Контрольный листок дефектов
Классификация и регистрация информационных данных
Цели сбора информации
Затраты на брак продукции
Затраты на предотвращение.
К ним относятся расходы на доработку иусовершенствование продукции, не отвечающей стандартам и требованиям покупателя.
Расходы на проверку, ремонт, усовершенствование инструмента, оснастки, техники и технологии, а в отдельных случаях и на остановку производства.
В данную группу также следует включить затраты на внедрение системы управления качеством, в том числе её техническое обеспечение, разработку стандартов, расходы на документацию и на персонал.
Существует еще одна группа издержек, которые, при их возникновении, следует относить или к базовым, или к дополнительным, в зависимости от новизны продукции.
Это затраты на брак и его исправление.
Их величина может существенно колебаться и состоять из расходов:
1) На производство забракованной продукции при наличии неисправимого брака.
2) Затрат на исправление брака, если брак не окончательный.
3) Оплата морального илифизического ущерба,нанесённого потребителю некачественной продукцией.
Вывод:
Затраты на создание, поддержание производствакачественной продукции и, следовательно, имиджа самого предприятия, образуется как на предприятии, так и за его пределами,поэтому необходимы их глубокий качественный и количественный анализ и расчёт.
6.2 Информационная база анализа затрат на качество продукции
Для анализа стоимостной величины средств, затрачиваемых на поддержание качества продукции, используетсяразличнаяинформация.Но, прежде чем приступить к её сбору, следуетопределить, каково назначение информации.
Цель сбора данных в процессе стоимостного анализа качества, может состоять в следующем:
- снижение затратна единицу продукциипри сохранении её прежнего качества;
- снижение затрат на изделияпри одновременном улучшении их свойств;
- повышение удельных затрат, позволяющих добитьсявысокого уровня качества, дающего преимущества по сравнению с конкурентами;
- увеличение объёма производства без снижения качества продукции из прежнегообъема ресурсов за счет уменьшения и ликвидации отходов;
- анализ отклонений от установленных требований;
- контроль продукции;
- установление цены на продукцию.
Отсюда видно, что часть данных о качестве, касающаяся технических особенностей изделия и его производства, находится на предприятии-изготовителе, другая часть - на конкурирующем предприятии или в сфере реализации, т. е. во внешней среде.
Данные для анализа затрат на качество могут быть:
1) Первичными - это технические и иные параметры изделий, содержащиеся в ТУ, ГОСТах, сертификатах, подтверждающих качество продукции.
2) Вторичными, получающимися в результате обработки первичных. Преобразованные вторичные данные обычно называютинформацией.
Данные различаются также по видам:
1) Технические - это внутренние первичные данные.
2) Экономические - это внутренние и внешние, первичные и вторичные данные.
Все эти различия влияют на величину расходов времени и денежных средств, затрачиваемых на получение, а также на методы получения и преобразования данных в целях их дальнейшего анализа.
Сокращает затраты времени на обработку данных разработка таких видов их носителей, которые делают возможными предварительные выводы сразу после сбора данных.
Для этого необходимо зарегистрировать источник информации (дату, когда она собиралась, работника, делавшего операцию, станок, на котором производилась обработка, партию используемых материалов и т.п.).
Регистрировать информацию следует в таблицах, облегчающих и ускоряющих вычисление статистических показателей.
Регистрацию возможно проводить, например, по рабочим местам, на которых изготовляются какие-либо изделия.
Если причина отклонений параметров изделий от ТУ заключается в неисправности станка, то через норму амортизации подсчитывают величину потерь по данной причине.
В случае вины рабочего, зная его почасовую тарифную ставку, также возможно рассчитать размер потерь из-за снижения качества изделия.
Если выясняется, что чрезмерные отклонения от ТУ зависят от особенностей материалов, обрабатываемых на данном станке, то с помощью дальнейшего анализа выявляется соответствие вида материала запланированному, степень пригодности для обработки, рассчитывается размер потерь от замены или несоответствия материала.
Для получения информации об отклонениях размеров обрабатываемой детали от ТУ, можно использовать таблицу, показывающую форму кривой распределения отклонений – контрольный листок регистрации отклонений.
Также, целесообразна регистрация дефектов какой-либо детали контролёром качества (ОТК). Данная форма контрольного листка дефектов позволяет видеть причины брака, и быстро определять нанесённый им ущерб и его виновника.
Контрольный листок дефектов содержит информацию:
- наименование изделия;
- дата (время) изготовления;
- наименование производственной операции;
- № участка и станка;
- количество проконтролированных деталей;
- ФИО рабочего-изготовителя;
- предварительное заключение о причине наиболее часто встречающегося дефекта;
- №№ партии и заказа;
- ФИО и подпись контролёра.
К основным типам дефектов какой-либо детали относятся: поверхностные царапины, трещины, вмятины, пропуск операции, неправильное использование операции (нарушение режимов обработки) и другие.
В случае необходимости, далее проводится техническая экспертиза бракованных деталей. Сопоставление её результатов с предварительным заключением контролера ОТК, также подтверждает и уровень квалификации контролёра.
Возможна также разработка контрольного листка дефектов в форме комбинационной сводной таблицы, группирующей дефекты по станкам, рабочим и дням недели. Она особенно удобна для применения на участке с небольшим числом станков или в ситуации, когда один станок в течение рабочего дня обслуживают двое рабочих.
Подобные формы регистрации данных об отклонении параметров качества изделий от запланированного, целесообразны для сбора внутренних первичных технических характеристик производимой продукции. Их затем используют в факторном анализе затрат на качество продукции.