Вопрос 3. Государственная Дума РФ: порядок формирования.
Вопрос 2. Совет Федерации: порядок формирования, полномочия.
Вопрос 1. Федеральное Собрание: статус и структура.
Лекция 7. Федеральное Собрание – Парламент РФ.
План лекции:
1. Федеральное Собрание: статус и структура.
2. Совет Федерации: порядок формирования, полномочия.
3. Государственная Дума РФ: порядок формирования.
4. Статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание как один из органов, осуществляющих государственную власть в РФ. Этот орган самостоятелен по отношению к другим ветвям власти. Федеральное Собрание основывается на принципиально новом понимании народного представительства по сравнению с тем, которое определяло полномочия представительных органов прежде.
Как представительный орган Федеральное Собрание выступает выразителем интересов и воли всего многонационального народа, т.е. граждан РФ.
Народное представительство обеспечивается демократичной избирательной системой. В Федеральном Собрании представлены профессиональные политики безотносительно их национальности и социального положения.
Как представительный орган Федеральное Собрание, безусловно, вправе выступать от имени всего народа даже тогда, когда воля парламента опирается лишь на большинство, а не на всех депутатов.
Федеральное Собрание является законодательным органом РФ. Такая функция означает, что Федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, т.е. правовые акты высшей юридической силы, и не может быть никакого другого органа государственной власти, который бы обладал аналогичным правом.
Эта власть образуется на основе прямого волеизъявления народа, а потому в процессе своей деятельности законодательный орган не зависит от Президента РФ и судебной власти, хотя тесно с ними взаимодействует.
Федеральное собрание состоит из 2-х палат - Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). В РФ двухпалатность парламента относительно новое явление, возникшее только в 1990 году. КРФ 1993 г. внесла принципиальные изменения в понимание структуры Федерального парламента. Двухпалатность Федерального Собрания учреждается как фундаментальная основа реального федерализма, призванного расширить права и самостоятельность народа и обеспечить глубокие реформы в политическом и экономическом строе страны. Этому служит различный порядок формирования палат Федерального Собрания, их различная компетенция и различный статус депутатов. Отсюда специальная, неповторимая роль каждой палаты, которые в совокупности обеспечивают выражение разнообразных интересов народа, и в то же время - единство РФ.
Палаты Федерального Собрания рассматриваются как части единого парламента, и в этом смысле они равноправны, хотя полномочия палат не одинаковы. В то же время нельзя не заметить, что основная тяжесть в принятии Федеральных законов падает на Государственную Думу, которая поэтому более заметна в общественной жизни. КРФ делит между палатами функцию назначения ряда высших должностных лиц в государстве, устанавливает особые полномочия каждой палаты в определенных областях.
Состав палат различен. Совет Федерации РФ (СФ РФ) не избирается, а формируется в соответствии с порядком, определяемым специальными ФЗ. Так, с 1994-1995 гг. члены СФ РФ избирались гражданами на всеобщих выборах. В 1996-2001 гг. в него по должности входили по 2 представителя от каждого субъекта РФ: глава представительного и глава исполнительного органа. Согласно изменениям, внесенным в порядок формирования СФ РФ Федеральным законом от 5 августа 2000 г., теперь его членами становятся по одному представителю, избираемому законодательным органом (на срок полномочий этого органа) и одному представителю, назначенным главой исполнительного органа СРФ (по согласию с законодательным органом). Обновление СФ РФ происходит по принципу ротации: по мере переизбрания должностных лиц, представляющих субъект. То есть в Совет Федерации входят 166 членов = 83 субъектов x 2 представителя.
Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.
Основные функции парламента:
- принятие законов;
- утверждение государственного бюджета;
- определенный контроль за исполнительной властью.
Компетенция парламента - это объем полномочий, через которые раскрываются функции данного органа государственной власти. Она устанавливается КРФ.
В компетенцию Совета федерации входит:
1. Утверждение изменения границ между СРФ - этот вопрос рассматривается по взаимному согласию субъектов РФ, между которыми предполагается изменить границы. Это решение принимается большинством голосов.
2. Утверждение Указов Президента РФ, о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения. Данные указы незамедлительно направляются в Совет Федерации, срок рассмотрения которых не превышает 72 часа. Необходимо большинство голосов.
3. Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ. Совет Федерации собирается на заседании для рассмотрения данного вопроса не позднее, чем на 5 день с момента поступления в Совет Федерации обращения Президента РФ. Решение принимается совместно с Президентом, Председателем Правительства, министром обороны и т.д.
4. Назначение выборов Президента РФ. Они назначаются в недельный срок с момента досрочного прекращения исполнения полномочий Президента РФ.
5. Отрешение Президента от должности.
6. Назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего арбитражного суда РФ - кандидатуры на эти должности представляет Президент РФ. Совет Федерации рассматривает этот вопрос не позднее 14 дней с момента получения представления.
7. Назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ. Кандидатуру представляет Президент РФ.
8. Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов. Кандидатуры предоставляет комитет Совета Федерации по бюджету, финансам, валютному и кредитному регулированию.
9. Назначение членов Центральной избирательной комиссии РФ - кандидатуры предоставляются законодательными и исполнительными органами государственной власти СРФ. Тайное голосование.
10. Обращение в Конституционный Суд РФ.
Государственная Дума РФ (ГД РФ) состоит из 450 депутатов. В ней представлены одновременно общенациональные и партийно-политические интересы. Этому способствует пропорциональная избирательная система (депутаты избираются по партийным спискам в общефедеральных избирательных округах).
Государственная Дума избирается на конституционно установленный срок - 4 года, а Совет Федерации установленного срока не имеет.
Совет Федерации избирает из своего состава Председателя и его замов. Государственная Дума также избирает Председателя Государственной Думы и его замов из своего состава. Первые заседания Палат открывают и ведут старшие по возрасту член Совета Федерации или депутат государственной Думы.
Для проверки полномочий депутатов палаты избирается мандатная комиссия. В отличие от Совета Федерации в Государственной Думе создается Совет Государственной Думы, который занимается предварительной подготовкой организационных решений по вопросам деятельности палаты. Обе палаты образуют комитеты и комиссии, которые организуют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов.
В отличие от Совета Федерации в Государственной Думе создаются депутатские объединения: фракции и депутатские группы.
Деятельность палат осуществляется в соответствии с принятыми регламентами (Регламент Государственной Думы Федерального Собрания и регламент Совета Федерации Федерального Собрания РФ). Законы и иные решения парламент принимает на сессии (промежуток времени, в течение которого проходят пленарные заседания, заседания постоянных комитетов и комиссий, парламентские слушания, посещение своих избирательных округов). Важнейшая форма работы палаты – пленарное заседание, на котором принимаются законы и решения. Для пленарного заседания необходим кворум, т.е. определенное число присутствующих на сессии депутатов (более половины списочного состава депутатов, установленного КРФ).
Компетенция Государственной Думы РФ:
1. Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. Рассматривает кандидатуру, представленную Президентом РФ в течение недели со дня внесения представления.
2. Выражение недоверия Правительству РФ. Предложение о выражении недоверия Правительству РФ может вносить группа численностью не менее 1/5 общего числа депутатов. Рассмотрение - в недельный срок после его внесения.
3. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека. Назначается на 5-летний срок и не более 2-х сроков подряд.
4. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Кандидатуру предлагает Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам.
5. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ. Кандидатура предоставляется Президентом РФ.
6. Выдвижение обвинения против Президента РФ. Вносится по инициативе не менее 1/3 от общего числа депутатов.
7. Объявление амнистии. Его осуществляет Государственная Дума путем принятия постановлений об амнистии.
8. Право обращения в Конституционный Суд РФ.
Федеральное Собрание занимается принятием проекта бюджета. Федеральное Собрание решает вопрос об объявлении войны и заключении мира. Федеральное Собрание может влиять на решение внешнеполитических вопросов.