Квалиметрия

Конечное качество зависит от качества работы на каждом этапе.

Формирование качества продукции начинается на стадии её проектирования. Так, в фазе исследования разрабатывают тех­нические и экономические принципы, создают функциональные образцы (модели). После этого создают основу производствен­ной документации и опытный образец. На стадии конструктив­но-технологических работ подготавливают внедрение изделия в производство.

Качество работы непосредственно связа­но с обеспечением функционирования фирмы. То есть, качество фирмы - это качество руководства и управления (планирование, анализ, контроль). От качества планирования (разработки стратегии, системы планов и пр.) зависят достижение поставленных целей и качество фирмы.

Понятие качества формировалось под воздействием историко-производственных обстоятельств. Каждое общественное производ­ство имело свои объективные требования к качеству продукции. На первых порах крупного промышленного производства проверка качества предполагала определение точности ипрочности(точность размеров, прочность ткани и др.).

Повышение сложности изделий привело к увеличению числа оцениваемых свойств. Центр тяжести сместился к комплексной проверке функциональных способностей изделия.

В условиях массового производства качество стало рассматриваться не с по­зиций отдельного экземпляра, а с позиций стандарта качества всех производимых в массовом производстве изделий.

С развитием научно-технического прогресса, следствием ко­торого стала автоматизация производства, появились автомати­ческие устройства для управления сложным оборудованием и другими системами. Возникло понятие надёжность.

Таким обра­зом, понятие качества постоянно развивалось и уточнялось. В связи с необходимостью контроля качества, были разработаны методы сбора, обработки и анализа информации о качестве. Фирмы, функционировавшие в условиях рыночной экономики, стремились организовать наблюдения за качеством в процессе производства и потребления. Упор был сделан на предупрежде­ние дефектов.

 

Качество, как его понимает производитель, и качество, как его понимает потребитель, понятия взаимосвязанные. Произво­дитель должен проявлять заботу о качестве в течение всего пе­риода потребления продукта. Кроме того, он должен обеспечить необходимое послепродажное обслуживание. Особенно это важ­но для товаров, отличающихся сложностью эксплуатации, программных продуктов.

Качество изделия может проявляться в процессе потребле­ния. Понятие качества продукта с позиций его соответствия требованиям потребителя сложилось именно в условиях рыночной экономики.

Идея такого подхода к определению качества продукции со­держится в специальной науке – квалиметрии – этонаука о способах измерения и количественной оценке качества про­дукции и услуг.

Квалиметрия позволяет давать количественные оценки качественным характеристикам товара.

Квалиметрия ис­ходит из того, что качество зависит от большого числа свойств рассматриваемого продукта. Для того чтобы судить о качестве продукта, недостаточно только данных о его свойствах. Нужно учитывать и условия, в которых продукт будет использован.

Суть измерения качества в квалиметрии состоит в следующем.

Для каждого вида продукции учитываются свои специфи­ческие уровни качества, зафиксированные в стандартах и дейст­вующих технических условиях. Качество характеризуется опре­деленным технико-экономическим параметром (потребительным свойством): ёмкость холодильника, скорость автомобиля.

Выбирается эталон качества и достигнутое качество сопоставляется с ним.