План производства продукции в стоимостном выражении

Классификация издержек производства и реализации продукции.

Классификация издержек представляет собой их объединение в однородные группы по определенным признакам. Это необходимо для проведения анализа, определения и учета издержек предприятия.

В зависимости от сферы возникновения различают издержки:

производственные;

внепроизводственные (реклама, сертификация продукции);

непроизводственные (потери: брак, рекламации, штрафы).

По экономическим элементам выделяют:

материальные затраты;

оплату труда;

отчисления на социальные нужды;

амортизацию;

прочие расходы.

Группировка по экономическим элементам лежит в основе расчетов сметы затрат на производство продукции в целом по предприятию.

По статьям калькуляции (по статьям расходов) различают следующие виды издержек:

сырье и материалы;

покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера;

возвратные отходы (вычитаются);

топливо и энергия на технологические нужды;

заработная плата производственных рабочих;

налоги и отчисления в бюджет от заработной платы производственных рабочих;

отчисления на социальное страхование;

расходы на подготовку и освоение производства;

цеховые расходы;

общепроизводственные расходы;

общехозяйственные расходы;

внепроизводственные (коммерческие) расходы.

Суммарные расходы в соответствии с данной группировкой позволяют определить цеховую, производственную и полную себестоимость продукции.

По способу включения в себестоимость продукции различают затраты:

прямые;

косвенные.

Прямые затраты непосредственно связаны с изготовлением конкретных видов продукции и по установленным нормам относятся на себестоимость (сырье, материалы, топливо, заработная плата).

Косвенные затраты (на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные, общехозяйственные и др.) связаны с производством различных видов продукции и включаются в их себестоимость пропорционально установленной базе (основной заработной плате производственных рабочих, производственной себестоимости и др.).

В целом в себестоимость продукции включаются затраты, осуществленные по следующим направлениям:

затраты, непосредственно связанные с производством продукции. Это затраты, обусловленные технологией и организацией производства, включая расходы по контролю производственных процессов и качеством выпускаемой продукции;

затраты, связанные с использованием природного сырья. Например, затраты на рекультивацию земель, плата за воду, забираемую предприятиями из водохозяйственных систем в пределах установленных лимитов, выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных лимитов и т. д.

Структура издержек динамична. Происходящие изменения в технике, технологии и организации производства отражаются и на количественном соотношении между отдельными видами затрат.

Данные о затратах на производство по экономическим элементам охватывают все затраты данного периода, независимо от того, что некоторая часть их может быть не связана непосредственно с деятельностью по производству продукции. Чтобы определить действительную величину затрат на производство и реализацию продукции, итоговые величины затрат приходится корректировать на основе специальных расчетов и данных бухгалтерского учета.

Такая корректировка производится следующим образом: во-первых, из итога затрат исключаются расходы, подлежащие списанию на непроизводственные счета (расходы, связанные с содержанием, например, объектов социально-бытового характера: жилье, детские и оздоровительные учреждения и пр.); во-вторых, итог затрат корректируется на изменение расходов будущих периодов; в-третьих, учитывается изменение остатков незавершенного производства.

 


КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

 

Расчет себестоимости единицы продукции (работ, услуг) в действующей практике называется калькулированием, а документ, в котором оформляется этот расчет, - калькуляцией. Цель калькулирования себестоимости:

• обеспечить определение себестоимости изделий и всей произведенной продукции;

• создать базу для установления цен;

• способствовать вскрытию и использованию резервов производства.

Различают нормативные, плановые и отчетные калькуляции (см. рис.3.1).

 
 

 

 


Рис. Ошибка! Текст указанного стиля в документе отсутствует..1 Виды калькуляции

При калькулировании себестоимости продукции нужно учитывать следующее:

• при большой номенклатуре выпускаемой продукции плановые калькуляции могут составляться на группу однотипных изделий;

• калькулированию подлежит также продукция и вспомогательных производств, особенно если она реализуется на сторону.

 

Калькуляция осуществляется по шагам:

  1. определить прямые затраты на продукцию,
  2. составить сметы затрат на вспомогательное производство, на содержание и эксплуатацию оборудования, на подготовку и освоение нового производства и др.,
  3. выбрать базу распределения косвенных расходов
  4. рассчитать себестоимость единицы изделия

Система планирования на предприятии. Стратегическое и тактическое (текущее) планирование, бизнес-планирование

 

В зависимости от содержания и формы планы группируют по определенным критериям.

В практической деятельности предприятия используют различные виды планирования или их комбинацию. Под системой планирования и контроля понимают методы и порядок разработки и выполнения планов, различающихся между собой содержанием, временным периодом и формой. Функцию контроля включают в определение системы планирования, так как без нее невозможна реализация гибкого планирования.

 

Таблица Ошибка! Текст указанного стиля в документе отсутствует..1Виды планирования

Критерий группировки Наименование вида планирования
Обязательность выполнения плановых заданий Директивное Индикативное
Период планирования Перспективное Среднесрочное Текущее
Содержание плановых решений Стратегическое Тактическое Оперативное
Объект планирования (центр действий) производство, маркетинг, капитальное строительство, материальное снабжение и запасы, кадры, финансы, организационный, развитие (совершенствование)
Уровень управления корпоративные, отдельного предприятия, подразделения предприятия, проекта, задачи.
Состав лиц, участвующий в планировании традиционное партисипативное
Глубина планирования агрегированное детальное
Учет изменения данных жесткое гибкое
Вид документа план проект программа бюджет задание заказ-наряд
Координация частных планов последовательное одновременное
Очередность во времени упорядоченное скользящее внеочередное
Временная ориентация в технологии разработки реактивное инактивное преактивное интерактивное
Периодичность планирования периодическое непериодическое

 

Большинство предприятий создает свою собственную систему планирования и контроля, которая приспосабливает его деятельность к условиям рынка. Традиционные системы планирования и контроля с точки зрения содержания планов и временного периода, на который они разрабатываются, представляют собой комбинацию из стратегических, текущих планов, а также отдельных бизнес-проектов (рис. 1.2). Текущее планирование в широком смысле слова называют также оперативным или регулярным.

Суть стратегического планирования состоит в определении производственной программы продуктов и услуг на долгосрочный период и необходимого для этого потенциала и(или) его изменений.

 

 
 

 


Рис. Ошибка! Текст указанного стиля в документе отсутствует..2 Модель системы планирования и контроля предприятия

Потенциал предприятия – это долгосрочные активы предприятия и его персонал. Одновременно с планированием потенциала предприятия проводится планирование структуры капитала (соотношение собственного и заемного капитала).

Основными задачами стратегического планирования являются:

1) Эффективное распределение ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, информационных) между различными сферами бизнеса, поиск комбинаций их рационального потребления в направлении постоянного снижение издержек производства;

2) Адаптация предприятия к внешней среде, т.е. определение преимуществ в конкурентной борьбе, предотвращение различных угроз на основе созданной системы мониторинга;

3) Координация и регулирование, что означает согласование усилий структурных подразделений фирмы (предприятий, производств, цехов) для достижения целей, предусмотренных планом, т.е. декомпозиция стратегического плана на внутренние производственные операции и, следовательно, взаимоувязка по ресурсам, структурным подразделениям, исполнителям, функциональным процессам компонент стратегического плана на основе системы формирования показателей планирования.

4) Проведение организационных изменений на предприятии.

Ключевым элементом системы планирования является оперативное или регулярное тактическое планирование, которое строится на основе генерального целевого и стратегического планирования в рамках стратегической продуктовой программы, структуры потенциала и системы управления с ориентацией на потребности рынка. Временной период оперативного плана предприятия (как правило, от 6 до 18 месяцев), зависит от длительности производственного и закупочного циклов, степени надежности прогнозируемого спроса.

Суть текущего планирования состоит в разработке комплексной программы производственной, хозяйственной и социальной деятельности предприятия. На основе комплексной программы устанавливаются связи между структурными подразделениями предприятия, научно-обоснованные пропорции в производстве, осуществляется разработка бюджетов по основным видам деятельности.

Наиболее распространенной формой оперативного планирования является годовой план предприятия. Его типичная структура представлена в таблице 1.2.

Таблица Ошибка! Текст указанного стиля в документе отсутствует..2 Структура оперативного плана промышленного предприятия

Основные разделы Дополнительные разделы
Производство и реализация продукции. 1.1 Объем производства в натуральном и стоимостном выражении. 1.2. Реализация в натуральном и стоимостном выражении. Социальное развитие. Развитие непроизводственной сферы. Улучшение условий труда. Охрана труда. 5.3. Подготовка и переподготовка кадров.
Ресурсное обеспечение. Основные фонды (обновление и использование). Оборотные фонды (нормативная потребность, использование). Оборотные средства (собственные и заемные). Трудовой потенциал (численность, затраты на оплату труда, отчисления на социальное страхование). Природоохранные мероприятия. Влияние производства на окружающую среду (последствия производства, отходы от производственной деятельности и пр.). 6.2. Безопасность продукции для человека и внешней среды.
Оценочные показатели. Себестоимость продукции. Производительность труда. Прибыль, рентабельность. 7. Инновации 7.1. Техническое и организационное развитие предприятия
Финансовый план 8. Инвестиции и капитальное строительство

Продолжением тактического (годового) планирования является распределение текущей программы экономического и социального развития предприятия по исполнителям и отрезкам времени с учетом эксплуатационной готовности производственных основных фондов. Такое планирование называют оперативно-производственное планирование (ОПП).

Основные задачи ОПП:

- детализация и распределение производственной программы и других показателей плана по времени их выполнения. Решение этой задачи должно обеспечивать равномерную загрузку оборудования, производственных площадей, рабочей силы, соблюдения установленных договорами сроков поставки готовой продукции;

- разработка прогрессивных календарно-плановых нормативов (определение длительности производственного цикла, оптимальных размеров партий изготовления деталей и выпуска изделий, величины заделов и т.д.);

- обеспечение рабочих мест сырьем, материалами, заготовками, деталями, оснасткой, приспособлениями, инструментом;

- составление графиков движения предметов труда во времени и пространстве и доведения их до исполнителей;

- координация работы сопряженных цехов, участков, бригад, рабочих мест;

контроль и регулирование (диспетчирование) хода производства,

Оперативно-производственное планирование включает в себя:

объемное планирование – (распределение программы предприятия в объемном выражении между подразделениями предприятия в соответствии с выделенными им ресурсами и при равномерной загрузки оборудования)

оперативно-календарное планирование – развитие объемного планирования (согласование работы взаимосвязанных рабочих мест на основе нормативов). Объектом планирования являются отдельные изделия, сборочные единицы, детали, деталеоперации. Осуществляется оперативно-календарное планирование на двух уровнях (см. рис. 1.3.).

оперативное регулирование – обеспечение единства показателей планирования и учета, достоверность, своевременность и многократность использования получаемой и передаваемой информации.

 

 
 

 


Рис. Ошибка! Текст указанного стиля в документе отсутствует..3. Уровни оперативно-производственного планирования

 


Производственная программа предприятия: понятие, структура и показатели.

Производственная программа предприятия представляет собой перечень продукции, работ и услуг по заказам и договорам потребителей. При разработке производственной программы учитывается основная цель предприятия - увеличение объема продаж при росте прибыльности продукции и рентабельности капитала.

Производственная программа предприятия состоит из двух разделов:

План производства продукции в натуральном выражении (О – объем производства в натуральном выражении). Задания по производству продукции в натуральном выражении устанавливаются в единицах измерения, учитывающих особенности потребления отдельных видов изделий. Такими единицами могут быть тонны, киловатт-часы, штуки и т.д. Во всех случаях единица измерения должна отражать специфику производства и потребления разных видов продукции, стимулировать производство наиболее эффективных и высококачественных изделий и способствовать использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Объем производства в натуральных единицах измерения устанавливается исходя из:

государственного заказа,

портфеля заказов предприятия,

наличия складских запасов готовой продукции на начало планового периода,

плановых остатков готовой продукции на конец планового периода,

производственной мощности предприятия,

возможности приобретения необходимых ресурсов.

- объем производства i-го вида продукции в натуральных единицах измерения.

Стоимостные показатели необходимы для оценки общих объемов производства разнородной продукции, для сравнения затрат с результатами производственно-хозяйственной деятельности. Стоимостными показателями производства продукции являются объемы производства товарной, валовой, реализованной и нормативной чистой продукции.

2.1. Объем реализуемой продукции в плане определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий; полуфабрикатов собственного производства; работ промышленного характера, предназначаемых к реализации на сторону (включая капитальный ремонт своего оборудования и транспортных средств, выполняемых силами промышленно-производственного персонала), а также как реализация продукции и выполнение работ для своего капитального строительства и других непромышленных хозяйств, находящихся на балансе предприятия.

2.2. Объем продаж (объем реализованной продукции)- это стоимость товаров и услуг, произведенных и реализованных предприятием за определенный период времени.

- плановый объем реализованной продукции в стоимостном выражении,

- объем товарной продукции i-го вида в оптовых ценах предприятия,

- изменение остатков готовой продукции i-го вида на складе предприятия на начало и конец планируемого периода в оптовых ценах предприятия,

- изменение остатков готовой продукции i-го вида, отгруженной, но не оплаченной потребителем на начало и конец планируемого периода,

- количество видов товарной продукции.

2.3. Валовый доход предприятия в плановый период определяется как произведение цены на количество проданных единиц изделий (услуг).

- валовый доход,

- объем реализованной продукции в стоимостном выражении,

- объем реализованной продукции i-го вида в натуральном выражении,

- цена (оптовая, договорная) i-го вида продукции.

Важными показателями плана, позволяющими определить общий объем продукции, ее структуру, темпы роста производительности труда, фондоотдачу и другие экономические показатели, служат товарная и валовая продукция.

2.4. Объем товарной продукции - это стоимость запланированных к выпуску готовых изделий, полуфабрикотов, комплектующих деталей и сборочных единиц, предназначенных для реализации на сторону; капитального ремонта, выполненного собственными силами, а также изделий и запасных частей, изготовленных для капитального ремонта, капитального строительства и собственных непромышленных хозяйств предприятия; инструментов и приспособлений для собственного производства. Объем товарной продукции выражается в оптовых и сопоставимых ценах и рассчитывается по формуле:

- товарная продукция (в оптовых или сопоставимых ценах),

- объем производства в натуральных единицах измерения.

- цена (оптовая) i-го вида продукции,

- объем услуг и работ j-го вида.

2.5. Валовая продукция - характеризует весь объем выполненной работы предприятием за определенный период времени (месяц, год, квартал). В составе валовой продукции входит как законченная, так и незаконченная продукция, так называемое незавершенное производство.

Объем валовой продукции включает весь объем работ, намеченный к выполнению в данном плановом периоде и рассчитывается по формуле:

- объем валовой продукции,

- объем товарной продукции,

- остатки незавершенного производства в стоимостном выражении на конец и начало планового периода,

- остатки инструментов и приспособлений собственного производства на конец и начало планового периода.

Валовую продукцию следует отличать от валового оборота, под которым понимается сумма стоимости продукции всех подразделений.

В целях элиминирования прошлого труда и выявления результатов производственной деятельности, динамики производства продукции и зависящих от предприятий показателей производства ряд производств осуществляют планирование и оценку деятельности по чистой продукции вместо объема реализованной продукции.

2.6. Чистая продукция - это вновь созданная стоимость на предприятии. В нее входит оплата труда, выданная в виде заработной плата, и невыплаченная, но вошедшая в стоимость товара в виде налогов и различных начислений, а также прибыль. В чистую продукцию не входит перенесенная стоимость, созданная на других предприятиях (оплата сырья, материалов, энергии, топлива и амортизационных отчислений с основных фондов).

Объем чистой продукции рассчитывается по формулам:

- объем чистой продукции,

- объем реализованной продукции,

- материальные затраты, включаемые в себестоимость продукции,

- амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов,

- заработная плата с начислениями на нее,

- прибыль от реализации продукции.


Формирование производственной программы

 

На предприятии вопрос формирования годового плана производства и реализации (производственной программы) рассматривается с точки зрения маркетинга и производства, т.е. объем производства планируется исходя из потребностей спроса с учетом производственных возможностей предприятия, которые, в первую очередь, определяются его производственными мощностями. Поэтому производственная программа является инструментом согласования возможного объема продаж с производственными возможностями предприятия.

Кроме этого производственная программа является основой для расчета планов производства всех структурных подразделений предприятия, а также планов по обеспечению необходимыми видами ресурсов для выполнения производственной программы.

Формирование производственной программы производится по схеме, представленной на рисунке 5.1.

С целью достижения баланса «Проект выпуска-производственная мощность» предприятие применяет стратегию выравнивания мощностей, стратегию погони за спросом или их комбинацию. Стратегия выравнивания мощностей позволяет предприятию наиболее эффективно использует свои производственные ресурсы. Общая производственная мощность устанавливается на уровне среднего спроса, можно, с небольшим запасом на случай непредвиденных обстоятельств, таким образом, поддерживается стабильный объем выпуска. Здесь колебания спроса игнорируются. Данная стратегия пригодна лишь в том случае, если покупатели готовы ждать, или предприятие имеет возможность создавать запасы готовой продукции. В периоды падения спроса продукция идет на склад и продается с наступлением очередного пика.

Такой метод применим лишь на тех производствах, продукция которых допускает хранение. Недостатки стратегии связаны с затратами на продвижение продукции и скидки в случае управления спросом, а также с издержками хранения запасов продукции.

Если недостатки стратегии выравнивания мощностей перевешивают достоинства, то предприятие переходит к стратегии погони за спросом, которая предусматривает изменение производственных возможностей в соответствии с колебаниями спроса на продукцию. При этом поддерживается высокий процент загрузки без лишних расходов на хранение и управление спросом. Чтобы быть эффективной, такая стратегия должна реализовываться быстро и без особых затрат. Она применима лишь в том случае, когда с уменьшением мощностей уменьшаются и издержки. Самые распространенные подходы по реализации стратегии погони за спросом: cверхурочная работа, гибкий рабочий график, неполный рабочий день, временные рабочие, закупки вместо производства, субподряд.

Очень немногим организациям удается справиться с колебаниями спроса с помощью какой-то одной стратегии. В сфере производства одна и та же организация может применять сверхурочную работу, создавать запасы и управлять спросом и при всем при этом так и не достичь оптимальной загрузки оборудования.


   
 
 
 

 

 


Рис. Ошибка! Текст указанного стиля в документе отсутствует..4Технология формирования производственной программы


Производственная мощность предприятия. Факторы, влияющие на производственную мощность.

Производственная мощность предприятия - это максимально возможный годовой выпуск продукции или объем переработки сырья в номенклатуре и ассортименте, установленных планом при полном использовании оборудования и площадей с учетом применения прогрессивной технологии. Производственная мощность измеряется в тех же натуральных единицах измерения продукции, что и производственная программа. На предприятиях, где выпуск продукции определяется объемом перерабатываемого сырья, мощность измеряется в единицах измерения сырья. Для многопродуктовых предприятий в качестве единицы измерения производственной мощности может быть: изделие-представитель или условное изделие; комплект деталей; весовые единицы; нормо-часы максимально возможной трудоемкости производственной программы; денежные единицы.

Основными показателями нормативной базы по производственной мощности являются: прогрессивная трудоемкость (станкоемкость) изготовления единицы изделия на оборудовании и технически обоснованные нормы производительности действующего и вновь вводимого оборудования.