Теория фирмы

Альтернативные (современные) теории мировой торговли

В современных условиях доминирующим фактором в мировой торговле становится НТП. В торговле возрастает удельный вес встречных поставок сходных промышленных товаров, производимых в странах с примерно одинаковой обеспеченностью факторами производства. В структуре мирового товарооборота резко увеличивается доля внутрифирменной торговли. Все это способствовало формированию альтернативных теорий неотехнологического направления, к которым относятся теории международной торговли на основе конкурентных преимуществ, технологического разрыва, теория фирмы и др.

Теория конкурентных преимуществ разработана Майклом Портером посвящена вопросу эффективного использования факторов производства. Были выделены шесть главных параметров, определяющих эффективность использования факторов производства:

1. Характер спроса на внутреннем рынке.

2. Развитость родственных и смежных отраслей.

3. Уровень менеджмента.

4. Уровень конкуренции в стране.

5. Экономическая политика государства.

6. Случайные события( изобретения, войны и др.).

Эти параметры определяют конкурентные преимущества фирмы, отрасли и страны на мировом рынке товаров и услуг. Необходимость совершенствования факторов производства обеспечивает ускоренное развитие национальной экономики, расширяя спрос не только на внутреннем, но и мировых рынках товаров и услуг. Для обеспечения конкурентных преимуществ фирма должна непрерывно внедрять в производство технические новшества, правильно выбрав конкурентную стратегию.

Теории технологического разрыва (передачи технологии)

Современные технологии и их перемещение между странами (международная передача технологий) вызвали к жизни ряд теоретических моделей .Основы теории технологического разрыва были заложены Майклом Познером. Согласно данной теории создание новой технологии дает стране временную монополию в производстве и экспорте, основанного на этой технологии, товара. В результате страна получает сравнительные преимущества по такому производственному фактору как технология ( знания).

Согласно этой теории первоначально фирма осваивает и насыщает внутренний рынок технологически сложными изделиями, а затем, найдя страну покупателя с максимально приближенной к структуре спроса страны–экспортера, начинает осуществлять торговые сделки. Т.о. сравнительные преимущества получает не нация, а отдельная фирма–экспортер технологически сложного изделия.

Представленные теории мировой торговли указывают на условия возникновения тех преимуществ, благодаря которым отдельные страны и фирмы завоевывают позиции на мировых рынках. Однако рассмотренные теории не могут охватить весь комплекс вопросов, возникающих в процессе внешнеторговых отношений.