Понятие о морском агенте

Агент и агентские отношения

Введение

Конспект лекций

ОСНОВЫ МОРСКОГО АГЕНТИРОВАНИЯ

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Кафедра “Системный анализ и логистика”

Специальность:6.100403 «Организация перевозок и управление

на транспорте»,

специализация: 6.100403.02 «Организация таможенного контроля

на водном транспорте»

 

Одесса - 2006

 

 

Конспект лекций разработан Чирко Натальей Робертовной - приват-доцентом кафедры «Системный анализ и логистика» Одесского национального морского университета на основе рабочей программы курса «Основы морского агентирования», утвержденной 08.09.05.

 

 

Конспект лекций одобрен кафедрой САиЛ 10.10.05 (протокол № 3).

 

Рецензент: кандидат экономических наук, доцент С.И. Рылов.

 

Морское агентирование - одна из специфических функций, выполняемых морскими посредниками. Посредническая деятельность широко распространена в торговле, страховании и на транспорте. Особое место она занимает в морском бизнесе.

На морском транспорте деятельность посредников связана с выполнением фрахтовых операций и куплей-продажей судов (фрахтовый брокер), агентированием морских судов (морской агент), привлечением грузов на линейные суда (линейный агент), морским страхованием (страховой агент).

В правовом аспекте агентская деятельность в Украине подпадает под понятие договора комиссии и договора поручения по нормам континентального права.

За последнее пятнадцатилетие в Украине создана сеть морских агентств - более 300 агентских компаний различных форм собственности. Объем рынка украинского морского агентирования оценивается на уровне 6 млн. долл. за обслуживание более чем 19 500 судов в год. Лицензирование агентской деятельности в 2000г. упразднено согласно Закону Украины «О лицензировании». Агентские компании должны быть надлежащим образом зарегистрированы в городских государственных органах власти. Ряд компаний (менее 30) входит в Ассоциацию морских агентств Украины (АМАУ), которая представляет интересы украинского морского агентского бизнеса на международном уровне.

 

 

Впервые понятие о морском агенте возникло в XIV столетии в Испании. Морской писарь (scribanus) распоряжался оставленным грузом в счет фрахта, занимался снабжением судна в его отсутствие.

В ХVШ столетии в связи с ростом масштабов морской торговли создаются экономические предпосылки для создания агентских компаний в морских портах, которые помогают судовладельцам и капитанам судов, выполняя функции представительства и посредничества. К середине ХІХ столетия сложилась сеть морских представительств во всех крупных портах мира.

Выполнение капитаном или судовладельцем многочисленных операций по обслуживанию судна в порту практически невозможно, а иногда и запрещено. Правила выполнения этих операций, а также обычаи в портах и плата за услуги разнообразны даже в пределах одной страны. Поэтому владельцы современных судов, стараясь уменьшить размеры расходов на содержание судов и услуги и сократить время стоянки в порту, пользуются услугами морских агентов. Значение морских агентов возросло в связи с появлением линейных судов, при обслуживании которых появились функции эксплуатации и слежения за контейнерами, трейлерами и другим оборудованием.

Для обозначения морского агента применяется ряд терминов - портовый агент, агент судовладельца, судовой агент, доверенное лицо судна. Понятие морской агент является наиболее полным, так как кроме интересов судовладельца он может представлять интересы фрахтовщиков, владельцев груза, страховщиков.