ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ

 

Оптовая торговляпредставляет собой деятельность по реализации товаров партиями для их дальнейшей перепродажи или профессионального использования.

Оптовая торговля играет важную роль в функциониро­вании экономики, выступая в качестве посредника между про­мышленностью и розничной торговлей. Эта роль состоит в:

• обеспечении взаимосвязи между производством и по­треблением;

• экономической интеграции территории;

• обеспечении экономии совокупных издержек обращения.

Функции предприятий оптовой торговли можно условно разделить на две группы.

Первая группа включает функции, выполняемые оптовыми организациями по отношению к поставщикам (товаропроизводителям). Среди этих функций можно выделить следующие:

• предоставление информации о рынке (о структуре и динамике спроса, новых товарах, уровне цен и т. д.);

• обеспечение производителям сбыта их товара;

• осуществление закупок товаров в объемах, удобных для производителя;

• осуществление мер по стимулированию сбыта и рекламе товаров;

• принятие риска в связи с возможным хищением, порчей или устареванием товара;

• храпение запасов товара;

• транспортировку и экспедирование;

• финансирование (в частности, покупку на условиях предоплаты).

Вторая группа включает функции по отношению к по­купателям — предприятиям розничной торговли:

• предоставление информации о рынке (данные о тенден­циях оптового рынка, о поставщиках, новых товарах, уровне цен и т. д.);

• разбивку крупных партий товара на более мелкие, удоб­ные розничным торговцам;

• формирование товарного ассортимента;

• складирование, хранение, упаковка товара;

• доставку и экспедирование;

• кредитование розничных организаций;

• помощь и рекламе и стимулировании сбыта (в частности, предоставление рекламных материалов).

Существуют различные виды оптовых предприятий.

По размеру выделяют крупные, средние и малые предприятия.

По объему поставляемых партий товара: крупнооптовые и мелкооптовые торговые организации.

По значению и масштабам деятельности; организации федерального, регионального и местного значения.

По степени самостоятельности организации оптовой торговли можно разделить на:

• независимые организации;

• сбытовые структуры производителей (сбытовые филиа­лы, торговые представительства и пр.)

По характеру товарного ассортимента выделяются:

• оптовики смешанного ассортимента (занимаются не­сколькими ассортиментными группами);

• узкоспециализированные оптовики (снимаются лишь частью той или иной ассортиментной группы).

По характеру перехода прав собственности на товар и функциям в товарных сделках:

• предприятия оптовой торговли (приобретают товар в собственность и перепродают его);

• посреднические структуры, не использующие в своей деятельности перехода к ним прав собственности на то­вары (комиссионеры, агенты, брокеры);

По объему предоставляемых услуг оптовиков можно разделить на:

• предприятия с полным циклом обслуживания (предо­ставляющие услуги по хранению товарных запасов, до­ставке, кредитованию, а также маркетинговую помощь);

• предприятия с ограниченным циклом обслуживания (предоставляющие меньший объем услуг).

Основные задачи, составляющие содержание коммерче­ской деятельности в оптовой торговле, включают:

анализ рыночной ситуации: все принимаемые решения должны опираться на маркетинговый анализ среды деятельности торгового предприятия;

определение стратегии компании и выбор целевого рын­ка: в тесной связи с прогнозом развития рыночной си­туации разрабатываются основные цели и определяются направления ее развития, а также целевой рынок или рынки, на которых она будет работать; целевой рынок (или целевой сегмент) — группа потребителей со сходными потребностями, на удовлетворение которых будет ориентироваться компания;

осуществление оптовых закупок и управление товарными запасами (выбор поставщиков, заключение и отсле­живание договоров, планирование запасов);

формирование ассортимента товаров и перечня услуг (выбор широты, глубины и структуры ассортимента, а также определение состава и условий предоставления услуг);

формирование ценовой политики (обоснование установления ценовых надбавок к закупочным ценам товаров, разработка системы скидок);

формирование политики продвижения товара (выбор средств рекламы и стимулирования сбыта);

формирование сбытовой политики (обоснование территориального расположения складов, выбор методов об­работки заказов);

оптовую продажу товара (выбор методов оптовой прода­жи, установление отношений с покупателями, заключение договоров, организацию приема и исполнения заказов).