ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ
Оптовая торговляпредставляет собой деятельность по реализации товаров партиями для их дальнейшей перепродажи или профессионального использования.
Оптовая торговля играет важную роль в функционировании экономики, выступая в качестве посредника между промышленностью и розничной торговлей. Эта роль состоит в:
• обеспечении взаимосвязи между производством и потреблением;
• экономической интеграции территории;
• обеспечении экономии совокупных издержек обращения.
Функции предприятий оптовой торговли можно условно разделить на две группы.
Первая группа включает функции, выполняемые оптовыми организациями по отношению к поставщикам (товаропроизводителям). Среди этих функций можно выделить следующие:
• предоставление информации о рынке (о структуре и динамике спроса, новых товарах, уровне цен и т. д.);
• обеспечение производителям сбыта их товара;
• осуществление закупок товаров в объемах, удобных для производителя;
• осуществление мер по стимулированию сбыта и рекламе товаров;
• принятие риска в связи с возможным хищением, порчей или устареванием товара;
• храпение запасов товара;
• транспортировку и экспедирование;
• финансирование (в частности, покупку на условиях предоплаты).
Вторая группа включает функции по отношению к покупателям — предприятиям розничной торговли:
• предоставление информации о рынке (данные о тенденциях оптового рынка, о поставщиках, новых товарах, уровне цен и т. д.);
• разбивку крупных партий товара на более мелкие, удобные розничным торговцам;
• формирование товарного ассортимента;
• складирование, хранение, упаковка товара;
• доставку и экспедирование;
• кредитование розничных организаций;
• помощь и рекламе и стимулировании сбыта (в частности, предоставление рекламных материалов).
Существуют различные виды оптовых предприятий.
По размеру выделяют крупные, средние и малые предприятия.
По объему поставляемых партий товара: крупнооптовые и мелкооптовые торговые организации.
По значению и масштабам деятельности; организации федерального, регионального и местного значения.
По степени самостоятельности организации оптовой торговли можно разделить на:
• независимые организации;
• сбытовые структуры производителей (сбытовые филиалы, торговые представительства и пр.)
По характеру товарного ассортимента выделяются:
• оптовики смешанного ассортимента (занимаются несколькими ассортиментными группами);
• узкоспециализированные оптовики (снимаются лишь частью той или иной ассортиментной группы).
По характеру перехода прав собственности на товар и функциям в товарных сделках:
• предприятия оптовой торговли (приобретают товар в собственность и перепродают его);
• посреднические структуры, не использующие в своей деятельности перехода к ним прав собственности на товары (комиссионеры, агенты, брокеры);
По объему предоставляемых услуг оптовиков можно разделить на:
• предприятия с полным циклом обслуживания (предоставляющие услуги по хранению товарных запасов, доставке, кредитованию, а также маркетинговую помощь);
• предприятия с ограниченным циклом обслуживания (предоставляющие меньший объем услуг).
Основные задачи, составляющие содержание коммерческой деятельности в оптовой торговле, включают:
• анализ рыночной ситуации: все принимаемые решения должны опираться на маркетинговый анализ среды деятельности торгового предприятия;
• определение стратегии компании и выбор целевого рынка: в тесной связи с прогнозом развития рыночной ситуации разрабатываются основные цели и определяются направления ее развития, а также целевой рынок или рынки, на которых она будет работать; целевой рынок (или целевой сегмент) — группа потребителей со сходными потребностями, на удовлетворение которых будет ориентироваться компания;
осуществление оптовых закупок и управление товарными запасами (выбор поставщиков, заключение и отслеживание договоров, планирование запасов);
формирование ассортимента товаров и перечня услуг (выбор широты, глубины и структуры ассортимента, а также определение состава и условий предоставления услуг);
формирование ценовой политики (обоснование установления ценовых надбавок к закупочным ценам товаров, разработка системы скидок);
формирование политики продвижения товара (выбор средств рекламы и стимулирования сбыта);
формирование сбытовой политики (обоснование территориального расположения складов, выбор методов обработки заказов);
оптовую продажу товара (выбор методов оптовой продажи, установление отношений с покупателями, заключение договоров, организацию приема и исполнения заказов).