Вопрос 3. Система государственных органов РФ: центральные, региональные и местные органы государственного управления, их иерархия, проблемы взаимоотношений
Вопрос 2. Виды государственных органов Российской Федерации
Будучи составными частями государственного аппарата, органы государства различаются порядком образования, видами выполняемой ими государственной деятельности, характером и объемом компетенции, особенностями исполнения возложенных на них полномочий, формами и методами осуществления ими функций государственного управления и т.д.
В зависимости от классификационного критерия виды государственных органов могут быть распределены:
1. по принципу разделения властей: законодательные, исполнительные, судебные;
2. по принципу федерализма: федеральные, субъектов федерации;
3. по территориальному масштабу: центральные, региональные (территориальные), местные;
4. по характеру и объему компетенции: общей компетенции, специально-функциональной компетенции (отраслевой и межотраслевой), особой компетенции;
5. по виду государственной деятельности: гражданские, военные, правоохранительные, специализированные;
6. по порядку образования: легитимные (конституционные, учрежденные на законном основании) и нелегитимные (образованные в нарушение установленного законом порядка);
7. по организационно-правовым формам: коллективные, единоличные;
8. по формам принятия решений: коллегиальные, единоначальные;
9. по формам и методам осуществления функций государственного управления: политические, административные, фискальные, "силовые", экономические, финансовые, карательные, контрольно-надзорные, консультационные, координационные;
10. по особенностям исполнения возложенных полномочий: властно-управленческие, вспомогательные.
Такая классификация государственных органов проводится как на федеральном уровне, так и на уровне органов государственной власти субъектов федерации.
Структура и виды органов того или иного уровня устанавливаются в зависимости от формы государственного устройства и в соответствии с формой правления.
Многообразие государственных дел, значительный размер территории и различия между субъектами Российской Федерации вызывают необходимость большого числа государственных органов, специализирующихся на выполнении функций государственного управления. Поэтому, помимо рассматриваемых традиционных и наиболее распространенных видов государственных органов, существуют и другие их виды. Можно выделить органы, осуществляющие надзор за законностью, контроль за финансами и другими видами государственной деятельности. Такие органы образуют еще один вид - контрольно-надзорные органы государства, наделяемые для выполнения подобных функций особой компетенцией (Счетная палата, Уполномоченный по правам человека и др.). Кроме того, органы, осуществляющие свою деятельность, связанную с функциями государственного управления, могут создаваться при президенте и правительстве, при министерствах и ведомствах, при администрациях и других органах субъектов федерации.
Под структурой государственного органа понимают его внутреннее устройство, порядок расположения составляющих звеньев, подразделений, их соотношение, подчиненные выполняемым функциям, объему полномочий и компетенции, исходящими из общей компетенции и предмета ведения данного органа.
Организационная структура государственного органа может быть довольно простой (прокурор района) или весьма сложной (двухуровневая структура парламента). Чем выше положение органа в вертикальной иерархии, тем, как правило, сложнее его структура. Она находит свое отражение в штатном расписании, где детализируется полное наименование структурных подразделений, учрежденных должностей с их классификацией и предусмотренным обеспечением.
В составе государственных органов есть и технологический аппарат (вспомогательно-обслуживающий персонал).
Государственные органы в Российской Федерации составляют единую систему осуществления государственной власти. Такое единство определяется федеративным устройством и государственной целостностью России (ч.3. ст.5 Конституции РФ) непосредственно через органы государственной власти и местного самоуправления.
Граждане России, реализуя свои права участия в управлении делами государства, могут влиять на формирование государственных органов через выборы и своих представителей.
Под системой государственных органов в Российской Федерации понимается совокупность ее федеральных, региональных (субъектов федерации) и местных органов государственной власти.
Особенность системы государственных органов России заключается в том, что отдельные ее составные части (совокупность органов) сами образуют системы органов, являясь, тем самым, подсистемами единой системы. Собрание является, условно говоря, конечным объектом, не образующим своей собственной системы и структурно состоящими из двух элементов - палат; Правительство России как совокупный орган исполнительной власти образует систему федеральных органов исполнительной власти; федеральные суды имеют свою систему - Конституционный Суд как конечный субъект этой системы - систему федеральных судов общей юрисдикции с подсистемами общих и военных судов (могут создаваться и иные специализированные суды), замыкающуюся на Верховном Суде РФ, и систему федеральных арбитражных судов с Высшим Арбитражным Судом РФ.
Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, как гласит ч.1 ст. 77 Конституции РФ, создается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти.
Систему органов местного самоуправления составляют государственные органы по территориальному или функционально-отраслевому принципам, осуществляющие управленческую деятельность посредством структурных подразделений в административных границах конкретной территории. К ним относятся территориальные органы юстиции, внутренних дел, финансовые, сельского хозяйства, архитектуры и строительства, по управлению государственным имуществом, по промышленности, торговле, земельным ресурсам и землеустройству, транспорту и связи, образованию, здравоохранению, культуре. Также сюда можно отнести налоговую инспекцию, военные комиссариаты, управления статистики, миграционную службу, управления безопасности, чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, санитарно-эпидемиологического надзора, гидрометслужбы и т.п.
Компетенция государственных органов определяется, прежде всего, уровнем той деятельности, для которой они создаются. Административно-территориальное устройство, географические и климатические условия, исторически сложившиеся традиции и национальные особенности жителей также оказывают влияние на распределение управленческих функций между государственными органами. Орган управления может быть как самостоятельным юридическим лицом, так и подчиненным структурным подразделением вышестоящего органа власти.
Организация и деятельность государственных органов строится на принципах, которые согласуются с конституционными основами осуществления государственной власти в Российской Федерации.
Основным принципом организации деятельности органов государственной власти Российской Федерации является принцип разделения властей.
В РФ принцип разделения властей впервые закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, а позже был введен в Конституцию РСФСР, но нарушение этого принципа избежать не удалось, что породило глубокий конституционный кризис. Поэтому Конституция 1993г. фиксирует этот принцип как одну из основ конституционного строя. В ст.10 говорится, что «государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Содержание данного принципа:
· законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным органом;
· исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетной главе государства и лишь в некотором отношении парламенту;
· между законодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них;
· судебные органы независимы в пределах своей компетенции, действуют самостоятельно;
· ни одна из 3-х властей не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более смешиваться с другой властью;
· споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т.е. Конституционным Судом;
· Конституционная система должна предусматривать правовые способы содержания каждой власти двумя другими.
Принцип федерализма предполагает наличие двух уровней государственных органов России:
1) уровень федеральных органов государственной власти;
2) уровень органов государственной власти субъектов федерации.
К числу других принципов организации и деятельности органов российского государства относятся:
· формирование государственных органов народом или по его поручению соответствующими органами власти;
· осуществление полномочий в интересах реализации прав и свобод человека и гражданина;
· специализация выполнения видов государственной деятельности на основе «разделения труда» путем наделения каждого органа определенной компетенцией;
· территориальная организация властных структур;
· разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти;
· законность в деятельности государственных органов институтов государственной службы;
· употребление в официальном делопроизводстве государственного языка.
Все государственные органы имеют общий правовой режим деятельности, формируемый Конституцией РФ и соответствующим ей федеральным законодательством субъектов федерации. Конституционно-правовой статус органов российского государства определяется Конституцией и законами РФ, конституциями, уставами и законами субъектов РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и органов власти субъектов РФ, а также положениями об органах и другими нормативными правовыми актами.
Разделение властей - есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти. Важной особенностью КРФ является то, что Президент как бы не входит ни в одну из трех властей. Он - глава государства и обязан обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В то же время многие статьи КРФ указывают на то, что фактически Президент признается главой исполнительной власти.
Закрепление системы федеральных органов, осуществляющих государственную власть в РФ, является составной частью понятия основ конституционного строя. Перечень этих органов является исчерпывающим.
Согласно КРФ Федеральную государственную власть в РФ осуществляет:
- Президент РФ.
- Федеральное Собрание.
- Правительство РФ.
- Суды РФ.
Органы законодательной власти включают Федеральное Собрание. Законодательные органы одновременно являются представительными органами, т.е. представляющими и выражающими интересы народа. Эти органы избираются гражданами РФ и обладают исключительным правом на принятие законов.
Органы исполнительной власти наиболее разветвлены и многообразны. Именно они организуют исполнение законов и указов главы государства, издают большое количество организационно-распорядительных актов. Органы исполнительной власти могут действовать как на началах коллегиальности, так и единоначалия.
Органы судебной власти – это Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, другие Федеральные Суды и Суды субъектов РФ.
Существуют также и другие органы государственной власти:
1. Прокуратура РФ – осуществляет надзор за исполнением действующих на территории РФ законов (ст.129).
2. Центральный Банк РФ (ст.75) – обеспечивает защиту и устойчивость рубля.
3. Счетная Палата РФ – орган государственного финансового контроля.
4. Центральная избирательная комиссия.
5. Уполномоченный по правам человека.
6. Академия наук.
СХЕМА Структура органов государственной власти в РФ.