быть либо дебетовое, либо кредитовое.
Дебетовое сальдо отражает дебиторскую задолженность (деньги перечислены, а услуги не получены).
Кредитовое сальдо отражает зад-ть тур-ой организации за полученные услуги, которые ещё не оплачены.
Аналитический учёт ведётся с каждым поставщиком услуг по каждому документу как в нац-ой, так и в ин-ой валютах.
Пример I: Согласно договора, перечислены д/с проживание туристов в отеле 10000€, курс € на дату перечисления д/с = 3700 б.р, курс € на дату оказания услуг = 3720 б.р.
1) Перечислены д/с согласно договора (Д-60, К-52/2)
ИВ=10000; К=3700; РЭ=37000000
2) Получены счета за проживание в отеле (Д-20, 26; К-60)
10000*3720=37200000
Отражается курсовая разница по дооценке дебиторской задолженности (Д-60, К-98/5)
(3720-3700)*10000=200000
Пример II: Для обеспечения уставной деят-ти орг-ия приобретает офисное оборудование на сумму 10 млн.руб, НДС=18%
НДС = 10000000*18%=180000
Итого к оплате : 10 млн +180000= 10180000
1) Получено офисное оборудование (Д-08, К-60) 10000000
2) Отражается НДС, предъявленный поставщиком к оплате (Д-18, К-60) 180000
3) Оприходовано офисное оборудование (д-01, к-08) 10000000
4) Согласно платёжного поручения и выписке банка оплачено поставщику за полученное оборудование (д -60, к-51) – 10180000
5) Принят к вычету налог на добавленную стоимость (д - 68, к-18) 180000