Задержание подозреваемого как мера процессуального принуждения.

Понятие и виды мер процессуального принуждения.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ предусматривает возможность применения государственного принуждения к подозреваемым, обвиняемым в совершении преступлений, а также к дру­гим участникам, не исполняющим требова­ния закона. Процессуальное принуждение, применяемое к участникам процесса и другим субъектам в связи с их неправомерным поведением имеет сво­ей целью предотвращение различных форм неисполнения закона.

В разделе IV УПК РФ дан исчерпывающий перечень мер процессуаль­ного принуждения, определены основания, условия и порядок их избрания, отмены или изменения. В законе четко очерчен круг лиц, в отношении ко­торых может быть избрана та или иная мера пресечения, приведен пере­чень должностных лиц, правомочных применять конкретные меры процес­суального принуждения.

Эти ме­ры избираются только по уголовному делу; носят процессуальный характер и применяются в течение срока производства по уголовному делу уполно­моченными на то государственными органами при наличии к тому доста­точных оснований; избираются лишь в отношении тех участников процесса, противоправное поведение которых препятствует или может воспрепятствовать производству по делу либо надлежащему исполнению приговора. При наличии достаточных оснований для избрания меры пресечения в от­ношении обвиняемого (подозреваемого) к нему может быть применена только одна из мер, предусмотренных ст. 98 УПК.

В зависимости от характера и целей применения все меры процессуаль­ного принуждения разделены на три группы: 1) меры, обеспечивающие задержание лица по подозрению в совершении преступления (гл. 12); 2) меры пресечения, обеспечивающие надлежащее поведение лица, подвергаемого уголовному преследованию и обвинению (гл. 13); 3) меры процессуального принуждения, обеспечивающие порядок уголовного судопроизводства и надлежащее исполнение приговора (гл. 14).

Задержание подозреваемого является мерой процессуального принуждения, которая применяется органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов.

Задержать лицо можно только в случае подозрения в совершении конкретного преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, и при наличии одного из следующих оснований:

1) когда оно застигнуто при совершении преступления или непосредст­венно после его совершения;

2) когда очевидцы и потерпевшие укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или на его одежде, при нем или в его жилище бу­дут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основания по­дозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если: пыталось скрыться; не имеет постоянного места жительства; не ус­тановлена его личность; в суд направлено ходатайство об избрании меры пресечения в виде заклю­чения под стражу (ч. 2 ст. 91 УПК).

В каждом случае доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задер­жания. В нем указываются: дата и время составления протокола с точностью до минуты; дата, время, место, основания и мотивы фактического задержания; результаты личного обыска и т.д. Одновременно разъясняются его права, о чем делается соответ­ствующая отметка. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и подозреваемым. Последний вправе получить при этом копию протокола задержания.

В течение 12 часов с момента фактического задержания орган дознания, дознаватель или следователь обязаны сообщить об этом в письменной форме прокурору. Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента фактического задержания. До начала допроса подозреваемому, по его просьбе, обеспечивается свидание с защитником наедине продолжительностью не менее 2 часов.

Дознаватель, следователь не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого обязан уведомить об этом кого-либо из членов семьи, а при их отсутствии - других родственников. О задержании в качестве подозреваемого военнослужащего уведомля­ется командование воинской части. В случаях, когда подозреваемый явля­ется гражданином или подданным другого государства, то в указанный срок через МИД России уведомляется посольство или консульство этого государства. В случаях, когда в интересах предвари­тельного расследования необходимо сохранить тайну задержания, то с санкции прокурора уведомление может не произ­водиться. Это ограничение не распространяется на несовершеннолетних подозреваемых.

Лицо, задержанное в качестве подозревае­мого, подлежит немедленному освобождению по постановлению следователя или дознавателя в случаях, если: 1) не подтвердилось подоз­рение в совершении преступления; 2) отсутствуют основания для примене­ния к нему заключения под стражу; 3) задержание было произведено с на­рушением требований закона; 4) по истечении 48 часов с мо­мента его задержания не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Закон наделяет исключительным правом начальника места содержания подозреваемого немедленно освободить его, если постановление судьи о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу либо о продлении срока содержания под стражей не поступило в указанные сроки.