Вопрос 1. Особенности государственного управления во Франции: структура органов законодательной, исполнительной и судебной власти и порядок их формирования.
Лекция 3. Структура государственного управления в ведущих странах мира: институционный, функциональный и организационный анализ.
План лекции:
1. Особенности государственного управления во Франции: структура органов законодательной, исполнительной и судебной власти и порядок их формирования.
2. Особенности государственного управления в Великобритании: структура органов законодательной, исполнительной и судебной власти и порядок их формирования.
3. Особенности государственного управления в США: структура органов законодательной, исполнительной и судебной власти и порядок их формирования.
4. Особенности государственного управления в Италии: структура органов законодательной, исполнительной и судебной власти и порядок их формирования.
5. Особенности государственного управления в Германии: структура органов законодательной, исполнительной и судебной власти и порядок их формирования.
Современная Франция принадлежит к числу республик со смешанными формами правления. Для Франции характерно усиление роли исполнительной власти и ослабление роли Парламента. Государственные институты Франции функционируют на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Одна из существенных особенностей государственного механизма Пятой Республики состоит в том, что его практическое функционирование напрямую зависит от того, совпадают ли президентское и парламентское большинство. Политические силы, поддерживающие Президента, одновременно контролируют Национальное Собрание, и роль Президента заметно возрастает в этой ситуации, он фактически формирует Правительство из своих единомышленников и руководит его деятельностью. В противном случае он вынужден назначить Правительство, представляющее оппозиционные ему силы и его возможности резко сужаются.
Три основные ветви власти во Франции представлены главой государства, Правительством, Парламентом и судами, которые возглавляются Кассационным судом – высшим судебным органом общей юрисдикции и Государственным советом, высшим органом административной юстиции.
Законодательная власть.
Парламент – это высшее представительное учреждение Французской республики. Парламент состоит из 2 палат: палаты Сената – верхняя палата и нижняя палата – Национального собрания. В Национальное собрание входят 557 департаментов и депутатов от метрополии и 22 от других территорий. Депутаты избираются сроком на 5 лет всеобщим, прямым голосованием в 2 тура по смешанной мажоритарной системе. В состав Сената входит 321 депутат. Формируется путем 3-х степенных выборов, то есть депутаты Сената избираются на 9 лет в коллегиях и в каждом из департаментов, палата обновляется на 1/3 состава каждые 3 года. Парламент собирается на сессию 1 раз в год. В каждой из палат Парламента создается Бюро, в которое входят председатели, вице-председатели, секретари и квесторы. Председатель Сената в случае вакантности поста Президента временно исполняет его обязанности. Каждый из председателей палат назначает по 3 члена в конституционный совет. Председатель Сената также обладает правом председательствовать в Конгрессе.
Парламент Франции характеризуется традиционной организацией деятельности депутатов, то есть они входят в коллегиальные группы. В составе Парламента действуют постоянные комиссии; при каждой палате 6 постоянных комиссий, также действуют и временные специализированные комиссии и создаются комиссии по расследованию и контролю. Заседание проводится раздельно.
Функции парламента по форме мало чем отличаются от функций центральных органов власти зарубежных стран. Они делятся на: законодательные, экономические, контрольные, судебные и внешнеполитические. Политическая ответственность Парламента заключается в выражении недоверия Правительству через принятие резолюции порицания либо в отказном порядке.
В государственном механизме Парламент уступает исполнительной власти. Тем не менее, ни одно сколько-нибудь важное политическое решение, требующее законодательного оформления, не может быть принято без участия и вопреки воле Парламента. Это предопределяет его место и роль в системе высших государственных органов Франции.
Исполнительная власть.
Президенту Республики принадлежит центральное место в системе государственных органов.
Президент Франции – высшее должностное лицо государства, верховный представитель во всех актах внутриполитической и международной жизни. Избирается путем всеобщего равного тайного и прямого голосования сроком на 5 лет. Ограничений для переизбрания не установлено. Согласно Конституции он следит за соблюдением Конституции; обеспечивает нормальное функционирование государственных институтов; принимает меры по обеспечению независимости и территориальной целостности; обеспечивает соблюдение международных договоров. Президент – верховный главнокомандующий вооруженными силами страны. Он проводит назначения на высшие военные и гражданские должности.
К числу собственных полномочий Президента относится:
· назначение премьер-министра;
· решение о досрочном роспуске Национального собрания;
· использование чрезвычайных полномочий.
Президент обладает исключительными или редкими полномочиями в сфере руководства и управления государственными делами. Он председательствует в Совете министров, ни одно заседание которого невозможно при отсутствии главы государства. Президент республики обладает определенными полномочиями и в судейской сфере. Он председательствует в высшем Совете магистратуры; его актами производится назначение судей; обладает правом помилования. При главе государства функционирует специализированный аппарат помощников и советников, которые образуют его личный комитет и генеральный секретариат.
Правительство.
Правительство Франции – коллегиальный орган, осуществляющий на ряду или совместно с Президентом исполнительную власть. Правительство обладает своеобразной структурой, так как оно может выступать в форме Совета министров (объединяет всех членов под председательством Президента) или как совокупность членов правительства под руководством премьер-министра. Правительство несет коллективную ответственность перед Национальным собранием. Вопрос о доверии Правительству ставит само Правительство (не ответственно перед Парламентом). В распоряжении Правительства находятся административный аппарат и вооруженные силы. Принимаемые решения Правительства – декреты – образуют важнейший источник французского права. Правительство обладает правом законодательной инициативы.
Судебная система.
В соответствии с Конституцией Франции судебная система многоступенчата, и её можно разделить на 2 ветви: собственную судебную систему и систему административных судов.
Возглавляет систему административных судов высший Совет магистратуры. Его роль – обеспечение независимости судебной власти. Состоит из 2 палат: одна компетентна в отношении судей, а другая в отношении прокурора. В состав магистратуры входит председатель, премьер-министр юстиции. Высшая палата Совета магистратуры вносит предложение о назначении судей кассационного суда, первых председателей апелляционных судов, и назначает председателей судов общей юрисдикции.
Низшую ступень судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. В данный суд входит несколько магистратов, которые являются судьями большого трибунала, командируемые сроком на 3 года. В самих трибуналах дела рассматриваются единолично судьей. Малый трибунал рассматривает дела, сумма иска которых не превышает 20 тысяч франков. Также рассматривает и другие дела. Может выполнять ряд нотариальных действий (опечатывать имущество).
Трибунал большой юстиции находится в каждом департаменте, но в больших их существует несколько. Всего их 181. Они подразделяются на палаты по гражданским делам и исправительный суд. При трибуналах действуют следственные судьи, которые назначаются сроком на 3 года. Незначительные дела в этих трибуналах не рассматриваются, а передаются коммуне.
На территории Франции насчитывается 34 апелляционных судов – это суды общей юрисдикции. К их юрисдикции относятся от 2 до 4 департаментов. Состав апелляционных судов различен. При апелляционных судах действует суд присяжных, состоящий из 3 человек, возглавляемый членом апелляционного суда (иногда может быть 5 человек). Среди судебных органов специального назначения выделяют торговые суды. Всего их 2. Каждый из этих судов включает дела в торговой сфере, промышленности, сельском хозяйстве и сфере обслуживания. К судам специального назначения относятся военные суды, которые состоят из исправительных трибуналов и судов присяжных. Вершиной иерархии судебной системы является кассационный суд, в состав которого входит 5 палат по гражданским и 1 по уголовным делам.