Вопрос 1. Управление конфликтными ситуациями, трудовыми отношениями и корпоративными конфликтами

План

Лекция 14. Государственное управление конфликтными и чрезвычайными ситуациями

1. Управление конфликтными ситуациями, трудовыми отношениями и корпоративными конфликтами.

2. Управление общественными чрезвычайными ситуациями.

3. Управление в природных и техногенных чрезвычайных ситуациях.

4. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

Конфликт служит формой выражения жизненных противоречий и проявляется в столкновении, противоборстве сторон, сил, мнений. Конфликтная ситуация возникает в результате накапливания в течение длительного времени неразрешенных экономических, социальных, межэтнических, религиозных и других форм общественных противоречий между лицами, объединениями граждан, организациями.

При определенных условиях, например в случаях ненадлежащего управления или нарушения верховенства закона, конфликтная ситуация обостряется, перерастает в чрезвычайную (особую), в том числе с применением оружия (вооруженный конфликт).

Конфликт всегда несет в себе как положительные, так и отрицательные моменты. Отрицательная сторона конфликта выражается в опасности нестабильности, раскола общества, внутренних беспорядков. Позитивным в конфликте выступает возможность устранения устаревших отношений, правил и норм, достижения необходимого равновесия на более высокой ступени развития.

Основными формами общественных конфликтов являются: социальные взрывы, национальная и религиозная вражда, терроризм, экстремизм, вооруженные столкновения.

Социальный конфликт выражает осознанное противоречие в средствах достижения целей, удовлетворения потребности, интереса и является следствием нарастания напряженности в обществе, трудовом коллективе.

Причинами напряженности могут быть:

- нерешенность политических проблем,

- высокий уровень преступности,

- необеспеченность предметами потребления и т.д.

Наибольшее распространение получа­ют конфликты, связанные с нарушением социальных и экономиче­ских прав граждан, защита которых обеспечивается государством. В трудовом коллективе социальную напряженность провоцируют стагнация производства, отсутствие связи заработной платы с результатами труда и др.

В период проведения реформ, если регулирующие функции го­сударства ослабевают, поле для нестабильности и конфликтов рас­ширяется, особенно в сфере трудовых отношений. Непопулярные решения или действия властей, собственников или руководителей предприятий вызывают конфликты между населением и властями, работниками и работодателями.

Так, участились конфликты, связанные с переходом прав собственности на предприятие, сменой руководителей предприятий, отказом собственников решать социальные проблемы работников, проблемы охраны труда, утратой профсоюзами правозащитных функций.

Неудовлетворительное выполнение органами власти функций, связанных с защитой человека, создает потенциальную угрозу стабильности и может привести к акциям социального протеста, отка­зу от гражданской ответственности.

Особая осторожность необходима в международной политике. Россия не может уходить от ответственности за разрешение межго­сударственных конфликтов, затрагивающих ее интересы. Но прежде чем вступать в конфликт, необходимо тщательно проанализировать характер отношений со сторонами конфликта, объем необходимых ресурсов, степень поддержки власти населением.

Конфликт включает несколько стадий — от зарождения до разрешения. Главное состоит в том, чтобы предотвратить конфликт на стадии выявления его ранних симптомов. Вмешательство на предконфликтной стадии позволяет предупредить, не допустить его разрастания или разрешить конструктивными средствами с минимальными негативными последствиями. В зависимости от эффективности вмешательства конфликт может быть локализован и разрешен на ранней стадии или получить острое развитие. Роль государственного управления при этом сводится к выявлению пороговых показателей, за пределами которых вероятность конфликта возрастает; созданию условий, позволяющих добиться разрешения конфликта, возвращения ситуации к исходному состоянию, принятию новых правил поведения, способствующих достижению мира и согласия.

Нельзя рассчитывать на саморазрешение конфликта; возможное замораживание ситуации создает угрозу нового обострения, взрыва.

Урегулирование конфликта цивилизованными методами возможно при сильных институтах государственной власти, ответственном представительстве сторон. Оно проявляется в компромиссном разрешении спора, которое позволяет сторонам достичь некоторых или всех первоначальных целей.

Для этого используются различные формы и методы: от юридической и судебной помощи до стачек и забастовок. В разрешении конфликта первостепенное значение играет посредник, которым может быть профсоюз, орган управления, третейские суды и т.д.

Наиболее эффективным способом урегулирования конфликта являются переговоры. Процесс переговоров включает три стадии:

1) предварительная сделка, т.е. обсуждение условий, на которых стороны согласны их начать;

2) выяснение существа спора, подготовка удовлетворяющего стороны соглашения;

3) имплементация, т.е. оформление и толкование достигнутого в ходе переговоров соглашения.

Успешные переговоры завершаются согласованием, компромиссом, арбитражным решением.

В зависимости от степени охвата территорий, предприятий, работников, населения конфликты разрешаются на местном, региональном уровнях, или для этого требуются меры общегосударственного масштаба.

Одним из главных источников конфликтности являются трудовые и корпоративные отношения. Участниками трудовых отношений выступают работники и работодатели. Основную роль в трудовых отношениях призван играть рынок рабочей силы.

Государство участвует в согласовании интересов сторон трудовых отношений, формировании цивилизованного рынка труда, достижении социального партнерства, а в случаях его нарушения - в защите общества от негативных последствий конфликта.

Коллективным трудовым спором (конфликтом) являются неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по вопросам цены и условий найма, занятости, социальных гарантий, выполнения коллективных договоров и соглашений. Конституцией РФ предоставляется право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая забастовку.

Порядок разрешения коллективных трудовых споров регулируется Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 175.

Он предусматривает право выдвижения требований работниками, их рассмотрение, применение примирительных процедур, участие посредников, использование трудового арбитража, оформление соглашения по результатам разрешения коллективного трудового спора. Обязательным является несудебный порядок рассмотрения требований трудового коллектива или профсоюза, отклоненных администрацией.

Предполагается участие государственного органа, содействующего разрешению коллективного трудового спора. Орган действует в соответствии с Положением о службе по урегулированию коллективных трудовых споров, оказывает методическую помощь сторонам на всех этапах разрешения трудового спора, готовит посредников и трудовых арбитров, финансирует примирительные процедуры.

В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон.

Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора применяется, если примирительные процедуры не привели к его разрешению либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет достигнутого соглашения. Примерный порядок проведения забастовок приводится в таблице на представленном слайде.

В период забастовки работодатель, органы исполнительной власти местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них меры для обеспечения общественного порядка, сохранности имущества, а также работы машин, остановка которых представляет угрозу жизни и здоровью людей.

В соответствии с Федеральным законом от 6 ноября 2001 г. № 142 федеральные органы исполнительной власти устанавливают для своих отраслей перечень минимума работ (услуг), которые предприятия обязаны выполнять в период забастовок.

Судом может быть признана незаконной забастовка, если она объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных законом. Забастовка является также незаконной, если создает угрозу основам конституционного строя и здоровью других лиц, обороне страны и безопасности государства. В этом случае решение по коллективному трудовому спору принимает Президент РФ в 10-дневный срок. В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов страны или отдельных терри­торий, Президент и Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на 10 календарных дней.

 

Примером наиболее значимого конфликта является забастовка на заводе ЗАО «Форд мотор компании» (российская «дочка» Ford) во Всеволжске (Ленинградская область), на котором занято около 1800 рабочих. В 2005 г. на заводе было собрано около 40 тыс. автомобилей.

Забастовщики выдвинули следующие требования:

• повысить заработную плату на 30%;

• уравнять заработную плату работников разной квалификации при выполнении одинаковой работы;

• допустить профсоюз к распределению средств фонда социального страхования.

Второе и третье требования администрацией удовлетворены быстро, а за повышение заработной платы борьба продолжалась долго, забастовка при этом прекращалась и возобновлялась. В конечном счете конфликт разрешен: заработная плата повышена на 14,5%, что было зафиксировано в коллективном договоре сроком на 3 года.

Среди автомобильных заводов оплата на Всеволжском заводе была наивысшая — 15 тыс. руб. в месяц (АвтоВАЗ — 13 тыс. руб., ГАЗ — 10,0, Северсталь-Авто — 8,0 тыс. руб.). Основанием для выдвижения требования о повышении заработной платы был существенный рост производительности труда на заводе. Удовлетворение этого требования обходится администрации в 4 млн руб. ежемесячно.

В России пик забастовочной активности пришелся на 2005 г., когда были зафиксированы протесты на предприятиях с общей численностью около 84 тыс. чел. (2600 забастовок), это незначительная величина по сравнению с другими странами. В 2006 г. забастовочное движение сходит на нет, снижается социальная напряженность, протестные настроения. Причиной такого поворота стало, в частности, упорядочение взаимоотношений между работниками и работодателями в рамках социального партнерства. Так, количество подписанных коллективных договоров увеличилось с 162,7 тыс. в 2000 г. до 207,0 тыс. в 2005 г.

Однако имеют место социальные конфликты в других формах: пикетирование государственных учреждений, перекрытие автомобильных дорог, голодовки.

Органы регулирования социально-трудовых отношений.

1. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Положение о Комиссии утверждает Президент РФ. В ее состав входят представители трех сторон:

- федеральных органов государственной власти,

- общероссийских объединений профсоюзов,

- общероссийских объединений работодателей,

Она формируется на основе принципов паритетности и равноправия сторон, полномочности представителей. Это постоянно действующий орган системы социального партнерства. Каждой стороне выделено по 30 мест. Для формирования представительства профсоюзное объединение сообщает данные о своей численности и соответственно получает определенное количество мест от профсоюзной стороны. Правительственная сторона формируется из представителей федеральных органов государственной власти (Правительство РФ, Государственная Дума, Совет Федерации).

Президент РФ утверждает координатора Комиссии, который не является ее членом и не вмешивается в оперативную деятельность сторон, не участвует в голосовании; он организует работу Комиссии, председательствует на заседаниях, подписывает ее решения. Каждая из сторон для оперативного взаимодействия с другими сторонами избирает координатора стороны и его заместителя. Координаторы сторон и их заместители являются членами комиссии.

Основные цели Комиссии заключаются в выработке общих принципов согласованного проведения социально-экономической политики, укреплении социального партнерства, содействии урегулированию коллективных трудовых споров (конфликтов). Комиссия призвана проводить коллективные переговоры, готовить к заключению генеральное соглашение, контролировать его выполнение, регулировать разногласия при заключении и реализации отраслевых (тарифных) соглашений, не допускать в соглашениях нарушения социальных гарантий, установленных законодательством.

Комиссия вправе рекомендовать органам государственной власти принятие нормативных актов в области социально-трудовых отношений.

К работе по урегулированию коллективных трудовых споров Комиссия может привлекать работодателей, руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, объединений профсоюзов, независимых экспертов. Она вправе вносить предложе­ния о привлечении к ответственности лиц, не обеспечивших выполне­ние мероприятий по реализации генерального соглашения.

2. Служба по урегулированию коллективных трудовых споров. В систему Службы входят департамент по урегулированию коллективных трудовых споров Федеральной службы по труду и занятости (Роструда), территориальные органы того же назначения. В систему Службы по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ также могут входить соответствующие подразделения этих органов, на которые возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров.

Служба является государственным органом, содействующим разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них. Работники службы пользуются правом беспрепятственного посещения организаций в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, их порождающих.

3. 3. Правительственная комиссия по предотвращению критических ситуаций на рынке труда в отдельных регионах. Материально-техническое обеспечение комиссии осуществляет служба занятости. Действует также оперативная Комиссия Правительства РФ по рассмотрению социальных конфликтных ситуаций.

Установлена ответственность как работодателя, так и работников за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах.

Профсоюзы защищают коллективные права и интересы работников независимо от их членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство. В этих целях они добива­ются расширения производства, развития малого бизнеса, прогнозируют ситуацию на рынке труда, вместе с органами власти и работодателями разрешают споры. Профсоюзы и их органы защищают индивидуальные права членов профсоюзов, связанные с трудовыми отношениями. Особенно важно защитить работников на небольших предприятиях, где нет профсоюзных организаций. Здесь первостепенную роль должен играть контроль со стороны за соблюдением трудового законодательства.

Корпоративные конфликты чаще всего возникают в связи с переделом собственности и сфер влияния на рынках. В процессе конкурентной борьбы более эффективные предприятия вытесняют менее успешные, которые или уходят с рынка, или поглощаются более сильной компанией, которая таким образом увеличивает свои активы. Это нормальная практика рыночных отношений — они жесткие, но справедливые, если осуществляются в рамках за­конодательства, способствуют централизации и концентрации ка­питала. Государство лишь следит за тем, чтобы не монополизировались рынки. Предприятие, легитимным способом обеспечивающее перераспределение активов, выступает в роли рыночного «чистильщика».

2005 год был рекордным по слияниям и поглощениям: 1285 сде­лок на 59 млрд. долл. (2004 г. — 32 млрд.). В них участвуют и госу­дарственные компании, которые, в частности, установили контроль над предприятиями стоимостью 17,4 млрд. долл. (например, «Газпром» приобрел 75% акций «Сибнефти»).

Однако конкуренция бывает не только добросовестной, не всех устраивает достижение превосходства более эффективной работой, к которой нелегко быстро прийти. Появляется соблазн добиться нужных результатов кратким путем, демонстрацией силы связей с сильными мира сего, ложного лидерства. Внешне претензии потенциальных лидеров выглядят легитимно, формально законно. В действительности используется несовершенство, противоречивость законодательства в расчете на поддержку органов управления и лиц, так или иначе могущих влиять на конфликтную ситуацию в пользу одной стороны.

В данном случае ставка делается в основном тоже на поглощение, но не с помощью более эффективного производства по критериям цены и качества, а посредством юридических манипуляций со слабозащищенным в правовом отношении объектом, криминального, в том числе силового захвата. Такое явление на рынке получило название рейдерства. Захват, как правило, осуществляется группой лиц, выступающих от имени какой-либо организации. Объектом захвата являются ключевые позиции в управлении другой организа­цией с целью изменения ее экономической политики или удаления с рынка как конкурента, в отличие от добросовестной конкуренции, рейдеры поглощают эффективные предприятия, т.е. демонст­рирующие стабильный рост, доходность, социальную ответствен­ность, законопослушность и т.д. Перспектива недружественного поглощения угрожает всякому успешно работающему предприятию, конкурентоспособному имеющему квалифицированный менедж­мент. Для рейдеров они становятся лакомыми кусками.

Захват осуществляется на основе создания незаконными методами формально законного правового поля. Представляются фаль­шивые документы. Налоговые и регистрационные органы на их основе выдают новые правоустанавливающие документы (по закону они не обязаны проверять подлинность первичных документов). Новый собственник с помощью наемной силы берет объект под свой контроль. Правоохранительные органы не вмешиваются, ква­лифицируя данную операцию как спор хозяйствующих субъектов. В конечном счете, незаконность захвата чужой собственности выявля­ется, но до той поры обычно проходит много времени, при этом сам процесс захвата может продолжаться годами.

«Черное» рейдерство приобрело массовый характер. За пять лет (2000-2005 гг.) произошло около 5 тыс. незаконных поглоще­ний, в 2005 г. захвачено 1900 компаний, стоимость которых со­ставляет около 200 млрд. руб. Но возбуждено лишь 346 уголовных дел. На федеральном уровне рассмотрено более 60 публичных корпоративных конфликтов в основном в них включаются пред­приятия машиностроения - отрасль, которая развивается весьма медленно, рейдерство еще больше ее дезорганизует, подрывает ре­путацию страны в среде потенциальных инвесторов, в том числе иностранных.

Основной мишенью при захватах являются земля, недвижимость. Новые собственники меняют руководство, перепрофилируют произ­водство, сокращая реальный сектор экономики.

Легче захватываются предприятия, где основным акционером является трудовой коллектив, чему способствует распыленность акций, отсутствие реального собственника и дивидендов, легкость, с которой акционеры расстаются со своими долями акций. Тем не менее ключевую роль играет позиция представителей судебной власти.

Экономический терроризм становится возможным только бла­годаря покровительству отдельных чиновников и судей Арбитражного суда, необъяснимому с точки зрения нормальной логики, но укладывающемуся в формальные процедуры разрешения споров. Нет надобности объяснять, чем обусловливается избирательная за­интересованность.

Полтора года продолжается рейдерская атака на предпри­ятие мирового уровня ОАО «Тольятгиазот». Директор работает несколько десятков лет. То, что предприятие процветает, — его заслуга. Но против него сумели возбудить уголовное дело; проводятся постоянные выемки документов, делаются попытки изъ­ятия реестра акционеров. Ни Центр, ни местные власти ничего не замечали, пока на защиту предприятия (оно государственное) твердо не встал его коллектив, оказавшийся один на один с рейдерами. Проведен митинг на площади в Самаре, после этого с требованиями о защите предприятия к Президенту РФ обратились коллектив предприятия, городская дума г. Тольятти, Самарская губернская дума.

Государство должно поставить заслон рейдерству. Только совершенствованием законодательства проблему не решить. Пока вольготно чувствуют себя коррупционеры в рядах чиновников и судей, усилия такого рода будут сводиться на нет. Тем не менее, действия рейдеров необходимо квалифицировать как пиратство XXI века, проявление организованной преступности.

Московское правительство для борьбы с рейдерством сформировало Управление по экономической безопасности. Оно взяло под контроль направления хозяйственной деятельности, не подпадающие под юрисдикцию органов МВД и ФСБ (банкротство, возврат долгов, инвестиции, слияние и др.), которые являются потенциальными источниками недружественных поглощений. Основное внимание Управление по экономической безопасности сосредоточивает на профилактике и предотвращении криминальных хозяйственных операций, поиске цивилизованных инвесторов (девелоперов).