Протекционизм

Внешнеторговая политика государств

 

Внешнеторговая политика – это комплекс мер со стороны государства по регулированию торговых отношений и связей с другими странами, оптимизирующих участие страны в международном разделении труда. Основными направлениями внешнеторговой политики госу­дарства являются протекционизм и фритредерство (Рис. 3.3).

 

 

Рис 3.3. Внешнеторговая политика и ее инструменты

 


Традиционный протекционизм – это теория и практика ре­гулирования внешней торговли, направленные на защиту эко­номических субъектов национальной экономики от иностран­ной конкуренции.

На практике протекционизм развивается и применяется с периода возникновения международных торговых отношений. В XX в. особенно сильное влияние протекционизма наблюдалось в период между двумя мировыми войнами. Сохранится такая практика, надо полагать, и в XXI в., как специфическая мера защиты экономических субъектов национальной экономики.

Внешним проявлением протекционизма является положи­тельное сальдо торгового баланса, т.е. превышение стоимости экспорта над стоимостью импорта, что и служит основой для сохранения протекциони­стских тенденций.

В развивающейся национальной экономике протекционист­ские меры необходимы для защиты только возникших и форми­рующихся под влиянием научно–технического прогресса отрас­лей от конкуренции эффективных иностранных фирм, функ­ционирующих на мировом рынке достаточно длительное время.

Кроме того, протекционистские меры имеют ярко выражен­ный социальный характер в периоды формирования или струк­турной реорганизации национальной промышленности, когда государству необходимо защитить те профессиональные катего­рии занятых, которые нуждаются в переквалификации в связи с закрытием или банкротством национальных предприятий.

В периоды серьезных обострении отношений между государ­ствами и усиления международной напряженности, протекцио­нистские меры используются для сохранения национальной безо­пасности государства, чему способствует производство на его территории всей необходимой, жизненно важной продукции.

Основными аргументами, выдвигаемыми противниками про­текционизма против этой теории, являются следующие.

1. Протекционизму присуща определенная нелогичность: ставя целью достижение положительного сальдо торгового ба­ланса, протекционизм сдерживает импортные операции. Это вызывает аналогичную реакцию международных партнеров, в результате чего сворачиваются объемы экспортных операций, и ситуация приводит не к положительному сальдо, а к разбалансированности торгового баланса.

2. В условиях протекционизма секторы национальной эко­номики, защищенные его барьерами, теряют стимулы к разви­тию, поскольку механизмы конкуренции затухают, а стремления к прогрессу и инновациям уничтожаются возможностями со­хранять высокие уровни доходов и монопольные привилегии.

3. Протекционизм обладает определенным мультиплици­рующим эффектом: технологическая взаимосвязь между отрас­лями ведет к тому, что если для одних отраслей технологиче­ской цепочки введена протекционистская защита, то ее потре­буют также и технологически связанные с ними отрасли. В итоге возникает новый протекционизм, или неопротекционизм.

4. Протекционизм наносит ущерб экономическим интересам потребителей: отечественный потребитель дороже платит за то­вар, причем, не только за импортный, облагаемый таможенной пошлиной, но и за товары национальной промышленности.

5. В условиях протекционизма национальная экономика не может оптимально использовать преимущества международной специализации, поскольку более дешевые импортные товары не могут попасть в страну в связи с вводимыми ограничениями.

Определяемые спецификой применения выделяются сле­дующие виды протекционизма.

1. Отраслевой протекционизм, направленный на защиту воз­никающих и оформляющихся отраслей промышленности и аг­рарного сектора (отрасли ВКП, молодые отрасли НТР и сель­ского хозяйства).

2. Скрытый протекционизм, для осуществления которого ис­пользуются механизмы внутренней экономической политики.

3. Селективный протекционизм, применяемый в отношении конкретных мегасубъектов, товаров или услуг. Разновидностью его является «эмбарго» – запрет на поставки.

4. Интеграционный протекционизм, проводимый странами, входящими в интеграционное объединение в отношении всех остальных мегасубъектов.

Основными и наиболее распространенными протекционист­скими мерами являются тарифные (тарифы на экспорт и им­порт) и нетарифные барьеры.

Тарифы на импорт, или импортная пошлина, – это мера про­текционизма, в условиях которой отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены, и к мировой цене при­бавляется величина тарифа на импорт. В результате получается величина, равная мировой цене, умноженной на ставку тарифа.

Фактический уровень тарифа на импорт в отрасли вели­чина, отражающая уровень возрастания добавленной стоимости единицы продукции в отрасли в условиях функционирования всей тарифной системы. Когда конечная продукция отрасли бу­дет защищена более высоким таможенным тарифом на импорт, чем ее промежуточная продукция, то фактический уровень та­рифа превысит его номинальный уровень, а именно, уровень ставки, указанной в таможенном тарифе.

Механизмтарифов на экспорт является зеркальным отраже­нием механизма тарифов на импорт.

Таможенные тарифы конкретизируются совокупностью ста­вок таможенных пошлин. Таможенная пошлина – это налог, которым облагаются импорт и экспорт товаров и услуг, начис­ляемый либо с количества, либо со стоимости. В соответствии со спецификой начисления различают следующие пошлины.

1. Специфические таможенные пошлины: (налог начисляется на единицу обложения).

2. Адвалорные таможенные пошлины: (налог начисляется в процентах к таможенной стоимости объекта обложения).

3. Комбинированные таможенные пошлины, размер налога устанавливается при сочетании методов обложения.

В практике мировой торговли и международных отношений выделяются особые конъюнктурные таможенные пошлины, к числу которых относятся следующие:

1. Антидемпинговые таможенные пошлины. Ими облагаются товары, ввозимые по демпинговым ценам. Демпинг – прак­тика экспорта товаров по ценам, значительно ниже тех, по ко­торым товар реализуется на внутреннем рынке. Демпинг при­меняется в периоды циклических спадов, когда на внутреннем рынке невозможна реализация произведенной продукции в связи с сокращением отечественного спроса. Отрицательный эффект демпинга испытывают производители страны–экспор­тера, поскольку он серьезно затрудняет развитие импортоконкурирующих отраслей.

2. Компенсационные таможенные пошлины. Такие пошлины нейтрализуют иностранные экспортные субсидии, предоставляе­мые экспортирующими странами отечественным производителям.

3. Сезонные таможенные пошлины. К ним относятся пошли­ны, налагаемые на продукцию сезонного характера, главным образом на продукцию сельского хозяйства. Срок их действия ограничен Сроками движения подобных товаров.

По характеру оформления различают автономные, конвен­ционные и преференциальные таможенные пошлины.

Введение автономных пошлин является результатом односто­ронних решений законодательных органов государственной вла­сти. Конкретизация их ставок осуществляется соответствующи­ми министерствами (министерствами экономики, финансов, торговли) с последующим утверждением в правительстве.

Введение конвенционных пошлин – результат двусторонних или многосторонних соглашений. Классическим примером яв­ляется Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ).

Специфическими в ряду таможенных пошлин являются пре­ференциальные пошлины. Их отличают и количественные, и каче­ственные характеристики. Преференциальные пошлины всегда имеют более низкие ставки в рамках единой тарифной системы. Такими пошлинами облагаются товары и услуги, экспортируе­мые из развивающихся стран.

Основными видами нетарифных торговых ограничений яв­ляются антидемпинговые меры, экспортно–импортные квоты, добровольные экспортные ограничения (ДЭО).

Введение антидемпинговой пошлины должно быть обосновано протоколом специальной комиссии по установлению факта демпинга и определению ущерба от него, который грозит отечествен­ным производителям.

Экспортно–импортные квоты (контингент) – наиболее рас­пространенный вид нетарифных торговых ограничений. Квоти­рование (контингентирование) – ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны. В связи с этим различают импорт­ные квоты и экспортные квоты.

В условиях тарифных ограничений количества ввозимых и вы­возимых товаров не регламентируются, требуется проплатить став­ку тарифа по количеству, таможенной стоимости или их сочета­нию. Квотирование ограничивает объемы внешней торговли опре­деленным количеством тонн, штук, литров. Государство выдает лицензии на экспорт или импорт ограниченного объема продук­ции и накладывает запрет на нелицензированную торговлю.

Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) – это разновидность экспортной квоты. В рамках добро­вольных экспортных ограничений страны–экспортеры прини­мают на себя обязательства по ограничению экспорта в кон­кретную страну. Видимость добровольности покрывает стремле­ние избежать со стороны партнеров более серьезных и жестких протекционистских ограничений. По существу ДЭО являются вынужденной мерой.

Кроме трех основных к нетарифным торговым ограничени­ям относятся также разновидности скрытого протекционизма, в условиях которых контролируется дотаможенное движение то­варов, т.е. сама возможность участия товаров в импорте и экс­порте. К ним относятся санитарно–технические и валютные ог­раничения импорта товаров.

К санитарно–техническим ограничениям относятся следующие их виды:

- обязательное соблюдение национальных стандартов;

- сертификаты качества импортной продукции;

- требования к специфической маркировке и упаковке товаров;

- требования к экологическим характеристикам товаров по­требительского назначения и товаров производственного назначения.

Санитарно–технические стандарты являются выражением стремления государств в рамках преодоления таможенных огра­ничений оградить нацию от продукции, наносящей ущерб жизни и благосостоянию ее граждан.