Внутренние и внешние источники информации

 

Одним из внутренних источников информации, позволяю­щих определить структуру затрат на изделие, является смета затрат на произ­водство.

Составление сметы обладает большим преимуществом перед другими информационными источниками, благодаря обязательно­сти составления, достоверности инаглядности.

Она удобна для поиска направлений снижения и минимизации цены изделия.

Кроме того, можно использовать данные о затратах на производство по их видам, собираемые на счетах бухгалтерского учета.

Более сложным, трудоёмким и дорогим является получение внешней информации. Часть её содержится в рекламных проспектах, прайс-листах, материалах периодиче­ской печати и специальной литературе.

Эти данные более на­дёжны, по сравнению с данными, получаемыми в сфере реализации, путём проведения специальных выборочных обследованийпо изучению мнения потребителей о цене и качестве продукции.

Однако информацию, получаемую из выборочных обследовании, труд­но чем-либо заменить. Если предприятие хочет учесть желание покупателей для увеличения объема продаж путем улучшения свойств продукции, изучение мнения потребителей является необходимой мерой.

С этой целью можно использовать опрос продавцов продукции и покупателей, проводить анкетирова­ние населения и рекламные акции продукции предприятия. Это позволит знать мнение раз­личных социальных, возрастных и других групп населения о продукции предприятия, с использованием типической выборки

для получения информации.

При сборе таких данных, удобно построение диаграмм рассеивания, позволяющих изучить зависимость между парами переменных, например ценой и упа­ковкой товара. Этими переменными могут быть:

а) Характеристика качества или влияющий на нее фактор;

б) Две различные характеристики качества;

в) Два фактора, влияющих на одну характеристику качества.

Целесообразно, хотя бы одной из переменных брать показа­тель выражающий затраты на качество, т. е. стоимостную величину.

Например, предпочтения покупателей относительно качества и дизайна упаковки, обеспечивающей сохранность изделия, и це­ны изделия.

Предпочтения, как правило, отдаются надёжной упаковке при уме­ренной цене.Верхний уровень цены (например, для подарочной упаковки), называется достаточно редко. Это должно обратить на себя внимание предприятия-производителя, как сигнал о завышении цены в глазах покупателя. Нижний уровень цены (продажа без упаковки), также называется достаточно редко. Это позволяет сделать выводы о том, что покупатель отдаёт предпочтение надёжности хранения итранспортировки изделия.

Таким образом, несмотря на разностороннюю информацию, характеризующую затраты на качество продукции, необходимо уже на этапе формирования данных использовать наглядные формы их представления в сочетании с методиками первичного анализа: группировкой в таблицы, графическим анализом и т. д. Это значительно ускоряет процесс анализа и облегчает дальнейшее использование статистико-математических методов.

6.3 Методы анализа затрат на качество продукции.

Понятие функционально-стоимостного анализа - ФСА