Правовые источники регулирования деятельности морских агентов

Классификация третьих лиц

Классификация морских агентов

Ратификация полномочий агента

 

Агент не несет ответственности перед третьими лицами и принципалом, если он действует от лица принципала и в рамках полномочий. Выдача полномочий по конкретной сделке называется ратификацией действий агента. Иногда агент может выполнять какие-либо действия в интересах принципала, не имея на то полномочий. Принципал может со временем подтвердить такие действия, но если принципал отказался подтвердить действия агента, совершенные им на свой страх и риск, то сам агент несет ответственность перед третьими лицами.

Молчание принципала в ответ на информацию о действиях агента не является его согласием на ратификацию. Если принципал ратифицирует сделку, то он подтверждает все действия агента, относящиеся к ней, он не может подтвердить только те действия, которые являются выгодными для него. В ратификации сделки могут быть заинтересованы не только агент, но и третьи лица, поэтому об отказе в ратификации сообщают не только агенту, но и третьим лицам.

Агент подписывает документы только как агент («as agent only»), чтобы исключить толкование его подписи как стороны в договоре (по некоторым национальным законодательствам). Если агент имеет на то поручение, то он подписывает документы „от имени и по поручению” - „for and on behalf”.

 

Классификация морских агентов проводится по различным признакам.

По виду деятельности выделяются: портовый агент, линейный агент, агент-брокер, грузовой агент, страховой агент.

По объему полномочий агент может быть - всеобщий или универсальный агент, выполняющий любые сделки; генеральный агент, координирующий деятельность агентов в стране или регионе и специальный агент, который выполняет одну какую-нибудь функцию, например, бункерного агента, тур-оператора или агента-экспедитора.

По виду обслуживаемого судоходства выделяют агентов, которые обслуживают трамповые, линейные и пассажирские суда.

По порядку назначения агенты могут быть назначаемые судовладельцем или назначаемые фрахтователем, причем оплата в обоих случаях производится за счет судовладельца. Во втором случае судовладелец часто назначает протектинг-агента (protecting agent), который защищает интересы судовладельца, за что протектинг-агент получает плату в размере от 30% до 50% от обычного агентского вознаграждения.

По форме собственности различают государственные, частные агентские компании и компании со смешанным капиталом.

По отношению зависимости (принадлежности капитала) выделяют агентские компании независимые, полностью зависимые или частично контролируемые судовладельцами, фрахтовщиками, портовыми властями, стивидорными компаниями, операторами и др.

 

 

Перечень третьих лиц, с которыми взаимодействует морской агент во время обслуживания судна в порту, достаточно велик и разнообразен. Все третьи лица условно могут быть разделены на две основных группы:

- официальные третьи лица,

- третьи лица, находящиеся в договорных отношениях с принципалом (по договору перевозки или по другим видам договоров). (См. рис. 1.2.)

 

К официальным третьим лицам относятся: администрации портов, таможенные, пограничные (иммиграционные), санитарные, карантинные, ветеринарные власти, экологическая служба, судебные органы, милиция (полиция), нотариусы, консульства. (Суда, которые заходят в порт под флагом государства, которое имеет свое консульство в данном регионе, должны известить о прибытии судна с помощью агента).

 

По договору перевозки агент контактирует с фрахтователями, отправителями, получателями грузов и их агентами и страховыми компаниями.

Среди компаний, которые обслуживают груз, выделяют стивидорные, тальманские, экспедиторские и терминальные.

К компаниям, обслуживающим судно, относятся лоцманские, буксирные, швартовные, судоремонтные, аварийно-спасательные, навигационные камеры (устранение девиации, выдача навигационных карт и пособий).

Компании, выполняющие снабженческие функции, это - шипчандлерские (доставка технического снабжения, продовольственных товаров), бункерные, водолейные.

Компании, обслуживающие парк оборудования, это лизинговые, ремонтные, железнодорожные и автотранспортные для перевозки по схеме „от двери до двери” („from door to door”). Под парком оборудования в морском бизнесе понимают средства укрупнения грузовых мест: контейнеры, флеты, поддоны, трейлеры и запасные части к ним.

 

 

Рис. 1.2. Классификация третьих лиц

 

Кроме вышеперечисленных, существуют другие третьи лица, к которым относят: сюрвейеров, адвокатов, представителей классификационных обществ, клубов взаимного страхования - «P and I Clubs» (Protection and Indemnity Clubs).