Влияния с использованием своего должностного положения на других должностных лиц обеспечить

Удовлетворение интересов взяткодателя или представляемых последним лиц.

Действие (бездействие), совершенное должностным лицом, получившим за это вознаграждение,

Находится за пределами состава получения взятки и поэтому нуждается в самостоятельной правовой оценке.

Иногда должностное лицо, используя свое служебное положение, совершает за взятку деяние, которое само по

Себе является преступлением (выдает поддельный документ, незаконно освобождает от уголовной

Ответственности, выносит заведомо неправосудный приговор или решение, фальсифицирует доказательства,

Пособничает хищению, контрабанде и т. д.). В этом случае ответственность наступает не только за получение

Взятки, но по совокупности и за сами эти незаконные, преступные деяния.

Взятка может иметь характер подкупа, когда сам факт передачи вознаграждения или договоренность о

Нем обусловливает соответствующее поведение (действие или бездействие) должностного лица, но может

Являться и незаконной материальной благодарностью — вознаграждением за уже содеянное, хотя никакой

Предварительной договоренности об этом вознаграждении не было и получатель его совершал должностное

Действие (бездействие), не рассчитывая на последующее вознаграждение. Время передачи предмета взятки, т. е.

До или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего, как отметил в названном постановлении

(п. 9) Пленум Верховного Суда РФ, на квалификацию содеянного не влияет. Конечно, взятка-подкуп является

Более опасным преступлением против интересов службы, но и при взятке-благодарности совершается

Посягательство на интересы нормальной деятельности публичного аппарата управления, подрывается его

Авторитет. Признание преступлением незаконного получения должностным лицом материальных ценностей и

Услуг в качестве благодарности за уже совершенное им правомерное действие по службе соответствует

Традициям российского уголовного законодательства, которое предусматривало уголовную ответственность за

Мздоимство и в том случае, когда никакой договоренности о вознаграждении не было.

Вместе с тем ГК РФ разрешает дарение, в том числе государственным служащим и служащим органов

Муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими

Служебных обязанностей, «обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом

Минимальных размеров оплаты труда» (ст. 575 ГК РФ). Принятие такого подарка не влечет ни уголовной, ни