Вопрос 3. Основные элементы формы государства

Форма государства в общем виде определяет, на каких принципах построена и как территориально организована государственная власть.

Форма государства определяет структуру и принципы взаимоотношений основных органов государства (парламента, правительства, главы государства), деления этих частей, а также методы деятельности государства и характер его прямых и обратных связей с гражданами.

Изучение формы государства может вестись под разными углами зрения: научно-познавательный и инструментальный (практически - политический) подходы.

В зависимости от того, какая сторона организации государственной власти является предметом рассмотрения, различают три элемента формы государства:

I. Форма правления.

II. Форма государственного (территориально-политического) устройства.

III. Политический (государственный) режим.

 

I. Форма правления – раскрывает организацию верховной государственной власти, правовой статус высших органов государства (главы государства, прежде всего), принципы взаимоотношений между ними, участие граждан в избрании этих органов.

Существует два вида формы правления: монархия и республика.

Монархия – такая форма правления, где глава государства – монарх (император, король, султан и т.д.) обладает особым юридическим статусом: его полномочия носят первичный, непроизводный от какой-либо другой власти в государстве характер (постоянному наследству, пожизненно):

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. В основе закона лежит воля монарха, которая определяет пределы власти в нормативных актах (представители: страны Востока, Оман, Катар, Брунея, Саудовская Аравия).

Конституционная монархия – власть монарха осуществляется на основе и в рамках конституции.

В зависимости от степени ограничения различают:

Дуалистическую монархию Парламентскую монархию
Характеризуется разделением власти монарха с парламентом (и власть монарха является преобладающей). Полномочия монарха ограничиваются только в законодательной сфере, но не один закон не принимается без одобрения. Например: в XIX и начале XX была распространена эта форма правления. В настоящее время сохраняется в ряде стран Ближнего Востока и Магриба (Иордания, Марокко). Характеризуется тем, что монарх не обладает реальными полномочиями по управлению государством. Его полномочия носят в основном представительный характер (функция государственного нотариуса, т.к. скрепляет своей подписью все важнейшие государственные акты). Например: Великобритания, Испания, Япония, Швеция, Бельгия, Нидерланды и т.д.
Выборная монархия Теократическая монархия
В странах, где сохраняются структуры феодального и традиционного общества (Малайзия, Эмираты – ОАЭ – 7 княжеств, главы которых выбирают президента). Глава государства (монарх) – является одновременно главой того или иного религиозного культа, представляющего одну из мировых религий. Папа в Ватикане.

 

Республика – самая распространенная форма правления.

  Характеристики, признаки
1.Президентская республика 1.Глава государства – президент, который избирается населением. 2.Президент обладает обширными полномочиями:
  одновременно является главой государства, главой исполнительной власти и главнокомандующим вооруженными силами. 3.Правительство формируется внепарламентским путем, его члены назначаются и освобождаются от должности президентом. 4.Принцип «разделение властей».
1.1.Супер президентская республика 1.Устанавливается вследствие военного переворота. 2.Президент получает свои полномочия нелегальным путем. 3.Президент наделяется обширными полномочиями при слабом контроле со стороны законодательства и судебных властей. 4.Президентские полномочия реализуются в условиях чрезвычайного положения (раньше в Латинской Америке).
1.2. Монократическая республика 1.Особенный статус главы государства, как единоличного носителя исполнительной власти, нет никакого контроля. 2.Совмещение поста Президента с лидерством в правящей партии. 3.Выборы носят только чисто ритуальный характер в результате военного переворота или политического кризиса в руководстве правящей партии. 4.Конституционно установившееся право Президента на роспуск парламента (страны Африки).
1.3.Парламентская республика 1.Обладает еще и учредительными функциями, и правом контроля за деятельностью комиссии (учредительная функция формирует правительство, президент формально назначает правительство, он предлагает парламенту главу правительства). Парламент может выражать вотум недоверия правительству и распустить правительство. 2.Глава государства – Президент. Занимает в системе государственных органов скромное место. Формально он наделен обширными полномочиями, но практически они сводятся к представительным функциям. Он скрепляет своей подписью все важные государственные аспекты и законы. Также он не вправе отказаться от подписи, даже если не согласен с содержанием. Легитимность президента уже, чем в президентской республике, т.к. население не участвует в выборах. 3.Вся исполнительная власть в парламентской республике находится в руках правительства, хотя существенно влияет на парламент. ФРГ, Италия, Греция, Индия и др. Такая форма правления более, присуща развитым странам, т.к. предполагает довольно высокий уровень развития демократии, наличие развитой партийной системы и высокой политической культуры.
2.1.Особая разновидность республиканской формы правления. Теократическая республика Юридическое закрепление участия духовенства не только в политической жизни, но и в непосредственном управлении государством.
2.2.Полу президентская республика Это переходная форма правления либо к президентской, либо к парламентской республике. 1.Президент избирается населением в ходе прямых выборов (по одной из двух избирательных систем). 2.Президент наделяется обширными полномочиями: глава государства, ему принадлежат основные прерогативы в сфере исполнительной власти, является верховным главнокомандующим. 3.Правительство является самостоятельным органом исполнительной власти, работающим под общим руководством президента. Правительство назначается президентом, которому парламент может выдвинуть вотум недоверия, что может повлечь отставку правительства или роспуск парламента президентом. Например: Франция, Португалия, Украина, Казахстан, Грузия и др.