Внутренние и внешние источники информации
Одним из внутренних источников информации, позволяющих определить структуру затрат на изделие, является смета затрат на производство.
Составление сметы обладает большим преимуществом перед другими информационными источниками, благодаря обязательности составления, достоверности инаглядности.
Она удобна для поиска направлений снижения и минимизации цены изделия.
Кроме того, можно использовать данные о затратах на производство по их видам, собираемые на счетах бухгалтерского учета.
Более сложным, трудоёмким и дорогим является получение внешней информации. Часть её содержится в рекламных проспектах, прайс-листах, материалах периодической печати и специальной литературе.
Эти данные более надёжны, по сравнению с данными, получаемыми в сфере реализации, путём проведения специальных выборочных обследованийпо изучению мнения потребителей о цене и качестве продукции.
Однако информацию, получаемую из выборочных обследовании, трудно чем-либо заменить. Если предприятие хочет учесть желание покупателей для увеличения объема продаж путем улучшения свойств продукции, изучение мнения потребителей является необходимой мерой.
С этой целью можно использовать опрос продавцов продукции и покупателей, проводить анкетирование населения и рекламные акции продукции предприятия. Это позволит знать мнение различных социальных, возрастных и других групп населения о продукции предприятия, с использованием типической выборки
для получения информации.
При сборе таких данных, удобно построение диаграмм рассеивания, позволяющих изучить зависимость между парами переменных, например ценой и упаковкой товара. Этими переменными могут быть:
а) Характеристика качества или влияющий на нее фактор;
б) Две различные характеристики качества;
в) Два фактора, влияющих на одну характеристику качества.
Целесообразно, хотя бы одной из переменных брать показатель выражающий затраты на качество, т. е. стоимостную величину.
Например, предпочтения покупателей относительно качества и дизайна упаковки, обеспечивающей сохранность изделия, и цены изделия.
Предпочтения, как правило, отдаются надёжной упаковке при умеренной цене.Верхний уровень цены (например, для подарочной упаковки), называется достаточно редко. Это должно обратить на себя внимание предприятия-производителя, как сигнал о завышении цены в глазах покупателя. Нижний уровень цены (продажа без упаковки), также называется достаточно редко. Это позволяет сделать выводы о том, что покупатель отдаёт предпочтение надёжности хранения итранспортировки изделия.
Таким образом, несмотря на разностороннюю информацию, характеризующую затраты на качество продукции, необходимо уже на этапе формирования данных использовать наглядные формы их представления в сочетании с методиками первичного анализа: группировкой в таблицы, графическим анализом и т. д. Это значительно ускоряет процесс анализа и облегчает дальнейшее использование статистико-математических методов.
6.3 Методы анализа затрат на качество продукции.
Понятие функционально-стоимостного анализа - ФСА