Ключевые принципы системного управления качеством

 

Современная концепция управления деятельностью, бизнесом - это концепция, получившая в англоязычной литерату­ре названиеTotal Quality Management (TQM).

Сегодня в мире используются различные системы управления качеством. Для успешной деятельности предприятия, они должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передо­выми международными компаниями. Эти принципы составляют основу обновления международных стандартов в облас­ти управления качеством ИСО серии 9000.

1) Первый принцип - ориентация на потребителя.

Стратегическая ориентация на потребителя обеспечива­ется организационно, методически и технически. Она жизненно необ­ходима каждой организации и каждому предприятию, функциони­рующему в условиях конкурентного рынка.

2) Второй принцип -роль руководства.

В соответствии с ним, руководитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.

3) Третий принцип - вовлечение работников.

Это одно из ключе­вых положений TQM, в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потреб­ность в улучшениях.

4) Четвертый принцип - процессный подход, и органично с ним связанный пятый принцип.

5) Пятый принцип - системный подход к управлению.

В соответствии с этими принципами, производство товаров, услуг и управление рассматриваются как совокупность взаимосвязанных про­цессов, а каждый процесс - как система, имеющая вход и выход, своих «поставщиков» и «потребителей».

Реализация этих принципов изменяет сложившиеся подходы к управлению, основу которого составляет иерархическая организа­ционная структура. Практика показала, что трудности и проблемы, обусловленные тем, что единые процессы обслуживаются органи­зационно обособленными подразделениями, можно и нужно устра­нять путем использования группового подхода.

То есть, для подготовки к производству новой продукции должны формироваться груп­пы специалистов из различных подразделений - конструкторов, технологов, специалистов службы ка­чества, а также специалистов других служб.

6) Шестой принцип - постоянное улучшение.

Двадцать лет назад стратегия качества базировалась на концепции оптимального каче­ства. Опыт японской, а затем американской и европейской промышленности показал, что устанавливать пределы улучшению не­допустимо, само улучшение должно быть системой и составной частью системы управления.

7) Седьмой принцип - принятие решений, основанных на фактах.

Реализация этого принципа призвана исключить необоснованные решения, которые обычно называют волевыми. Необходимо соби­рать и анализировать фактические данные и принимать решения на их основе. Наиболее распространенными сейчас являются статисти­ческие методы контроля, анализа и регулирования.

8) Восьмой принцип - взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Этот принцип необходимо реализовывать по отношению как к внешним, так и внутренним поставщикам.

Итак, современная концепция управле­ния качеством - это концепция управления любым целенаправленным видом деятельности, позволяющая, как показывает опыт, достигнуть успеха не только в сфере производства, но и в государственном и муниципальном управлении, в вооруженных силах и других сферах.

Изучение дисциплины «Управление качеством» имеет практическую направленность и основывается на развитии представлений, сформировавшихся в резуль­тате ответа американского менеджмента на «японский вызов», но, применительно к России.

 

1 КАЧЕСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

И ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Понятие качества. Уровни качества

 

Понятие качества

 

Проблема качества является важнейшим фактором повыше­ния уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности.

Качество– это комплексное понятие, характеризую­щее эффективность всех сторон деятельности: разработка стра­тегии, организация производства, маркетинг и др.

Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различ­ные трактовки понятия качества.

Международная организация по стандартизации – МЭК – определяет

качество как совокупность свойств и характеристик продукции или ус­луги, которые придают им способность удовлетворять обуслов­ленные или предполагаемые потребности (стандарт ИСО-8402).

Требования к качеству на междуна­родном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Пер­вая редакция международных стандартовИСО серии 9000 вышла в конце 80-х годов и ознаменовала выход между­народной стандартизации на качественно новый уровень.

Эти стандарты вторглись непосредственно в производственные про­цессы, сферу управления и установили чёткие требования к сис­темам обеспечения качества. Они положили начало сертифика­ции систем качества.

Возникло самостоятельное направление менеджмента - менеджмент качества.

В настоящее время, учё­ные и практики за рубежом связывают современные методы ме­неджмента качества с методологией TQM - тотальным (всеобщим, всеохватывающим) ме­неджментом качества.

Стандарты ИСО серии 9000 установили единый признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качест­ва и, одновременно, регламентировали отношения между произ­водителями и потребителями продукции. Иными словами, стан­дарты ИСО – это жёсткая ориентация на потребителя при строгом соблюдении культуры производства.