Лекция 1. Появление и развитие информационных технологий

Контрольные вопросы

 

1.Дайте определение рынка медицинских товаров и услуг

2., раскройте основные понятия рын-ка.

3. Раскройте содержание понятия «спрос» и «предложение». Какие бывают виды «спроса», как они взаимосвязаны с «предложением»?

4. Что такое медицинская услуга? Перечислите и раскройте виды и специфические особенно-сти медицинских услуг?

5. Раскройте содержание понятия «цена». Что такое цена спроса, цена предложения, цена рав-новесия?

6. Дайте определение понятия «конкуренция». Перечислите основные конкурентные преиму-щества медицинских организаций на рынке медицинских товаров и услуг?

1. Назвать факторы, оказывающие влияние на формирование цены.

2. Привести примеры видов цены при оказании медицинской помощи населению.

3. Дать определение себестоимости, прямых и косвенных расходов медицинского учреждения.

4. Перечислить прямые расходы медицинского учреждения.

5. Перечислить косвенные расходы медицинского учреждения.

6. Назвать виды медицинских услуг.

7. Дать характеристику каждому виду медицинских услуг.

 

Дать понятие основных средств медицинского учреждения

Дать понятие оборотных средств медицинского учреждения

 

Что такое бюджетная смета и какие виды расходов она включает?

9. Что такое оплата труда, ее составляющие? Что такое фонд оплаты труда?

10. Какие формы оплаты труда медицинских работников вы знаете? Раскройте содержание каждого из них.

11. В чем особенности новой системы оплаты труда работников здравоохранения?

 

 

 

1. Что такое информационная технология?

2. Что такое инструментарий информационной технологии?

3. История развития информационных технологий

4. Что такое средства новых информационных технологий?

5. Виды информационных технологий Что такое информационные технологии обучения?

6. Средства ИКТ в системе образования.

 

История развития любой отрасли науки интересна и поучительна. Развитие новых технологий всегда следовало за новыми открытиями в других подчас смежных областях развития человеческой мысли и потребностей общества. Технологии обучения всегда строились на новых теориях психологии обучения.

Вторая половина двадцатого века ознаменовалась такими открытиями, которые оказали очень сильное влияние на развитие всех сторон жизни общества. Это в первую очередь относится к появлению персонального компьютера и современных средств коммуникации.

В научной и научно-методической литературе, посвященной проблемам информатизации образования часто встречаются такие однопорядковые синонимические выражения как "новые информационные технологии", "технологии компьютерного обучения", "компьютерные педагогические технологии" и др. Это свидетельствует о том, что терминология в этой области исследований и соответствующие ей понятия еще не устоялись.

Приход в образование новых аппаратных, программных, коммуникационных средств, постепенно привели к вытеснению термина "компьютерные технологии" понятием "информационные технологии (ИТ)".

Что такое информационная технология?

Слово «технология» происходит от греческого «techne», что в перево­де означает «искусство», «мастерство», «умение». С определенной точки зрения, все перечисленные понятия могут трактоваться как процессы. Под процессом обычно принято понимать совокупность определенных действий, направленных на достижение поставлен­ной цели.

Под технологией материального производства понимается про­цесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки» изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или ма­териала. Технология изменяет качество или первоначальное состо­яние материала (рис. 1).

 

 

Рис. 1.Информационная технология как аналог технологии переработки материальных ресурсов

 

Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими природными богатствами, как нефть, газ, полез­ные ископаемые и др. Следовательно, процесс переработки инфор­мации по аналогии с процессом переработки материальных ресур­сов тоже можно определить как технологию (см. рис. 1). Тогда справедливо следующее определение:

Информационная технология — процесс, использующий совокупность средств и методов обработки и передачи первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Цель технологии материального производства — выпуск про­дукции, удовлетворяющей тем или иным потребностям человека или системы.

Цель информационной технологии — производство информации для ее последующего анализа и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

В современном обществе основным техническим средством обра­ботки информации служит персональный компьютер. Внедрение пер­сонального компьютера в информационную сферу и использование телекоммуникаций определило новый этап развития информаци­онной технологии, которая с этого момента получает наименования « новой », « компьютерной ».

Определение «новая» подчеркивает радикально новаторский, а не эволюционный характер этой технологии. Ее внедрение суще­ственно изменяет содержание различных видов деятельности в учреждениях и организациях. В сферу новой информационной тех­нологии включены также коммуникационные технологии, обеспе­чивающие передачу информации различными средствами, такими как телефон, телеграф, телевидение, факс и др.

Определение «компьютерная» подчеркивает, что основным тех­ническим средством реализации информационной технологии яв­ляется компьютер.

Существуют три основных принципа компьютерной информа­ционной технологии:

• интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

• интеграция с другими программными продуктами;

• гибкое изменение данных и поставленных задач.

 

Что такое инструментарий информационной технологии?

Технологический процесс материального производства реализуют с помощью различных технических средств, к которым относятся:

оборудование, станки, инструменты, конвейерные линии и т. п.

По аналогии, в информационной технологии тоже должно быть нечто подобное. В роли технических средств производства инфор­мации будет выступать аппаратное, программное и математическое обеспечение этого процесса. С их участием перерабатывается пер­вичная информация в информацию нового качества. В числе этих средств выделим программные продукты и назовем их программ­ным инструментарием.

Инструментарий информационной технологии — совокупность про­граммных продуктов, использование которых позволяет достичь по­ставленную пользователем цель.

К инструментарию можно отнести, например, все известные про­граммные продукты общего назначения: текстовый процессор (ре­дактор), настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книж­ки, электронные календари.

Обобщим выше сказанное:

Под информационными технологиями (ИТ) будем понимать процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Они характеризуется средой, в которой осуществляются, и компонентами, которые она содержит:

· техническая среда (вид используемой техники для решения основных задач);

· программная среда (набор программных средств для реализации ИТО);

· предметная среда (содержание конкретной предметной области науки, техники, знания);

· методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности и др.).

Информация –все те сведения, которые уменьшают степень неопределенности нашего знания о конкретном объекте.

Информационная технология (ИТ) – система процедур преобразования информации с целью формирования, организации, обработки, распространения и использования информации. Основу современных ИТ составляют:

- компьютерная обработка информации по заданным алгоритмам;

- хранение больших объемов информации на машинных носителях;

- передача информации на любое расстояние в ограниченное время.

 

История развития информационных технологий

Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления.

Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением персонального компьютера начался новый этап развития информационной технологии. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека как для профессиональной сферы, так и для бытовой.