Вопрос 8.2.Социальные приоритеты, социальные стандарты, их роль, порядок применения

Вопрос 8.1.Содержание социальной политики государства: показатели, задачи, инструменты

Согласно КРФ Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. И исполнительная, и законодательная власть призваны соблюдать основные социальные права человека (продолжительность рабочего дня, гарантированный минимум доходов, защиту от безработицы, материнство, детство, право на отдых и т.д.).

Социальная политика государства – это целенаправленная деятельность государственных органов по управлению социально-культурной сферой общества, направленная на все более полное удовлетворение его нужд, повышение благосостояния населения и соблюдение основополагающих принципов социальной справедливости. Социальную политику нельзя оторвать от устоявшихся в обществе представлений и ценностей. Она влияет на отношения между государством и человеком.

Одним из механизмов такой гармонизации отношений и сочетания общественных интересов является социальная защита. Социальная защита – это комплекс мер, осуществляемых государством в различных сферах деятельности, обеспечивающих доступ каждого члена общества к минимально необходимому комплексу социальных благ, способствующих преодолению социального неравенства и поддержке наиболее уязвимых слоев населения, семей, граждан. Институт социальной защиты включает:

- социальное страхование;

- социальную помощь;

- государственное обеспечение;

- государственные и частные фонды.

Государственной защите также подлежат бесплатное образование и здравоохранение на определенном уровне, жилье для остро нуждающихся, пенсия, пособия и другие гарантии. До 1992г. действовал принцип социальной справедливости. После этого периода основой социальной политики стало предоставление всем гражданам равных возможностей обеспечения собственного благосостояния при минимальном участии государства.

Международной ассоциацией ООН, а также межпарламентской ассамблеей стран СНГ была одобрена и ратифицирована Хартия социальных прав граждан, где отражены основные положения по таким направлениям политики, как миграция, обеспечение занятости, трудовое отношение, безопасность, гигиена и производственная среда, охрана здоровья, семьи и материнства, социальная защита, права и свободы профсоюзов.

Социальная политика реализуется при наличии сильной государственной власти (всех ее ветвей) и общественных институтов согласования интересов субъектов социальных отношений, регулируемого рынка труда. В периоды кризиса социальное управление выполняет, прежде всего, функции защиты населения, и государство проводит политику предусматривающую:

1. Создание правовых предпосылок для повышения уровня жизни населения и в первую очередь его наименее обеспеченной части.

2. Совершенствование системы оплаты труда работников бюджетной сферы.

3. Упорядочение трудовых отношений наемных работников и работодателей.

4. Стабилизация занятости и сокращение безработицы.

5. Социальная защита наиболее уязвимых слоев населения (детские пособия и пособия по нуждаемости, материальная поддержка пенсионеров, инвалидов и т.д.).

При недостатке средств, имеющиеся ресурсы сосредотачиваются на первоочередных направлениях:

- обеспечение прожиточного минимума для всех нуждающихся;

- развитие социальной инфраструктуры;

- социальная адресная поддержка.

Государство, проводя социальную политику, использует следующие инструменты:

- государственные гарантии;

- социальные стандарты;

- потребительские бюджеты;

- социальные ограничители;

- другие рычаги.

Социальные гарантии обеспечиваются:

1. на законодательной основе, которая фиксирует обязанности и ответственность государства перед гражданами, а граждан перед государством.

2. на основе партнерства, согласия между властью и населением по вопросам соотношения между потреблением и накоплением.

3. темпами роста оплаты и производительности труда.

Минимальные социальные гарантии - первый уровень системы социальных стандартов и предназначаются для удовлетворения потребностей за счет бюджетов.

Другим уровнем являются стандарты, обеспечиваемые за счет собственных средств населения, а при их недостатке - за счет адресной социальной помощи.

Государственные социальные стандарты разрабатываются на единой правовой базе и на общих методических принципах. Основой служат законы о прожиточном минимуме, потребительском бюджете, минимальной оплате труда, рекомендации по определению потребностей корзины и другие нормативные акты. Социальные стандарты определяют минимально необходимую потребность бюджетных средств для реализации основных конституционных прав граждан. Они включают наиболее важные обобщающие и долговременные социальные показатели (денежные доходы, пособия, бесплатно и частично оплачиваемые услуги и др.).

 

Органы власти СРФ и местного самоуправления вправе устанавливать региональные и местные дополняющие социальные стандарты, при условии их обеспечения за счет собственных средств.

Нормативы используются для определения размера финансовой помощи, оказываемой СРФ в виде трансфертов. СРФ применяют стандарты также при расчете минимального размера средств бюджета МО, направляемых на покрытие расходов ЖКХ.

Потребительские бюджеты фиксируют определенное количество материальных и духовных благ, которые можно приобрести за счет доходов. В их составе центральное место занимает прожиточный минимум, которым официально определяется черта бедности и обосновывается система адресной поддержки населения, минимальная оплата труда, пенсии и другие выплаты социальной сферы. Их соотношение ежегодно устанавливается в законе «О федеральном бюджете» на текущий год.

Прожиточный минимум составляют стоимостная оценка потребительской корзины и обязательные платежи и сборы. Его величина исчисляется на душу населения по основным социально-демографическим группам (трудоспособные, пенсионеры, дети) по России в целом и в СРФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных госстатистики об уровне цен. Утверждается Правительством РФ (в СРФ – органами исполнительной власти).

Потребительская корзина включает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

(Применение единой системы пособий; компенсационные выплаты; федеральные социальные программы; система социального страхования; мониторинг социально-экономического положения; пенсионные накопления, пособия по безработице; лицензирование деятельности по социальному обслуживанию; и другие мероприятия).