ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОПТОВОЙ ПРОДАЖИ
Оптовая продажа представляет собой деятельность по реализации товаров, как правило, крупными партиями для их дальнейшей перепродажи или профессионального использования.
Оптовая продажа товаров может осуществляться в двух формах:
• транзитная форма предполагает, что продажа товаров осуществляется оптовым предприятием без их завоза на свои склады;
• складская форма предполагает оптовую продажу товаров со своих складов.
1. Транзитная форма продажи.
Транзитная форма продажи имеет две разновидности:
• продажа с участием в расчетах — в этом случае оптовое предприятие оплачивает поставщику стоимость отгруженного товара, которую затем получает со своих покупателей;
• продажа без участия в расчетах — когда поставщик предъявляет к оплате счета не оптовому предприятию, а непосредственно получателю.
При организации транзитного оборота оптовая компания выполняет между поставщиком и получателем посредническую роль. В то же время она заключает с поставщиком и покупателем договоры и контролирует их выполнение. Спецификации товаров, поставляемых транзитом, согласовываются оптовым предприятием с покупателями и поставщиками. Основанием для транзитной отгрузки товаров является наряд, который оформляется оптовым предприятием и адресуется конкретному поставщику. Копия наряда отсылается покупателю. Наряд на несколько получателей называется разнарядкой.
За выполнение транзитного товарооборота оптовое предприятие несет ответственностьперед покупателями и поставщиками. Основными задачами оптового предприятия и организации оптового транзитного оборота являются:
• своевременное составлениеразнарядок на отгрузку партий товаров грузополучателям по согласованным в договоре и спецификации ассортименту, срокам и размерам партий поставок;
• учет и контроль выполнения договоров поставки.
2. Складская форма продажи.
Складская форма продажи — продажа товаров оптовыми предприятиями со своих складов — в оптовом товарообороте имеет преобладающее значение. Складская форма продажи позволяет производить подсортировку товаров и предлагать их оптовым покупателям в нужном ассортименте.
При складской форме товародвижения применяются следующие методы оптовой продажи товаров со складов:
• по личной отборке товаров покупателями;
• по письменным, телефонным, телефаксным и тому подобным заявкам;
• через разъездных товароведов (коммивояжеров) и передвижные комнаты товарных образцов;
• через автосклады.
Продажа товаров с личной отборкой.При личной отборке товаров можно познакомиться со всем ассортиментом и выбрать те товары, которые будут пользоваться повышенным спросом у покупателей. Этим способом рекомендуется осуществлять оптовую продажу товаров сложного ассортимента, когда имеется большой выбор сортов, фасонов, расцветок и т. п. (например, одежда, обувь, обои, кондитерские изделия, вина).
Личная отборка товаров может производиться непосредственно на складах или в зале товарных образцов.
Отборка товаров на складах связана с определенными неудобствами: во-первых, покупателям трудно ознакомиться со всем ассортиментом, так как товары хранятся в упакованном виде; во-вторых, работники склада отвлекаются от приемки поступающих товаров, от комплектования партий товаров и отправки их в розничную торговую сеть.
Более удобнымидля личной отборки являются залы товарных образцов. В залах товарных образцов организуется:
• ознакомление покупателей с образцами;
• оформление документации на продажу;
• учёт товаров.
Размещение товаров в зале товарных образцов производится по товарным группам и подгруппам. В этих залах расположены рабочие места товароведов, которые организуют показ товаров, информируют об их наличии, консультируют покупателей, а также оформляют отборочный лист (заказ на товар) и счета-фактуры.
Продажа товаров по письменным, телеграфным и телефонным заявкам без предварительной личной отборки.Этот способ применяется в том случае, когда в личном ознакомлении с образцами товаров нет необходимости. Такая продажа осуществляется по товарам простого ассортимента или по хорошо известным товарам сложного ассортимента.
Для обеспечения работы по составлению заявок и упрощения их обработки на оптовых предприятиях осуществляют предварительную рассылку бланков заявок. Заявки, поступающие на оптовое предприятие по почте или но телефону, регистрируют, проверяют их соответствие договору, уточняют и передают на исполнение, оформляя отборочный лист и счет-фактуру. Если на складе отсутствуют заказываемые товары, то об этом извещают покупателя и предлагают ему взаимозаменяемые товары.
Для выполнения заявок покупателей используют различные методы:
• централизованная доставка товаров непосредственно в магазины;
• завоз товаров силами оптового предприятия па склады покупателя;
• отпуск товаров со складов представителю грузополучателя;
• отгрузка товаров различными видами транспорта в адрес покупателя или по его разнарядке в адрес других получателей.
Продажа товаров через разъездных товароведов (коммивояжеров) и передвижные комнаты товарных образцов.В этом случаеразъездные товароведы оптовых предприятий посещают городские и сельские магазины в соответствии с определенными графиками и маршрутами. Товароведы имеют образцы различных товаров, а также каталоги, альбомы, проспекты. После ознакомления с ассортиментом покупатели оформляют заявки на товары.
Торговля также может осуществляться через передвижные комнаты токарных образцов, которые оборудуются в кузовах автомашин, За комнатой товарных образцов закрепляется разъездной товаровед. В его обязанности входят: ознакомление покупателей с образцами товаров, оказание им помощи в подборе необходимых товаров, прием и оформление заявок.
Продажа товаров через автосклады.Передвижные склады используют при товароснабжении отдаленных небольших розничных магазинов. Автосклады представляют собой крытые автомашины, которые загружаются товарами в соответствии с товарным ассортиментом этих магазинов. Работники магазинов знакомятся с предлагаемым ассортиментом и выбирают товары. Кладовщик, сопровождающий склад, оформляет счет-фактуру и отпускает выписанные товары. Завоз товаров в магазины производится в соответствии с заранее разработанными графиками. При этом работники мелких магазинов освобождаются от необходимости поездок на оптовые базы.