Регулирование современной трудовой миграции

 

Проблемы миграции населения находятся в центре внима­ния, с одной стороны, государственной политики различных стран, с другой – деятельности международных организаций.

Под миграционной политикой понимается совокупность мер по государственному и межгосудар­ственному регулированию миграционных потоков населения на за­конодательной основе.

Целями международной миграционной политики являются определение масштабов миграции, механизма ее регулирования, ослабление негативных социально–экономических последствий и усиление положительных эффектов миграции для стран, уча­ствующих в миграционном процессе.

Особое место в миграционной политике занимает регулирова­ние трудовой миграции. Регулирование трудовой миграции на национальном уровне осуществляется как странами-импортерами, так и странами–экспортерами рабочей силы.

Экспорт и импорт рабочей силы осущест­вляются на основе национального законодательства, а также дву­сторонних и многосторонних межгосударственных соглашений.

В основе иммиграционной политики стран–импортеров рабочей силы лежат меры регулирования численности и качественного состава прибывающих трудовых ресурсов, используются меры ограничительного характера: профессиональные, возрастные, со­циально–экономические. Для преодоления стихийного движения миграционных потоков осуществляется дифференцированный подход к различным категориям работников. Каждая страна ус­танавливает перечень иммигрантов определенных профессий, в приеме которых она заинтересована.

Принимающую страну могут интересовать мигранты опреде­ленного возраста, обладающие хорошим здоровьем, не привле­кавшиеся к уголовной ответственности. Поощряется прежде всего иммиграция работников высокой профессиональной ква­лификации и молодежи. Практический интерес представляет привлечение контрактных (временных) рабочих, выполняющих тяжелую, монотонную работу, не представляю­щую интереса для местного населения.

Осуществляется количественное квотирование, определяющее долю иммигрантов в национальной экономике и отдельных от­раслях. Ежегодно в стране–импортере рассчитывается и утвержда­ется показатель иммиграционной квоты. При этом учитывается состояние занятости трудовых ресурсов, рынка жилья, социаль­но–политическая ситуация в стране–импортере. Количественные ограничения могут касаться также приема иммигрантов из опре­деленных стран, приток иммигрантов из которых желательно уменьшить. Вводятся временные ограничения, связанные со сро­ком пребывания иммигрантов в стране–реципиенте.

Осуществляется экономическое регулирование миграции. В первую очередь принимаются иммигранты, осуществляющие инвестиции в экономику принимающей страны. Например, в США 10 тыс. иммигрантских виз получают частные лица, инве­стировавшие в экономику США более 500 тыс. долл., при усло­вии соответствия другим критериям, определяемым иммиграци­онным законодательством.

В качестве средств, сдерживающих иммиграционные пото­ки, используются развитие международной торговли и пря­мые инвестиции в экономику соответствующих стран. К чис­лу экономических мер, воздействующих на масштабы имми­грации, относятся взимание с иммигрантов пошлин за трудо­устройство, уплата налогов предпринимателями, использую­щими труд иммигрантов.

Осуществляется дифференцированная поддержка террито­рий, предпочтительных для иммиграции, поощряется приток иммигрантов в развивающиеся регионы. Так, по мере индуст­риализации южные штаты США с конца 70–х годов XX в. пре­вратились в регион с самым высоким показателем чистой им­миграции. Сдерживается иммиграция в крупные города.

Разрабатываются финансируемые из бюджета программы, направленные на преодоление стихийного развития миграции, повышение эффективности использования потенциала мигран­тов, уменьшение негативных последствий трудовой миграции. Предпринимаются меры по усилению контроля за нелегальной иммиграцией.

Объектом регулирования является не только иммиграция, но и реэмиграция. Многие западные страны с 70–х годов принима­ют меры по стимулированию репатриации работников, иммиг­рировавших в прошлом. Для этого реализуются специальные программы. При добровольном выезде иммигрантам оказывает­ся материальная помощь и другая поддержка.

Существуют также программы экономической помощи стра­нам–экспортерам рабочей силы. Они реализуются путем заклю­чения соглашений между странами массовой иммиграции и массовой эмиграции о создании новых предприятий на родине реэмигрантов. Программы профессиональной подготовки им­мигрантов рассчитаны на то, чтобы у них появился стимул вер­нуться на родину и там, в новом качестве полнее реализовать приобретенный потенциал.

Основными целями миграционной политики стран–экспорте­ров рабочей силы являются регулирование ее оттока и защита инте­ресов граждан–мигрантов за рубежом. Устанавливаются масштабы эмиграции и определяется качественный состав эмигрантов. Регули­руются поступления от экспорта рабочей силы. Для привлечения валютных средств в страну экспортера рабочей силы открываются валютные счета эмигрантам под более высокую процентную ставку. В некоторых странах определяется доля заработной платы работни­ков мигрантов, которую они должны переводить в свою страну. Осуществляется обязательное государственное лицензирование дея­тельности по найму граждан для работы за рубежом. Определяются конкретные формы найма рабочей силы за границей.

Важной проблемой для стран–экспортеров рабочей силы яв­ляется трудоустройство бывших эмигрантов, вернувшихся до­мой. Они претендуют на более высокую заработную плату и должности, чем прежде, так как обрели более высокие профес­сиональные качества, обогатили собственный опыт. Государство заботится о создании для них более благоприятных социально–экономических и прочих условий.

В политике большинства стран–реципиентов достаточно чет­ко прослеживается тенденция к ограничению иммиграции. На массовую легальную иммиграцию ориентированы рынки США, Австралии и Канады.

Миграционная политика в отношении вынужденных ми­грантов состоит в осуществлении миграционного контроля, раз­работке мер по оказанию им экстренной помощи и определении долгосрочных решений, касающихся их будущего.

Возможны поселение вынужденных мигрантов на постоян­ное местожительство и интеграция либо дальнейшее их пересе­ление, а также добровольная репатриация.

Регулирование трудовой миграции на международном уровне осуществляется посредством двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений. Оно направлено на усиление положительных проявлений и нейтрализацию отрицательных последствий трудовой миграции.

Проблемы регулирования трудовой миграции находятся в центре внимания международных учреждений и организаций, особенно в рамках ООН

Комиссия ООН по народонаселению из имеющегося фонда субсидирует нацио­нальные программы в области миграции населения.

Междуна­родная организация труда (МОТ) специализированное учреждение системы ООН занимается регулированием межстрановой миграции рабочей силы. Международная организация по миграции (MOM) акцентирует внимание на организации межстрановой миграции, изучает опыт разных стран в миграцион­ном процессе. Межправительственный комитет по вопросам миграции создан в регионе Западной Европы. При Комиссии Европейского союза (ЕС) по делам проживающих на его терри­тории выходцев из третьих стран создан Форум мигрантов, объ­единяющий представителей свыше 110 ассоциаций иммигран­тов. Его первоочередная задача – контроль за обустройством жизни мигрантов в странах поселения.

Мигранты, не довольные своим положением, создают раз­личные объединения. Так возникло движение европейских ас­социаций иммигрантов с исполнительным органом Советом ев­ропейских ассоциаций иммигрантов (СЕАИ). В него входят представители 2500 организаций и групп, объединяющих им­мигрантов по происхождению и проживанию

Внешняя миграционная политика России – деятельность Российского государства и органов его управления, направленная на оптимизацию национального участия в международном движении рабочей силы. Институциональной основой являются Федеральная миграционная служба России, Министерство по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ и Федеральная миграционная служба МВД РФ.

В своей миграционной политике Россия учитывает не только свой, но и чужой опыт. А опыт, например, послевоенных Германии, Франции, Японии и некоторых других стран свидетельствует об огромном политическом и экономическом выигрыше государств, вернувших своих соотечественников из оставленных ими территорий. Франция времен генерала де Голля приняла исторически правильное решение уйти из Северной Африки, находясь в трудном экономическом положении, она переселила на родину 1,5 – 2 млн. французов, хотя это легло тяжким грузом на бюджет страны с населением менее 45 млн. человек. Разгромленная Германия с разоренной экономикой вернула в исходные границы третьего рейха более 10 млн. этнических немцев, это увеличило население страны на 15–20%. Разоренная Япония после окончания Второй мировой войны возвратила из районов оккупации (Китая, Кореи, Юго–Восточной Азии и Южного Сахалина) около 4,5 млн. человек, что увеличило ее население на 5–6%.

Приток русскоязычного населения из нового зарубежья в текущем десятилетии может при соответствующей миграционной политике России составить несколько миллионов человек. Реальные масштабы миграции будут зависеть от политики, проводимой государствами нового зарубежья в отношении русскоязычного населения (статус русского языка, замещение руководящих должностей, получение образования и др.), и от миграционной политики России в отношении соотечественников, оставшихся на постсоветском пространстве. Но в любом случае приток мигрантов из нового зарубежья существенно замедлит сокращение численности населения России. В последующие годы миграционный потенциал может быть полностью исчерпан, так как постаревшее и перешедшее в разряд пенсионеров население и то, которое родится и пройдет социализацию вне исторической родины, вряд ли будут эмигрировать в Россию.

Более сдержанная миграционная политика должна проводится в отношении иммигрантов из старого зарубежья. Очевидно, что российское государство без притока иностранной рабочей силы не сможет крупномасштабно эксплуатировать свои природные ресурсы. Россия – самая крупная по размерам территории страна в мире, ей принадлежат 1/8 часть территории земного шара, огромные сельскохозяйственные угодья, среди которых лучшие в мире черноземы. Это дает ей возможность быть самодостаточной, формировать баланс продовольствия и сельскохозяйственного сырья за счет собственного производства. Россия – лесная страна, что в полной мере обеспечивает ее нужды деловой древесиной, сырьем для производства целлюлозы, картона, бумаги и т.д. Она обладает колоссальными мировыми запасами пресной воды (только в Байкале объем пресной воды составляет 23 тыс. куб. километров, что равно примерно одной пятой мировых запасов). На ее долю приходится пятая (21%) мировых запасов ресурсов, это больше, чем удельный вес ее территории (12,6%), не говоря уже о доли страны в мировом населении (2,4%). Россия обладает 45% мировых запасов природного газа, 13% – нефти, 23% – угля и т.д. Прогнозные запасы ресурсов России оцениваются в 140 трлн. долларов США. При стоимостном объеме ВВП России в 2002 г. этих ресурсов хватит примерно на 400 лет, а при удвоении ВВП – не менее чем на два столетия. То, что Россия одна из богатейших стран мира – ее плюс. А минус состоит в том, что вплоть до 21 века большая часть территории страны оставалась мало освоенной и слабо заселенной. В настоящее время показатели плотности населения восточных районов России примерно в 30 раз ниже среднего уровня заселенности всего азиатского материка. Но и старообжитая часть страны не столь уж плотно населена. Уровень ее заселенности в 2 с лишним раза ниже, чем в остальной Европе. Уже в настоящее время в приграничных с югом Дальнего Востока регионах Китая проживает от 100 до 110 млн. человек. Приграничные регионы, прежде всего, Приморье и Приамурье, смогут избежать участи Аляски, Техаса, Косово и ряда других регионов мира только при последовательном проведении такой политики, которая отвечала бы как национальным интересам России, так и национальным интересам Китая. Фундамент этой политики – прочность и крупномасштабность экономических отношений между странами, обреченными жить по соседству. Особый блок этой политики должна составлять долголетняя миграционная программа. Ее суть – создание таких предпосылок, которые позволят иммиграцию, прежде всего незаконную, заменить временной трудовой миграцией. Целью привлечения рабочей силы из Китая могла бы стать совместная взаимовыгодная эксплуатация природных ресурсов Сибири, Дальнего Востока, других регионов страны. При такой постановке будет решен и вопрос о том, кто должен заселять Дальний Восток – иммигранты из сопредельных стран или титульные народы России, и вопрос о том, с эксплуатацией каких природных ресурсов Китай может связывать перспективы своего экономического развития.

По сведениям российских источников оценить достоверно и однозначно число наших соотечественников, пребывающих на заработках в различных странах сложно. Оценки, приводимые в публикациях Международной организации по миграции составляют от 1,5 до 2 млн. человек., в том числе около половины – в США, по 300 тыс. – в Израиле и Германии, почти 150 тыс. – в Латинской Америке, около 100 тыс. – в Канаде, а остальные в других странах.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Перечислите основные причины трудовой миграции.

2. Какие положительные и отрицательные последствия трудовой миг­рации вы знаете?

3. Каковы цели и методы регулирования миграционных потоков?

4. Каковы последствия иммиграции в Россию (анализ)?

5. Каковы последствия эмиграции из России (анализ)?

6. Раскрыть государственное и межнациональное регулирование трудовой миграции.

7. Показать роль России на международном рынке труда (причины, особенности и влияние на экономическое развитие).

8. Использую статистические данные приложений 8 и 9 дайте оценку динамики иммиграционных и эмиграционных потоков в России.