Что такое информационные технологии обучения?
Что такое средства новых информационных технологий?
Средствами новых информационных технологий(СНИТ) (И. В. Роберт) называют программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации.
К СНИТ относятся:
- ПК, комплекты терминального оборудования для ПК всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ПК;
- устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологии мультимедиа и систем “виртуальная реальность”);
-современные средства связи;
-системы искусственного интеллекта;
-программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.), системы машинной графики и др.
Виды информационных технологий (подробно раскрыть самостоятельно (у меня в папке материал для лекций-2 источник)):
- ИТ обработки данных.
- ИТ управления (оценка планируемого состояния объекта управления, оценка отклонений от планируемого состояния, выявление причин отклонений, анализ возможных решений и действий),
- Автоматизация офиса (ТекстПроц, ТаблПроц, Электронная почта, Аудиопочта, Электронный календарь, Компьютерные конференции, Телекоммуникационные конференции, Хранение изображений, Видеотекст, Управленческие программы, Аудио- Видео конференции, Факсимильная связь, Копировально множительная техника…),
- ИТ поддержки принятия решений.
- ИТ экспертных систем (Основывается на базе знаний).
- НИТ в образовании (Основные цели: повышение уровня образованности, гуманизация образования, формирование информационной культуры, оптимизация процесса обучения).
В литературе по информационным технологиям обучения встречаются такие синонимичные терминологические выражения, как “новые информационные технологии в обучении”, “современные информационные технологии обучения”, “НИТ образования”, “технологии компьютерного обучения”, “ЭКССТО — электронно-коммуникативные системы, средства и технологии обучения” и др. Это свидетельствует о том, что терминология информационных технологий обучения и соответствующие ей понятия не устоялись.
СНИТ совместно (используемые вместе) с учебно-методическими, нормативно-техническими и организационно-инструктивными материалами, обеспечивающими их педагогически целесообразное использование, составляют средства информатизации образования.
Информационные технологии обучения - совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи, и представления информации, расширяющей знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами.
По определению В. А. Извозчикова, новые информационные технологии в обучении(НИТО) — методология и технология учебно-воспитательного процесса с использованием новейших электронных средств обучения и в первую очередь ЭВМ. Прикладной сутью ядра НИТО являются технологии компьютерного обучения.
Е.И. Машбиц и Н.Ф. Талызина рассматривают информационную технологию обучения как некоторую совокупность обучающих программ различных типов: от простейших программ, обеспечивающих контроль знаний, до обучающих систем, базирующихся на искусственном интеллекте.
В.Ф. Шолохович предлагает определять ИТО с точки зрения ее содержания как отрасль дидактики, занимающуюся изучением планомерно и сознательно организованного процесса обучения и усвоения знаний, в которых находят применение средства информатизации образования.
Содержательный анализ приведенных определений показывает, что в настоящее время существует два явно выраженных подхода к определению ИТО.
В первом из них предлагается рассматривать ее как дидактический процесс, организованный с использованием совокупности внедряемых (встраеваемых) в системы обучения принципиально новых средств и методов обработки данных (методов обучения), представляющих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационных продуктов (данных, знаний, идей) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями познавательной деятельностями обучаемых.
Во втором случае речь идет о создании определенной технической среды обучения в которой ключевое место занимают используемые информационные технологии.
Таким образом, в первом случае речь идет об информационных технологиях обучения (как процессе обучения), а во втором случае о применении информационных технологий в обучении (как использование информационных средств в обучении).
ИТО следует понимать как приложение ИТ для создания новых возможностей передачи и восприятия знаний, оценки качества обучения и всестороннего развития личности.
В научно-методической и популярной литературе часто встречается термин новые информационные технологии (НИТ). Это достаточно широкое понятие для различных практических приложений. Прилагательное "новое" в данном случае подчеркивает новаторский, то есть принципиально отличающийся от предшествующего направления технического развития. Их внедрение является новаторским актом в том смысле, что кардинально изменяет содержание различных видов деятельности в организациях, учебных заведениях, быту и т.д.
Используя современные обучающие средства и инструментальные среды, можно создать прекрасно оформленные программные продукты, не вносящие ничего нового в развитие теории обучения. В этом случае можно говорить только об автоматизации тех или иных сторон процесса обучения, о переносе информации с бумажных носителей в компьютерный вариант и т.д.
Говорить же о новой информационной технологии обучения можно только в том случае, если:
- она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целеобразования, целостность);
- она решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически или практически решены;
средством подготовки и передачи информации обучаемому выступает компьютерная и информационная техника.
Средства ИКТ в системе образования:
Аппаратные средства:
- Компьютер - универсальное устройство обработки информации
- Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию найденную и созданную учащимися или учителем для учащихся. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер.
- Проектор - радикально повышает:
- уровень наглядности в работе учителя,
- возможность учащимся представлять результаты своей работы всему классу.
- Телекоммуникационный блок (для сельских школ - прежде всего, спутниковая связь) - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести дистантное обучение, вести переписку с другими школами.
- Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами -клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения), а также устройства рукописного ввода. Особую роль соответствующие устройства играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио и видео магнитофон) - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира
- Устройства регистрации данных (датчики с интерфейсами) - существенно расширяют класс физических, химических, биологических, экологических процессов, включаемых в образование при сокращении учебного времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных
- Управляемые компьютером устройства - дают возможность учащимся различных уровней способностей освоить принципы и технологии автоматического управления
- Внутриклассная и внутришкольная сети- позволяют более эффективно использовать имеющиеся информационные, технические и временные (человеческие) ресурсы, обеспечивают общий доступ к глобальной информационной сети
- Аудио-видео средства обеспечивают эффективную коммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий.
Программные средства:
- Общего назначения и связанные с аппаратными (драйверы и т. п.) - дают возможность работы со всеми видами информации (см. выше).
- Источники информации - организованные информационные массивы - энциклопедии на КД, информационные сайты и поисковые системы Интернета, в том числе - специализированные для образовательных применений.
- Виртуальные конструкторы - позволяют создавать наглядные и символические модели математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими моделями.
- Тренажеры - позволяют отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами - ввода текста, оперирования с графическими объектами на экране и пр., письменной и устной коммуникации в языковой среде.
- Тестовые среды - позволяют конструировать и применять автоматизированные испытания, в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер и результат выполнения задания также полностью или частично оценивается компьютером.
- Комплексные обучающие пакеты (электронные учебники) - сочетания программных средств перечисленных выше видов - в наибольшей степени автоматизирующие учебный процесс в его традиционных формах, наиболее трудоемкие в создании (при достижении разумного качества и уровня полезности), наиболее ограничивающие самостоятельность учителя и учащегося.
- Информационные системы управления - обеспечивают прохождение информационных потоков между всеми участниками образовательного процесса - учащимися, учителями, администрацией, родителями, общественностью.
- Экспертные системы– программная система, использующая знания специалиста-эксперта для эффективного решения задач в какой-либо предметной области.
Дополнительно:
Обучающая система(instructional system), согласно справочнику терминов, — это интеллектуальная система, реализующая функцию управления обучением в некоторой предметной области с использованием программ учебного назначения и, возможно, вспомогательных программ.
Программное средство (ПС) учебного назначения (И. В. Роберт) — это программное средство, в котором отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности.
ПС учебного назначения предназначается для использования в учебно-воспитательном процессе, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров сферы образования, в целях развития личности обучаемого, интенсификации процесса обучения.
Использование ПС учебного назначения ориентировано:
— на решение определенной учебной проблемы, требующей ее изучения и/или разрешения, — проблемно-ориентированные ПС;
— на осуществление некоторой деятельности с объектной средой (например, с системой подготовки текстов, базой данных и др.) — объектно-ориентированные ПС;
- на осуществление деятельности в некоторой предметной среде (в идеале — со встроенными элементами технологии обучения) — предметно-ориентированные ПС.
ПС учебного назначения могут быть классифицированы по назначению следующим образом:
- компьютерные учебники- КУ;
- предметно-ориентированные среды (микромиры, моделирующие программы, учебные пакеты) – ПОС;
- лабораторные практикумы – ЛП;
-тренажеры – ТР;
- контролирующие программы – КП;
- справочные базы данных учебного назначения – УБД.
Компьютерный учебник- это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. КУ соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума.
Предметно – ориентированная среда – это учебный пакет программ (ПОС), позволяющий оперировать с объектами определенного класса. Среда реализует отношения между объектами, операции над объектами и отношениями, соответствующие их определению, а также обеспечивает наглядное представление объектов и их свойств.