Международная торговля и мировой рынок товаров и услуг

Тема 3. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ

 

Международная торговля является исторически первой и основной формой международных экономических отношений, которая способствовала возникновению и развитию других форм: вывозу капитала, валютно–финансовым отношениям, миграции рабочей силы.

Международная (мировая) торговля представляет собой совокупность внешнеэкономических отношений в процессе купли–продажи товаров и услуг, осуществляемый между покупате­лями, продавцами и посредниками в разных странах.

Основой развития международной торговли выступает международное разделение труда и получение внешнеторговой выгоды участвующими в ней странами.

Международная торговля включает экспорт и импорт товаров. Экспорт – это продажа и вывоз товара за границу, импорт – покупка и ввоз товаров из–за рубежа.

Основными показателями участия страны в международной торговле являются:

- стоимость экспорта (Э);

- стоимость импорта (И);

- внешнеторговое сальдо (Э – И);

- внешнеторговый оборот (Э + И).

- валютные средства или иные средства оплаты импорта;

 

 

Для того чтобы страна могла торговать на мировом рынке, ей необходимо иметь:

- экспортные ресурсы, т.е. запасы конкуренто­способных товаров и услуг, пользующихся спросом на мировом рынке;

- валютные средства или иные средства оплаты импорта;

- развитую внешнеторговую инфраструктуру: транспортные средства, складские помещения, средства связи и пр.

Формой организации международной торговли товарами и услугами является мировой рынок товаров и услуг.

Современный мировой рынок товаров и услуг представляет собой сферу ус­тойчивых товарно–денежных отношений по обмену произведен­ных национальных продуктов. Субъектами этих отношений мо­гут выступать государства, отдельные организации и предприятия, частные лица. Объектом международного обмена является наиболее конкурентоспособная продукция, обладающая лучшими потребительскими свойствами и имеющая низкие издержки производства.

В процессе продажи товаров на мировом рынке происходит реализация стоимости товара и устанавливается мировая цена. Мировые цены товаров отражают интернациональную стоимость и формируются под влиянием действия закона спроса и предложения.

На практике в качестве мировых цен принимаются цены крупных систематических и устойчивых экспортных и импортных сделок, заключаемых в определенных центрах мировой торговли известными фирмами– экспортерами или импортерами соответствующих видов товаров. На многие сырьевые товары (зерновые, хлопок, каучук и др.) мировые цены устанавливаются в процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах.

Мировой рынок всегда представляет собой арену жесточай­шей конкурентной борьбы, поэтому удержаться на нем значи­тельно сложнее, чем на внутреннем рынке. Помимо конкурен­ции на мировую торговлю оказывают воздействие различные факторы, важнейшими из которых являются:

- внешнеторговая политика стран;

- структура международного товаро­оборота;

- валютный курс;