Вопрос 1.Разработка и процедура принятия нормативных актов

Лекция 15. Принятие нормативных актов органами государственной власти.

План лекции:

1.Разработка и процедура принятия нормативных актов.

2.Виды нормативных актов, издаваемые органами государственной власти.

3.Процедура принятия законопроектов в Ставропольском крае.

Демократическая власть оказывает воздействие на деятельность и поведение людей, прежде всего, с помощью права, которое представляет собой совокупность общеобязательных правил и норм. В них выражается воля государства по закреплению определенного порядка в общественных отношениях. Если нормы права безукоризненно соблюдаются, то государство признается правовым.

Основным источником права служит закон, т.е. акт высших органов государственной власти. Он обладает наибольшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам. Правовое государство зиждется на диктатуре закона.

Законы и другие нормативные акты разрабатываются и принимаются в соответствии с установленной процедурой. В законотворческой деятельности участвуют все ветви власти, федеральные и региональные органы государственного управления.

Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ, Конституционный суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Верховный Суд РФ.

Правительство РФ составляет план законопроектных работ. При этом учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и иных государственных организаций. Вносимые предложения проходят экспертную оценку в Министерстве Юстиции РФ с привлечением в необходимых случаях соответствующих институтов, организаций.

Предложения должны содержать:

· обоснование необходимости принятия закона;

· концепцию законопроекта, включающую в себя его общую характеристику и основные предложения;

· этапы подготовки законопроекта и перечень соисполнителей–разработчиков;

· срок представления законопроекта в Правительстве РФ;

· ориентировочный срок внесения законопроекта в Государственную Думу.

Правительство РФ координирует законопроектную деятельность с палатами Федерального Собрания, с органами исполнительной власти субъектов РФ (по вопросам совместного ведения). Органы исполнительной власти субъектов РФ получают планы законопроектных работ Правительства РФ для практического использования и участия в подготовке документов.

Проекты законов и законодательных предложений направляются в Государственную Думу ответственными за их подготовку и представление в парламенте органами власти и подразделениями с приложением ряда документов:

· обоснование необходимости принятия;

· оценка их согласованности с другими нормами;

· ожидаемые социально-экономические и иные последствия применения;

· финансово-экономическое обоснование.

Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, изменении финансовых обязательств государства и другие, предусматривающие расходы за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Проекты по предметам совместного ведения федеральных органов государственной власти и субъектов РФ в предварительном порядке направляются органам исполнительной власти субъектов РФ.

Руководители центральных органов федеральной исполнительной власти, подразделений Администрации Президента РФ несут персональную ответственность за качество и соблюдение сроков подготовки проектов, достоверность и своевременность представления необходимой информации.

Соответствующими органами исполнительной власти РФ, подразделениями Администрации Президента РФ в Государственно-правовое управление Президента РФ предоставляются предложения о заключениях и поправках Президента РФ по проектам, внесенным на рассмотрение Федерального Собрания не по инициативе Президента РФ. Предложение о возвращении законов на повторное рассмотрение, а также о поправках к ним представляются Государственно-правовым управлением Президента РФ с учетом позиции соответствующих органов исполнительной власти РФ.

Для снятия замечаний по проектам и Президентом РФ, и парламентом применяются соответствующие процедуры. Создаются согласительные комиссии по преодолению возникших разногласий. Для работы в комиссии приглашаются представители Правительства РФ.

Принятые Государственной Думой федеральные законы передаются на рассмотрение Совета Федерации. В случае отклонения им закона (вето) палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления разногласий.

Вето Совета Федерации преодолевается Государственной Думой при повторном голосовании не менее чем 2/3 голосов общего числа депутатов.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов общего числа депутатов Государственной Думы. После этого он подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ.

При рассмотрении в Парламенте проектов, законодательных инициатив, указов назначаются официальные представители Президента РФ. Ими могут быть Председатель Правительства РФ, его заместители, министры, руководители других органов исполнительной власти, советники Президента РФ.

Полномочными представителями Правительства РФ в парламенте являются статс-секретари. Ими назначаются руководители соответствующих министерств и ведомств. Они отвечают за прохождение законопроектов, взаимодействие с палатами, получение законодателями информации от министерств и ведомств. Принятый парламентом закон направляется Президенту РФ. Если Президент его отклоняет, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают этот закон. В случае одобрения в ранее принятой редакции закона большинством (не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы) он подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

Законы вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу.

Основным документом, определяющим текущую финансово-экономическую политику, является закон «О федеральном бюджете». Его принятию придается социально-политическое значение, а разработка осуществляется по особой процедуре.

Правительство РФ готовит проект федерального бюджета на очередной год и выносит его на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания. Одновременно предоставляются необходимые материалы и расчеты, предусмотренные Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами. Если требуется внесение изменений и дополнений в законодательные акты РФ, связанные с политикой в сфере доходов и расходов, то Правительство вносит проекты соответствующих федеральных законов.

Центральный банк России представляет в Государственную Думу основные направления государственной денежно-кредитной политики.

Государственная Дума направляет проект закона о федеральном бюджете Президенту РФ, Совету Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Совет Государственной Думы утверждает профильные комитеты, ответственные за рассмотрение разделов и подразделов бюджета.

Государственная Дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете в четырех чтениях. Принятый Государственной Думой закон передается на рассмотрение Совета Федерации. В случае отклонения закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства. От каждой стороны участвуют не более 20 человек. Решение комиссия принимает раздельным голосованием. Если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании комиссии представителей данной стороны, решение считается принятым. Решение, против которого возражает хотя бы одна сторона, считается непринятым.