Вопрос 1.Система исполнительной власти РФ

Лекция 9.Система и структура федеральных органов исполнительной власти.

План лекции:

1.Система исполнительной власти РФ

2.Структура и виды федеральных органов исполнительной власти

 

Структура федеральных органов исполнительной власти: министерства, ведомства, комитеты, комиссии и иные органы.

Федеральные органы исполнительной власти, являясь составными элементами системы государственных органов, в свою очередь также образуют определенную систему, имеющую собственную структуру.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. При этом на конституционном уровне не устанавливаются ни полный перечень федеральных органов исполнительной власти, ни их возможные виды, различающиеся своим правовым статусом. Конституция РФ применительно к системе федеральных органов исполнительной власти регламентирует лишь вопросы организации и деятельности Правительства РФ, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации (ст. 110 КРФ), устанавливает состав Правительства РФ, а также предусматривает полномочие федеральных органов исполнительной власти создавать свои территориальные органы (ч. 1 ст. 78).

Органы исполнительной власти - это многоуровневые системы, выполняющие исполнительно-распорядительные функции. Исполнительная деятельность проявляется в том, что они выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов законодательной власти, а также вышестоящих органов исполнительной власти и органов судебной власти. Распорядительная деятельность этих органов выражается в том, что они принимают меры, путем издания своих собственных актов (распоряжений) и обеспечивают выполнение данных требований подчиненными им органами и организациями. Вся их деятельность осуществляется в рамках, на основании и во исполнение законов.

Основным звеном системы органов исполнительной власти являются министерства, которые организуются для управления в наиболее важных сферах социально-экономической и политической жизни. Значение министерств подчеркивается тем, что их руководители (министры) - члены правительства. В то же время, как показывает управленческая практика, развитию рыночных отношений в большей мере отвечают органы межотраслевого государственного управления, обеспечивающие горизонтальные связи, координацию и контрольные функции, а также инвестиционное, тарифное, кредитное и подобное им регулирование. Поэтому помимо традиционных министерств получили распространение разнообразные виды органов исполнительной власти, которые можно объединить общим понятием «ведомства», осуществляющие вместе с функциями общего управления, специализированное регулирование тех или иных сторон общественной жизни. Ведомства являются самостоятельными в организационно-правовом аспекте структурами правительства и не могут входить в состав министерств.

Для реализации полномочий по осуществлению государственного управления в субъектах федерации органы федеральной исполнительной власти создают территориальные органы.

В пределах своей компетенции органы исполнительной власти обладают необходимой для их эффективного функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются весьма ответственные задачи государственного управления различными сферами жизнедеятельности общества и государства.

По вопросам установления системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности Президент РФ издает указы, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Вопросы определения структуры федеральных органов исполнительной власти регулируются непосредственно Конституцией РФ (ст.80,83, 90, 110, 112, 114 и 115) и на ее основе - Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» и Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 20 мая 2004 г. № 649 (13.09. 2004 № 1168), которым утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, дан перечень наименований входящих в нее органов.

Изменения и дополнения в структуру федеральных органов исполнительной власти в целях ее реорганизации также могут вноситься указами Президента РФ. Такая реорганизация может осуществляться только в пределах ассигнований на государственное управление, утвержденных федеральным бюджетом текущего года.

Система федеральных органов исполнительной власти:

I. Правительство РФ:

1. Председатель Правительства РФ.

2. Первые заместители Председателя Правительства РФ.

3. Заместители Председателя Правительства РФ.

4. Министры РФ.

II. Федеральные органы исполнительной власти:

1. Федеральные министерства.

2. Государственные комитеты РФ.

3. Федеральные комиссии России.

4. Федеральные службы России.

5. Российские агентства.

6. Федеральные надзоры России.

7. Иные.