Или пособника или же за участие в совершении некоторых из этих преступлений в составе организованной
Группы (п. «б» ч. 3 ст. 287, п. «а» ч. 4 ст. 290 УК РФ).
Таким образом, преступления против государственной власти, интересов государственной службы и
Службы в органах местного самоуправления — это деяния, посягающие на нормальную, регламентированную
Законом деятельность публичного аппарата управления, совершенные служащими (должностными лицами)
Этого аппарата с использованием служебных полномочий, а также лицами, осуществляющими функции
Публичного аппарата управления по специальному поручению (полномочию).
Помимо признаков, характеризующих объект и субъект преступлений против государственной власти,
Интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, можно указать еще на
Некоторые обстоятельства, общие для большинства преступлений, отнесенных к этой группе.
Как правило, эти преступления совершаются путем активных действий виновных лиц. Однако в
Некоторых случаях (ст. 285, 287, 293 УК РФ) закон в качестве формы осуществления общественно опасного
Посягательства на интересы нормальной деятельности публичного аппарата управления допускает и
Преступное бездействие, связанное с невыполнением или ненадлежащим выполнением должностным лицом
Лежащих на нем служебных обязанностей.
Составы преступлений, включенных в гл. 30, конструируются по типу как материальных (ст. 285, 2851,
П. «в» ч. 2 ст. 287, ст. 288, 293 УК РФ), так и формальных (ст. 287, 289—292 УК РФ) составов.
Характерным последствием в материальных составах является существенное нарушение прав и законных
Интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, а в
Квалифицированных составах — тяжкие последствия. В самих статьях УК не предлагается никаких критериев
Для определения нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства как
Существенного, а также критериев для отграничения существенного нарушения от тяжких последствий.
Правоприменителю, таким образом, предоставляется возможность и обязанность самому произвести оценку
Наступивших последствий и аргументировано отнести их к одной из названных категорий последствий
Служебного преступления. В качестве ориентира можно воспользоваться толкованием понятий существенного
Вреда и тяжких последствий должностных преступлений, данным в постановлении Пленума Верховного Суда
СССР от 30 марта 1990 г. № 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным
Положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности, должностном подлоге»