Вопрос 1. Конституционный статус Президента РФ: функции и полномочия.
Лекция 6. Президент Российской Федерации и его вспомогательные органы.
План лекции:
1. Конституционный статус Президента РФ: функции и полномочия.
2. Порядок избрания Президента РФ.
3. Основные направления деятельности Президента РФ и его взаимодействие с другими органами.
4. Нормативные акты Президента РФ.
5. Администрация Президента РФ, ее структура и состав, основные функции и задачи.
6. Полномочный представитель Президента РФ: основные задачи, функции и права.
Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего механизм власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства.
Когда говорят о положении главы государства в системе органов государственной власти, то имеют в виду соотношение его функций с законодательной и исполнительной властями. В демократическом правовом государстве всегда действует принцип разделения властей, который предполагает, что властное полномочие любого должностного лица относится к одной из трех властей. Функции главы государства соприкасаются со всеми тремя властями, но, все же, его основные функции и полномочия нельзя отнести к законодательной и судебной власти. В правовом государстве статус главы государства максимально точно определяется конституцией и принимаемыми на ее основании законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве имело ясные права и обязанности и не могло, выходя за установленные пределы, своими действиями порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан.
Конституционный статус главы государства реализуется в нормах конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятие очень близки друг к другу, но не тождественны.
Функции – наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов власти (4 основные функции определены в ст.80 КРФ).
Полномочия - вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей по вопросам, отнесенных к его компетенции.
Пост Президента в РФ был учрежден в 1991 году на общенародном референдуме. По КРФ Президент является главой государства. Термин «глава государства» не свидетельствует о появлении четвертой ветви власти. Он выполняет функцию «Президента всех россиян» независимо от того, как проголосовало большинство избирателей в том или ином регионе. Так как Президент РФ получал свой мандат на прямых всеобщих выборах, представляя совокупные, т.е. общие интересы всего народа и всей России, он вправе контролировать президентов республик, входящих в состав РФ, и глав исполнительных органов власти СРФ. Он вне интересов отдельных политических партий или каких-либо общественных объединений. Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что до отрешения Президента от должности против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля. В отличие от предыдущей Конституции, нынешняя КРФ не предусматривает пост вице-президента.
Основные функции главы государства:
1. Президент РФ является гарантом КРФ, прав и свобод человека и гражданина.
2. В установленном КРФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
3. В соответствии с КРФ и Федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
4. Представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.
Содержание основных функций Президента РФ:
1. Быть гарантом КРФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого он должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Президент не может оставаться безучастным, если хоть один орган государства нарушает или не соблюдает КРФ. Функция гаранта КРФ предполагает широкое право Президента действовать по своему усмотрению, исходя не только из буквы закона, но и духа КРФ и законов, восполняя пробелы в правовой системе и реагируя на непредвиденные КРФ жизненные ситуации.
2. Сам Президент в меру своего разумения должен определить нарушение или угрозу нарушения суверенитета, независимости и государственной целостности и принять соответствующие действия, которые могут быть поэтапными, если речь не идет о внезапном ядерном нападении или других грубых формах внешней агрессии, для разрешения которых требуются решительные действия, включая и привлечение силы.
3. В определении основных направлений внешней и внутренней политики участвует также Федеральное Собрание, которое имеет возможность подкорректировать направление президентского курса путем принятия соответствующего Федерального Закона. Президент РФ осуществляет общее руководство государственными органами обеспечения безопасности, контролирует и координирует их деятельность в пределах определенной законом компетенции, принимает оперативное решение по обеспечению безопасности. Именно Президент руководит деятельностью сил безопасности: ВС, Федеральной службой безопасности, органами внутренних дел, внешней разведкой, службой обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной и судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службой, службой ликвидации последствий ЧС, формированием ГО, пограничными войсками, внутренними войсками, службой обеспечения безопасности средств связи и информации, таможенной и т.д.
4. Представительские функции Президент осуществляет единолично. Он вправе направлять своих представителей в СРФ, которые наделены полномочиями от имени всего государства. В сфере международных отношений Президент РФ ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные договоры, вступать в международные организации, назначать послов и представителей в другие государства.