Вопрос 5. Особенности государственного управления в Германии: структура органов законодательной, исполнительной и судебной власти и порядок их формирования.
Германия сегодня – это конститутивная федерация, то есть федерация, основанная на конституции, а не на союзном или федеративном договоре между субъектами. Германская Федерация построена по территориальному принципу. Ее субъектами являются земли. Других территориальных образований нет.
Законодательная власть.
Бундестаг – это законодательный орган федерации. Одни ученые считают его одной из палат германского Парламента (другой является Бундесрат). Многие юристы не разделяют этого мнения, так как только Бундестаг определяет и представляет немецкий народ как единое целое.
Бундестаг состоит из депутатов, избранных на основе всеобщих, равных, прямых, свободных выборах при тайном голосовании сроком на 4 года. Состоит из 656 депутатов (на практике их всегда больше в силу особенностей германской избирательной системы).
Действует смешанная система выборов: половина депутатов избирается в избирательных округах (1 депутат от 1 округа). Другая половина избирается по земельным спискам партии.
Непосредственное руководство деятельностью Бундестага осуществляет его Председатель (официально именуемый Президентом). По традиции Председатель является представителем крупнейшей фракции. Одновременно с ним избираются заместители (равны числу фракций) и несколько секретарей. Вместе они образуют Президиум палаты, который как коллегиальный орган никаких функций не осуществляет.
Совет старейшин – является важным органом бундестага, он состоит из:
- Председателя;
- Вице – председателей;
- 24 членов, назначаемых фракциями пропорционально их численности.
К задачам Совета относятся:
· согласование между фракциями численности комитетов Бундестага;
· распределение мест в комитетах;
· назначение представителей комитетов и их заместителей;
· согласование повестки дня ближайших заседаний Бундестага и план его заседаний на более длительный срок;
· принятие проекта бюджета Бундестага;
· вынос решений по внутренним делам.
Депутаты, являющиеся членами одной и той же партии, образуют партийную фракцию Бундестага.
Существенную роль в работе Бундестага играют его комитеты, которые делятся на:
- отраслевые: обязательные (комитет по делам Европейского союза, иностранными делами и обороны); факультативные (их число и профиль деятельности меняется). В настоящее время их 23;
- особые;
- следственные.
В компетенцию Бундестага входит:
- развитие законодательства;
- утверждение федерального бюджета;
- избрание федерального Канцлера;
- парламентский контроль за деятельностью федерального Правительства;
- ратификация международных договоров;
Бундесрат – это федеральный орган, посредством которого земли участвуют в осуществлении законодательной и исполнительной власти Федерации, а также в делах Европейского союза.
Бундесрат – верхняя палата Парламента. Он является выборным органом, состоит из членов Правительств земель (каждая Земля располагает не менее 3 голосами: земли с населением свыше 2 млн. имеют 4 голоса; свыше 6 млн. – 5 голосов; свыше 7 млн. – 6 голосов). Всего в Бундесрате 69 мест. Член Бундесрата не может быть членом Бундестага.
Бундесрат не имеет определенного срока полномочий, и не может быть распущен никаким другим органом. Члены назначаются и отзываются Правительствами земель.
Бундесрат избирает своего Председателя сроком на 1 год, который созывает заседания, определяет повестку дня, руководит дебатами, решает вопрос о проведении голосования. Председатель обладает административной властью в здании Бундесрата. Он может замещать федерального Президента. В Бундесрате создаются постоянные комитеты.
В компетенцию Бундесрата входит:
- принятие участия в законодательной деятельности;
- обладает правом законодательной инициативы;
- участие в осуществлении исполнительной власти в Федерации;
- федеральный надзор за Землями и др.
Согласно поправке к Основному закону предусмотрена возможность создания нового органа, который может замещать Парламент – совместный комитет, создаваемый на случай чрезвычайного положения. Он состоит из 48 членов: 2/3 депутатов Бундестага, 1/3 членов Бундесрата.
Исполнительная власть.
Федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть в ФРГ. Бундестаг по предложению федерального Президента избирает федерального Канцлера – главу Правительства. Остальные члены Правительства назначаются и увольняются федеральным Президентом по предложению Канцлера без всякого участия Бундестага. В Правительство входят федеральные министры, которые возглавляют обычно федеральные министерства. Но бывают министры без портфеля (по особым поручениям). Канцлер одного из министров назначает своим заместителем (вице- канцлером).
Руководящее положение в Правительстве занимает канцлер, власть которого усилена за счет полномочий Президента, Парламента и министров. В результате, канцлер становится как бы политическим центром всей конституционной системы ФРГ. Следовательно, основным принципом этой системы признается канцлерский принцип, и широко используется понятие канцлерской демократии.
Именно Канцлер, а не Парламент и не Правительство осуществляет основной курс, общую политическую линию федерального правительства.
При осуществлении своих полномочий канцлер опирается на вспомогательный аппарат, который подчиняется ему непосредственно. Он состоит из 3 ведомств:
- служба федерального канцлера;
- служба прессы и информации федерального правительства;
- федеральная разведывательная служба.
В компетенцию Правительства входит:
- вопросы внутренней и внешней политики;
- вопросы экономического, социального и финансового характера;
- обладает правом законодательной инициативы;
- контроль за органами управления в Землях;
- контроль за исполнением законов Землями;
- с согласия Бундестага издавать постановления, административные предписания, имеющие силу закона.
Федеральный Президент.
Согласно Основному закону главой ФРГ является федеральный Президент. В ФРГ он занимает менее сильное место в государственном механизме, так как часть полномочий перешла к федеральному Канцлеру. Президент ФРГ избирается специальным органом, который называется федеральное собрание. Он создается только для выборов Президента. Состоит из членов Бундестага и такого же числа членов, избираемых ландтагами германских земель (выборные законодательные органы земель). Руководит собранием Председатель Бундестага. На пост Президента ФРГ может быть избран гражданин ФРГ, обладающий правом избрания в Бундестаг и достигший 40 лет. Выдвинуть кандидатуру может каждый член федерального собрания. Для избрания необходимо абсолютное большинство голосов членов собрания. Срок полномочий – 5 лет с правом повторного переизбрания.
Президент наделен полномочиями в области внутренней политики:
- подписывает законы;
- может опротестовать принятый Парламентом закон перед федеральным конституционным судом;
- выдвигает кандидатуру на пост Канцлера;
- назначает и увольняет федеральных чиновников, федеральных судей;
- назначает и увольняет офицеров (эти полномочия могут быть переданы федеральным министром);
- осуществляет право помилования;
- награждает орденами и медалями и др.
В области внешней политики:
1. представительство федерации в международных отношениях;
2. назначение и отзыв послов;
3. заключение договоров с иностранными государствами (обычно нуждается в ратификации Парламента).
«Резервные» полномочия Президента:
- требование созыва Бундестага;
- возможность распустить Бундестаг (например, если Бундестаг не избрал Канцлера большинством голосов);
- может объявить состояние законодательной необходимости;
- право объявить с согласия Канцлера «состояние обороны».
Федеральный Президент не имеет политической ответственности перед представительными органами ФРГ. Он не отчитывается о своей деятельности ни перед Бундестагом, ни перед федеральным собранием.
Судебная власть.
Систему федеральных судов возглавляет федеральный конституционный суд, который состоит из двух палат – Сенатов (8 судей). В состав конституционного суда половина судей избирается Бундестагом, а другая Бундесратом. Выборы проводятся прямым путем большинством голосов. Трое судей в каждом из Сенатов избираются из членов пяти высших судов страны:
- Федеральной судебной палаты;
- Федерального административного суда;
- Федерального финансового суда;
- Федерального суда по трудовым делам;
- Федерального суда по общественным вопросам.
Срок полномочий этих судей не менее 3 лет. Остальные 5 мест каждой из палат должны занимать лица, имеющие юридическое образование. Судьи не могут входить ни в Бундестаг, ни в Бундесрат. Срок их полномочий 12 лет.
Кроме федерального конституционного суда в Германии различают еще 5 верховных судов, каждый из которых в отличие от федерального конституционного суда возглавляет систему соответствующих судов. На федеральном уровне для обеспечения федерального правосудия в отношении всех федеральных судов образуется Сенат.
Федеральная счетная палата – высшее федеральное ведомство, подчиненное федеральному законодательству, возглавляемое Президентом.
Выводы:
Современная Франция принадлежит к числу республик со смешанными формами правления. Для Франции характерно усиление роли исполнительной власти и ослабление роли Парламента. Государственные институты Франции функционируют на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Одна из существенных особенностей государственного механизма Пятой Республики состоит в том, что его практическое функционирование напрямую зависит от того, совпадают ли президентское и парламентское большинство. Политические силы, поддерживающие Президента, одновременно контролируют Национальное Собрание, и роль Президента заметно возрастает в этой ситуации, он фактически формирует Правительство из своих единомышленников и руководит его деятельностью. В противном случае он вынужден назначить Правительство, представляющее оппозиционные ему силы и его возможности резко сужаются.
По форме правления Великобританияпредставляет собой парламентскую монархию, а государственный режим – систему кабинетов или министериализм.
Британский Парламент состоит из двух палат: палаты общин и палаты лордов. Палата общин избирается на 5 лет путем всеобщих равных выборов при тайном голосовании на основе мажоритарной системы относительного большинства. Число избираемых депутатов палаты общин соответствует количеству избирательных округов.
Монарх – это глава государства, источник суверенной власти и символ единства нации. Монарх в Великобритании олицетворяет собой стабильность государственных институтов власти.
В Великобритании существует кабинетная система управления. Кабинет представляет собой группу министров, принимаемых Премьер-министром для обсуждения и принятия решений по наиболее важным вопросам внутренней и внешней политики страны.
Судебная система Великобритании представляет собой иерархию судебных органов, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Соединенного Королевства и Высших судов, действующих лишь на территории Англии и Уэльса, Шотландии, Северной Ирландии.
Высшими судебными органами, юрисдикция которых, распространяется на территорию всего государства, является:
1.Палата лордов.
2.Судебный Комитет Тайного совета при Монархе.
США является Президентской республикой, по форме государственного устройства - федерацией, в которой взаимоотношения между Президентом и Парламентом строятся на принципе разделения власти, который является основой организации и взаимодействия центральных органов власти (принцип был, выдвинут прогрессивными юристами XVII – XVIII вв. для предупреждения опасной концентрации законодательной, исполнительной и судебной властей в одних руках).
Италия является Парламентской республикой. Её устройство регламентирует Конституция Италии, принятая в 1946 году. Новая конституция была принята 22 декабря 1947 года.
Парламент Италии является двухпалатным и состоит из Сената Республики и Палаты депутатов. Обе палаты полностью полноправны, в соответствии с Конституцией не проводится четкого разграничения их компетенции, внутреннего устройства и процедуры. Верхняя палата – Сенат считается более сильной.\
Президент Италии назначается Парламентом на 7 лет. Полномочия Президента Италии являются классическими для главы государства Парламентской республики. Президент избирается не общенародным голосованием, а Парламентом на совместном заседании его членов. Кроме парламентариев в выборах участвуют по 3 делегата от каждой области (кроме 1 области). Выборы тайные и для избрания Президента необходимо получить 2/3 голосов, однако после 3-го тура достаточно абсолютного большинства. Должность Президента несовместима с другими должностями.
В общую судебную систему Италии входят наряду с судами общей юрисдикции – административная и военная юстиция.
Германия сегодня – это конститутивная федерация, то есть федерация, основанная на конституции, а не на союзном или федеративном договоре между субъектами.
Бундестаг состоит из депутатов, избранных на основе всеобщих, равных, прямых, свободных выборах при тайном голосовании сроком на 4 года. Состоит из 656 депутатов (на практике их всегда больше в силу особенностей германской избирательной системы).
Федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть в ФРГ. Бундестаг по предложению федерального Президента избирает федерального Канцлера – главу Правительства. Остальные члены Правительства назначаются и увольняются федеральным Президентом по предложению Канцлера без всякого участия Бундестага. В Правительство входят федеральные министры, которые возглавляют обычно федеральные министерства.
Систему федеральных судов возглавляет федеральный конституционный суд, который состоит из двух палат – Сенатов (8 судей). В состав конституционного суда половина судей избирается Бундестагом, а другая Бундесратом. Выборы проводятся прямым путем большинством голосов.