Вопрос 1.Общая характеристика роли исполнительной власти.

Лекция 8.Правительство Российской Федерации

Вопрос 4. Статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Статус депутатов Государственной Думы и членов Совета федерации складывается из их прав, обязанностей и ответственности, он определяется КРФ, Федеральным Законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

Статусы депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации во многом схожи, но между ними есть и различия: депутаты ГД РФ избираются населением, а члены Совета Федерации входят в состав палаты по должности и назначению; Государственная Дума работает на постоянной основе, депутаты представляют весь народ в целом, а члены СФ РФ - свои субъекты; депутат работает на профессиональной постоянной основе, он не может находиться на государственной службе и заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью, а член СФ РФ – может.

Формами деятельности парламентариев является участие в заседаниях своих палат, комитетах, комиссиях, парламентерских слушаниях, выполнение поручений палат, направление обращений и депутатских запросов в органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы имеют право законодательной инициативы, пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым палатами Федерального Собрания, комитетом, комиссией палаты, членами которого они являются. Также они вправе направлять обращения и запросы в Правительство РФ. Они вправе обращаться с вопросом к любому члену Правительства РФ на заседании Государственной Думы; пользуются правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами на территории РФ. Они имеют преимущественное право выступать по вопросам их деятельности в государственных СМИ.

Невыполнение законных требований членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы либо создание им препятствий в осуществлении их деятельности влекут ответственность, предусмотренную законодательством.

Ответственность наступает и за неправомерное воздействие на членов его семьи и других родственников, выраженное в виде насилия или угрозы применения насилия, оказанное в целях прекращения их деятельности в качестве члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы.

ФЗ «О выборах депутатов ГД ФСРФ » (24.07.2007 N 214-ФЗ)

Статья 2. Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы.

1. Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы основывается на КРФ и состоит из ФЗ от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящего Федерального закона, других федеральных законов.

Статья 3. Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

1. В соответствии с КРФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ избирается 450 депутатов.

2. Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы (далее - федеральные списки кандидатов).

Статья 7. Право выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы.

1. Кандидаты в депутаты Государственной Думы (далее - кандидаты) выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов.

2. Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях» право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов (далее - политические партии).

3. Политическая партия вправе выдвинуть в составе федерального списка кандидатов граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии.

ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации ФС РФ» (в ред. от 21.07.2007 N 189-ФЗ)

Статья 1. В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) в соответствии с Конституцией Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статья 2. Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Член Совета Федерации - представитель от однопалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации должен быть избран не позднее трех месяцев со дня первого заседания в правомочном составе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва, в том числе в случае досрочного прекращения полномочий этого органа предыдущего созыва, а член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, формируемого путем ротации, - со дня истечения срока, на который был избран предыдущий представитель соответствующего органа.

(часть третья введена Федеральным законом от 16.12.2004 N 160-ФЗ)

В случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации новый член Совета Федерации - представитель от этого органа должен быть избран не позднее трех месяцев со дня прекращения полномочий предыдущего члена Совета Федерации.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 16.12.2004 N 160-ФЗ)

Статья 3. Кандидатура (кандидатуры) для избрания представителя в Совете Федерации от однопалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносится (вносятся) на рассмотрение этого органа его председателем.

В двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации кандидатура (кандидатуры) для избрания представителя в Совете Федерации вносится (вносятся) на рассмотрение этого органа поочередно председателями палат.

Группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может внести на рассмотрение этого органа альтернативную кандидатуру (альтернативные кандидатуры) для избрания представителя в Совете Федерации.

(статья 3 в ред. Федерального закона от 16.12.2004 N 160-ФЗ)

 

Статья 4. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.

Член Совета Федерации - представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации должен быть назначен не позднее трех месяцев со дня вступления в должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в том числе в случае досрочного прекращения полномочий предыдущего высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

(часть вторая введена Федеральным законом от 16.12.2004 N 160-ФЗ)

В случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации новый член Совета Федерации - представитель от этого органа должен быть назначен не позднее трех месяцев со дня прекращения полномочий предыдущего члена Совета Федерации.

(часть третья введена Федеральным законом от 16.12.2004 N 160-ФЗ)

 

Выводы:

Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание как один из органов, осуществляющих государственную власть в РФ. Федеральное Собрание является законодательным органом РФ. Такая функция означает, что Федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, т.е. правовые акты высшей юридической силы, и не может быть никакого другого органа государственной власти, который бы обладал аналогичным правом.

Состав палат различен. Совет Федерации РФ (СФ РФ) не избирается, а формируется в соответствии с порядком, определяемым специальными ФЗ. Так, с 1994-1995 гг. члены СФ РФ избирались гражданами на всеобщих выборах. В 1996-2001 гг. в него по должности входили по 2 представителя от каждого субъекта РФ: глава представительного и глава исполнительного органа. Согласно изменениям, внесенным в порядок формирования СФ РФ Федеральным законом от 5 августа 2000 г., теперь его членами становятся по одному представителю, избираемому законодательным органом (на срок полномочий этого органа) и одному представителю, назначенным главой исполнительного органа СРФ (по согласию с законодательным органом). Обновление СФ РФ происходит по принципу ротации: по мере переизбрания должностных лиц, представляющих субъект. То есть в Совет Федерации входят 166 членов = 83 субъектов x 2 представителя.

Государственная Дума РФ (ГД РФ) состоит из 450 депутатов. В ней представлены одновременно общенациональные и партийно-политические интересы. Этому способствует пропорциональная избирательная система (депутаты избираются по партийным спискам в общефедеральных избирательных округах).

Государственная Дума избирается на конституционно установленный срок - 4 года, а Совет Федерации установленного срока не имеет.

Статус депутатов Государственной Думы и членов Совета федерации складывается из их прав, обязанностей и ответственности, он определяется КРФ, Федеральным Законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

План лекции:

1.Общая характеристика роли исполнительной власти

2.Правительство как высший орган исполнительной власти

3.Состав и порядок формирования Правительства РФ

4.Полномочия Правительства РФ

В исполнительной власти заключено то звено государства, которое практически организует жизнь каждого народа. Это власть включает в себя основную массу государственных органов и наибольшее число государственных служащих, она обладает широкими полномочиями. Исполнение законов является главной функцией исполнительной власти.

От исполнительной власти зависит практическая реализация принципа социальной справедливости и государственная поддержка культуры.

Исполнительная власть почти во всех странах и на всех уровнях обнаруживает в себе тенденцию к разбуханию государственного аппарата, коррупции, чиновничьему произволу. Постоянной проблемой является установление деловых бесконфликтных взаимоотношений исполнительной власти с законодательной и судебной властью.

Исполнительная власть реагирует на предъявляемые ей обществом требования поиска новых путей эффективной деятельности частыми реорганизациями внутренней структуры, обновлением методов деятельности.

Роль исполнительной власти особенно важна там, где производятся реформы, совершается переход от тоталитаризма к демократии. На исполнительную власть ложится главная тяжесть проведения глубоких хозяйственных преобразований и создание рыночной экономики. Органы этой ветви государственной власти играют решающую роль для претворения в жизнь новых демократических законов, охраняющих права человека.