Понятие рекламации

Метод балльной оценки.

Индексный метод.

Методы технического нормирования.

Прочие методы анализа затрат на качество продукции

Исследовательский этап.

На исследовательском этапе оцениваются предлагаемые варианты разработанного изделия.

5) Рекомендательный этап.

На рекомендательном этапеотбираются наиболее приемлемые для данного производства варианты разработки и усовершенствования изделия.

С этой целью можно рекомендовать построение матричной таблицы.

С учётом значимости функций изделия, уровня затрат, потребительского спроса на данную продукцию, определяется уровень её рента­бельности.

Далее, принимается реше­ние о запуске в производство конкретного изделия или направ­лениях его усовершенствования.

 

 

Основаны на расчёте подетальных норм инормативов мате­риальных ресурсов (сырья, покупных комплектующих изделий), расчёте трудоемкости и иных затрет, включаемых в себестоимость продукции (технологии изготовления, хранения, транспортировки, гарантийное и сервисное обслуживание).

Методы технического нормирования позволяют доста­точно точно определить затраты как на новое изделие, так и на усовершенствование продукции.

Является одним из методов, позволяющих проанализировать измене­ние затрат, связанных с изменением качества продукции.

Сложность его применения заключается в том, что оба признака сравнения должны быть выражены количественно. Качество же не всегда имеет количественное значение. Например, продукция, прошедшая и не прошедшая сертификацию, соответствующая и не соответствующая ТУ и др.

Применяется для оценки качества и конкурентоспособности изделия.

В соответствие с этим методом, каждому качественному параметру изделия вы­ставляется балл, с учётом значимости этого параметра для изде­лия в целом, по избранной для оценки шкале - 5-, 10- или 100-балльной.

После этого, определяется средний балл изделия, ха­рактеризующий уровень его качества в баллах. Путем деления цены изделия на средний балл, исчисляют стоимость одного среднего балла.

Подобный расчёт целесообразно проводить при сравнитель­ном анализе изделий, для решения вопроса об их запуске в про­изводство или эффективности предлагаемых усо­вершенствований.

6.4 Анализ брака и потерь от брака. Экономическая эффективность продукции

 

 

Политика предприятия должна изначально иметь целью вы­сокое качество продукции. Однако брак, являющийся его про­тивоположностью, может возникнуть на любом предприятии. Его необходимо учитывать.

Брак может быть обнаружен на самом предприятии-про­изводителе продукции и за его пределами.

Проявившийся в сфере реализации или в процессе использования продукции брак свидетельствует как о плохом её качестве, так и о качестве работы предприятия. Он называется рекламацией.

Рекламации сравнивают по стоимость ипо количеству с прошлым периодом. Их рассчитывают на 100, 1000, 10000 изде­лий, в зависимости от объёма производства. Появление реклама­ций наносит производителю не только материальный, но и мо­ральный ущерб, сказываясь на его репутации.

 

Расчётные показатели и анализ брака

 

При анализе брака рассчитывают абсолютные и относитель­ные показатели.

1) Абсолютный размер брака Аб - представляет собой сумму затрат на окончательно забракованные изделия и расходов на возможное исправление брака.

2) Абсолютный размер потерь от брака Апб – равен разности абсолютного размера брака и стоимости брака по цене использования, суммы удержаний с лиц - виновников брака и суммы взысканий с поставщиков некачественных материалов. Как правило, Аб > Апб.

3) Относительные показатели размера брака и потерь от брака, рассчитывают процентным отношением абсолютного размера брака или потерь от брака соответственно к производственной себестоимости продукции.

Обычно, расчётные показатели брака за текущий период, сравниваются с показателями предыдущего периода. Затем, делаются соответствующие выводы (о снижении или увеличении затрат на брак), и принимаются соответствующие решения.

Анализ брака, обнаруженного на предприятии, и анализ рек­ламаций следует начинать с изучения причин их возникновения, которые условно можно свести к следующим:

производственно-технологические;

конструктивные недостатки;

качество сырья и комплектующих изделий;

вина рабочих и прочие.

Это позволит более точно определить размер излишне израс­ходованных средств и пути снижения затрат на обеспечение ка­чества продукции.

 

Методы расчёта экономической эффективности новой продукции

 

Производство продукции более высокого качества, по срав­нению с заменяемой, должно сопровождаться и повышением эффективности производства за счёт снижения затрат.

Методы расчёта экономической эффективности можно классифицировать по четырём основным направлениям.

 

1) Первое направление включает в себя применение новых тех­процессов, механизации и автоматизациипроиз­водства, новых способов организации производства и труда, обеспечивающих повышение ка­чества продукции при одновременной экономии производствен­ных ресурсов.

В этом случае, расчёт годового экономического эффекта про­изводится по формуле:

Э = (З1 – З2) В2,

где Э - годовой экономический эффект, выражаемый в денежных единицах;

З1,32 - приведённые затраты на единицу продукции, про­изводимой с

помощью базовой (1) и новой (2) техники, ден. ед.;

В2 - годовой объём производства продукции с помо­щью новой техники в

расчётном году, в единицах продукции.

Расчёты снижения себестоимости продукции должны учиты­вать только те затраты, которые изменяются в связи с производ­ством и использованием новой техники.

Если новая техника повышает производительность, одновре­менно снижая накладные расходы, то экономия отражается прямым счётом на статьях затрат.

В случае, когда новая технология отличается от базовой только изменением одной илинескольких операций, годовой экономический эффект рассчитывается с помощью сравнения изменяющихся элементов затрат на этих операциях.

2) Второе направление расчёта экономической эффективности включает в себя производство и использование новых средств труда долговременного применения (машин, оборудования), с улучшенными качественными характеристика­ми (производительность, долговечность и т.д.).

3) Третье направление включает в себя производство и исполь­зование новыхили усовершенствованных предметов труда(как материалов, сырья), а также средств труда со сроком службы менее одного года (оснастки, инструментов).

4) Четвёртое направление включает в себя производство и использование новой техники, не имеющей аналога, а также новой продукции и продукции повышенного качества (с более высокой ценой), разработанной на основе НИР для удовлетворения нужд населения в этой продукции.

 

Расчёт годового экономического эффекта имеет широкое применение в практике экономических расчетов. Его величина показывает общую экономию годовых затрат по сравниваемым вариантам.

Методы расчёта величины годового экономического эффекта различаются в зависимости от показателей, характери­зующих объект новой технологии как в сфере производства, так и в сфере использования.

Каждое из рассмотренных четырёх направлений имеет свою специфику, которая и учиты­вается в расчёте показателя годового экономического эффекта.

Наряду с другими показателями, годовой экономический эф­фект является одним из основных элементов расчета экономи­ческой эффективности капитальных вложений и новой техники.

В качестве показателей эффективности достаточно широко применяют систему показателей рентабельности, исчисляемых как отношение в общем виде прибыли к затратам.

Причём, в за­висимости от целей исследования, числитель и знаменатель этой дроби могут быть детализированы. Это, в свою очередь, позволяет провести факторный анализ показателя рентабельности, на базе которого была осуществлена детализация.

6.5 Управление затратами на качество в процессе

проектного анализа

 

Состав проектного анализа

 

Анализ любого инновационного проекта состоит из несколь­ких этапов и включает в себя ряд разделов. Они могут разли­чаться, в зависимости от принципа классификации.

По времени проведения проектный анализ можно разделить на три вида:

предварительный, текущий ипоследующий.