Ключевые принципы системного управления качеством
Современная концепция управления деятельностью, бизнесом - это концепция, получившая в англоязычной литературе названиеTotal Quality Management (TQM).
Сегодня в мире используются различные системы управления качеством. Для успешной деятельности предприятия, они должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями. Эти принципы составляют основу обновления международных стандартов в области управления качеством ИСО серии 9000.
1) Первый принцип - ориентация на потребителя.
Стратегическая ориентация на потребителя обеспечивается организационно, методически и технически. Она жизненно необходима каждой организации и каждому предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка.
2) Второй принцип -роль руководства.
В соответствии с ним, руководитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.
3) Третий принцип - вовлечение работников.
Это одно из ключевых положений TQM, в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях.
4) Четвертый принцип - процессный подход, и органично с ним связанный пятый принцип.
5) Пятый принцип - системный подход к управлению.
В соответствии с этими принципами, производство товаров, услуг и управление рассматриваются как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс - как система, имеющая вход и выход, своих «поставщиков» и «потребителей».
Реализация этих принципов изменяет сложившиеся подходы к управлению, основу которого составляет иерархическая организационная структура. Практика показала, что трудности и проблемы, обусловленные тем, что единые процессы обслуживаются организационно обособленными подразделениями, можно и нужно устранять путем использования группового подхода.
То есть, для подготовки к производству новой продукции должны формироваться группы специалистов из различных подразделений - конструкторов, технологов, специалистов службы качества, а также специалистов других служб.
6) Шестой принцип - постоянное улучшение.
Двадцать лет назад стратегия качества базировалась на концепции оптимального качества. Опыт японской, а затем американской и европейской промышленности показал, что устанавливать пределы улучшению недопустимо, само улучшение должно быть системой и составной частью системы управления.
7) Седьмой принцип - принятие решений, основанных на фактах.
Реализация этого принципа призвана исключить необоснованные решения, которые обычно называют волевыми. Необходимо собирать и анализировать фактические данные и принимать решения на их основе. Наиболее распространенными сейчас являются статистические методы контроля, анализа и регулирования.
8) Восьмой принцип - взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Этот принцип необходимо реализовывать по отношению как к внешним, так и внутренним поставщикам.
Итак, современная концепция управления качеством - это концепция управления любым целенаправленным видом деятельности, позволяющая, как показывает опыт, достигнуть успеха не только в сфере производства, но и в государственном и муниципальном управлении, в вооруженных силах и других сферах.
Изучение дисциплины «Управление качеством» имеет практическую направленность и основывается на развитии представлений, сформировавшихся в результате ответа американского менеджмента на «японский вызов», но, применительно к России.
1 КАЧЕСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
И ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие качества. Уровни качества
Понятие качества
Проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности.
Качество– это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др.
Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качества.
Международная организация по стандартизации – МЭК – определяет
качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности (стандарт ИСО-8402).
Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Первая редакция международных стандартовИСО серии 9000 вышла в конце 80-х годов и ознаменовала выход международной стандартизации на качественно новый уровень.
Эти стандарты вторглись непосредственно в производственные процессы, сферу управления и установили чёткие требования к системам обеспечения качества. Они положили начало сертификации систем качества.
Возникло самостоятельное направление менеджмента - менеджмент качества.
В настоящее время, учёные и практики за рубежом связывают современные методы менеджмента качества с методологией TQM - тотальным (всеобщим, всеохватывающим) менеджментом качества.
Стандарты ИСО серии 9000 установили единый признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и, одновременно, регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции. Иными словами, стандарты ИСО – это жёсткая ориентация на потребителя при строгом соблюдении культуры производства.