Общее развитие американской историографии в послевоенный период
Тема. Историография США во второй половине ХХ в.
Лекция 9
Цель. Раскрыть сущность общего развития американской историографии в послевоенный период, упадка экономического направления, появления «неолиберализма», охарактеризовать «новый консерватизм», «школу бизнеса», историографию второй мировой войны, показать суть теории «атлантической общности», концепции Западного полушария, школы «реальной политики».
Содержание
1. Общее развитие американской историографии в послевоенный период.
2. Упадок экономического направления. «Неолиберализм».
3. «Новый консерватизм».
4. «Школа бизнеса».
5. Историография второй мировой войны.
6. Теория «атлантической общности». Концепция Западного полушария.
7. Школа «реальной политики».
Основная литература
- Дементьев И. П. Американская историография гражданской войны в США (1861-1865). – М.: Изд-во МГУ, 1963.
- Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки. / Под ред. Галкина И.С. и др. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. – 598 с.
- Фурсенко А. А. История бизнеса на службе американских монополий. // «Вопросы истории», 1963, № 10.
Дополнительная литература
- Кон И. С. Философский релятивизм в современной американской буржуазной историографии. // «Новая и новейшая история», 1958, № 5.
- Мальков В. Л., Наджафов Д. Г. Новейшая американская буржуазная историография о происхождении «нового курса» Ф. Рузвельта. В кн.: «Против фальсификации истории». – М., Соцэкгиз, 1959.
- Нарочницкий А. Л. Реакционная американская литература о дальневосточной политике США (1938-1945 годов). // «Вопросы истории», 1954, № 4.
Американская историография после второй мировой войны испытывала на себе прямое воздействие конфликта современности: конфликта между социализмом и капитализмом.
Требования правящих кругов США к американским историкам были откровенно сформулированы бывшим президентом Трумэном в его послании к Американской исторической ассоциации в декабре 1950 г. Главной задачей американской политики, писал он, является борьба с коммунизмом, и в этом деле «труд американских историков имеет колоссальное значение». «Американские историки, — заявлялось в послании, — могут способствовать делу свободных наций, помогая правительству увековечить и интерпретировать политику, которую наша нация ведет для сохранения мира и свободы в мире».
После войны объем исследований американских историков значительно возрос, при этом особенно увеличилось число работ по новой и новейшей истории, происходит «актуализация» исторической тематики. Правительственные учреждения, монополии оказывают немалую материальную поддержку историкам. Возросли масштабы подготовки профессиональных историков в университетах, учрежден и функционирует ряд новых научно-исследовательских центров (в области изучения внешней политики, социальных отношений и т. д.).
Первостепенную роль в развитии исторических исследований играют такие университеты, как Гарвардский, Висконсинский, Колумбийский, Стэнфордский, Калифорнийский, Чикагский, исследовательские центры по истории рабочего движения в г. Итаке (штат Нью-Йорк), Чикаго, Беркли (штат Калифорния) и т. д.
Большинство исторических обществ получило свою собственную издательскую базу. Увеличилось количество периодических изданий по истории. Центральными историческими журналами являются: орган Американской исторической ассоциации «Американское историческое обозрение» («American Historical Review»), «Журнал американской истории» («Journal of American History») (до 1964 г. выходил под названием «Mississippi Valley Historical Review»). К числу важнейших периодических изданий относятся также «Журнал новой истории» («Journal of Modern History»), «Современная история» («Current History») и «Тихоокеанское историческое обозрение» («Pacific Historical Review»).
В послевоенные годы увидел свет ряд многотомных изданий-серий по истории США. Наиболее значительные из них: «Экономическая история США» под редакцией Г. Дэвида, «История Юга» под редакцией У. Стефенсона и Э. Каултера и «Чикагская история американской цивилизации» под редакцией Д. Бурстина. Появилось большое число обобщающих работ — пособий для студентов, изучающих историю США. Наиболее известны среди них книги М. Кэрти, Ф. Даллеса, Г. Фолкнера и А. Шлезингера-старшего.
После войны значительно пополнились документальные коллекции, заметен прогресс в архивном деле. Крупнейшими хранилищами исторического материала являются Национальный архив и Библиотека конгресса в Вашингтоне, Библиотека Гарвардского университета, Нью-Йоркская публичная библиотека, а также библиотеки различных исторических обществ в штатах Массачусетс, Пенсильвания, Висконсин и т. д. Библиотеки отдельных университетов часто создают у себя коллекции документальных источников по специальным проблемам истории США. Например, Стэнфордский университет в Калифорнии известен как обладатель уникальной коллекции прессы раннего периода американской истории, а также собрания материалов по истории внешней политики новейшего времени (библиотека Гувера), Висконсинский университет по традиции сосредоточивает у себя документальные источники и литературу по проблемам истории рабочего движения.
Американская историография все более претендует на главенствующую роль в исторической науке капиталистического мира. Большие средства выделяются на пополнение американских архивов путем приобретения документальных источников по истории других стран. В соответствии со специальными программами американские историки выступают в роли наставников в различных зарубежных университетах и научно-исследовательских центрах.
В 1949 г. в списке подготавливавшихся в то время докторских диссертаций собственно американской тематике посвящалось лишь немногим более половины работ. Между тем за предыдущие 20 лет (1925-1945) на каждую монографию или докторскую диссертацию по европейской истории приходилась по крайней мере дюжина книг по отечественной истории. Характерна тенденция к созданию «глобальных» исследований. В 1948 г. увидела свет «Энциклопедия всемирной истории» под редакцией У. Лангера. В 1957 г. вышел первый том американской «Истории мировой цивилизации» под редакцией М. Сэвела.
После второй мировой войны американские историки очень активны в области изучения внутренней истории других стран, особенно Европы и Латинской Америки. Этими проблемами занимаются специальные исторические журналы: «Журнал новой истории», в значительной мере «Журнал истории идей» («Journal of the History of Ideas»), «Испано-американский исторический журнал» («Hispanic-American Historical Review»).
Показательно внимание к истории славянских стран Восточной Европы. Если в предвоенный период американские историки рассматривали судьбы малых славянских народов лишь в связи с борьбой крупных европейских держав, то ныне выходит большое число работ по вопросам внутренней истории отдельных славянских стран, издается специальный журнал «(Славянское обозрение» («Slavic Review») (до 1961 г. выходил под названием «American Slavic and East European Review»).
Характерной чертой этой литературы, посвященной в значительной мере новейшей истории, была антикоммунистическая направленность. Среди американских историков-славистов много реакционеров-эмигрантов, таких, как О. Халецкий, М. Дзеновский (из Польши), К. Таборский (из Чехословакии), Деллин (из Болгарии).
Сильной стороной американской историографии является весьма высокая техника исторического исследования. Широко используются разнообразные источники, большое место занимают анализ огромного статистического материала (при этом подчас применяется и математический метод исследования), методы социологического анализа и т. д.
Отказ от идеи поступательного развития общества, характерный для американской историографии данного периода, получил наиболее четкое выражение в концепциях круговорота и теологической трактовке истории. Циклическая теория развития, предложенная английским историком А. Тойнби, снискала популярность в США. Наиболее влиятельным американским вариантом циклической теории является философско-историческая схема Питирима Сорокина. Концепция «культурных суперсистем» Сорокина объясняет исторический процесс как извечный круговорот культур и тем самым отрицает прогресс во всемирной истории. В отличие от Тойнби с его теологической трактовкой первопричин и целей исторического движения, Сорокин ставит вопрос о движущих силах исторического развития в духе позитивистской «теории факторов». Но его «поправки» сводятся к предложению дополнить «теорию созидательных факторов» Тойнби такими факторами, как роль «культурной свободы», роль «сверхчувственных и сверхрациональных гениев», роль «счастливого стечения обстоятельств» и т. д.
Американские социологи избегали говорить об историческом прогрессе, предпочитая ему понятие «социальные изменения». Согласно их мнению, общественный прогресс — понятие, существующее только в сознании исследователя, но отнюдь не внутренняя черта исторического процесса. Подобный подход тесно связан с релятивизмом, отказом от признания познаваемости закономерностей исторического развития. Эти взгляды получили широкое распространение в историографии после второй мировой войны. Еще в 1946 г. Ч. Бирд и С. Хук подвергли критике историческую терминологию, объявив понятие «прогресс» субъективным. Американский историк Дж. Хекстер в работе «Переоценки в истории» призывает вообще отказаться от таких понятий, как «развитие», «эволюция», «классы».
Идея хаотического движения, лишенного логической последовательности, не подчиняющегося никаким законам, не поддающегося естественнонаучному обоснованию и предвидению, служила подосновой идеологии социального пессимизма, противопоставляемого американской историографией исторической теории марксизма. «Если будущее представляется нам каким-то преддверием ада, скопищем неожиданностей, то это происходит потому, что мы больше не видим в нем естественного завершения прошлого, растущего элемента будущего», — пишет американский социолог Р. Хейлброунер в книге «Будущее как история».
Изменения, произошедшие в послевоенный период, увеличили спрос на новые доктрины. Авторы этих новых доктрин не отрицали прогресса, но он мыслился ими как разновидность плавного движения по мере постепенного накопления материальных ценностей, а высшим достижением объявлялась та стадия социально-экономического развития, на которой находились США.
Наиболее известной и широко распространенной концепцией такого рода стала теория «стадий экономического роста», связанная прежде всего с именем социолога и историка-экономиста, одного из ведущих советников правительства США У. Ростоу. В книге «Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест» Ростоу в качестве критерия социального прогресса выдвигает уровень научно-технического развития и потребления товаров. Он делит историю общественного развития на пять стадий: традиционное общество, стадия подготовки условий экономического роста, рывок, движение к зрелости и век массового потребления. Каждая из этих стадий открывает новые, более широкие возможности производства и потребления товаров на душу населения. Концепция Ростоу заключалась в том, что он, игнорируя социально-экономические отношения (отношения собственности, распределения и т. д.), пытается установить прямую связь между научно-техническим потенциалом общества и народным потреблением.
Весьма распространено было в американской историографии персонифицирование исторического процесса, объяснение его злой волей или добродетелями отдельных исторических деятелей. Часты попытки найти решение исторических проблем познавательными средствами так называемого бихевиоризма, т. е. на путях чисто психологической мотивировки поведения людей в процессе исторического творчества. Попытка объяснить развитие гражданского общества почти исключительно взглядами, чувствами и настроениями людей имела одним из своих последствий известный перекос в сторону так называемой «интеллектуальной истории», точнее — истории политических идей. Эта сравнительно новая отрасль знания, находящаяся на стыке философии, истории, литературоведения, получила необычайное развитие после второй мировой войны. Отдавая должное достоинствам некоторых конкретных исследований в этой области, нельзя не видеть, что неопозитивистские догмы и экзистенциалистская философия, объявляющие человеческую природу и мораль решающими факторами социального развития, играют в работах исследователей «интеллектуальной истории» доминирующую роль.
Как и прежде, следствием субъективизма выступает презентизм. Еще в 1949 г. президент Американской исторической ассоциации К. Рид в обращении «Социальная ответственность историка» призвал объяснять прошлое в интересах настоящего: «Тотальная война, горячая или холодная, мобилизует всех и требует, чтобы каждый выполнял свою роль. Историк должен выполнять это обязательство не в меньшей мере, чем физик».
Одной из наиболее распространенных форм реализации презентистских установок в историографии и социологии являлся антикоммунизм. Особенно популярна была «теория заговора», изображавшая освободительное движение делом рук штаб-квартир «коммунистической агрессии». В свою очередь, акты США и их союзников по военным блокам провозглашаются гуманистическим мессианством и филантропией, неизбежными элементами «великой борьбы в защиту свободы». Марксистское учение на страницах исторических исследований выглядит как теория «этатистского всевластия», подавляющего человеческое достоинство и индивидуальную свободу, социализм объявляется тождественным «тоталитаризму». Историческую теорию К. Маркса социологи и историки объявляют узкой догмой, неким вариантом вульгарного «экономического детерминизма», неприменимого к анализу сложной природы общественного движения. С другой стороны, ленинизм противопоставляется марксизму как разновидность «теории силы», опирающейся на бланкистскую идею заговора. Убеждая своих читателей в «случайном» или в лучшем случае в «исключительном» характере октябрьской революции, американские историки М. Флоренский, Дж. Кэртисс, У. Чемберлин, Дж. Кеннан и др. объясняют возникновение международного коммунистического движения как следствие «революционных иллюзий» горстки «экстремистов». Складывание же мировой социалистической системы после второй мировой войны изображается как результат «экспорта революции». В США выходил специальный журнал «Проблемы коммунизма» («Problems of Communism»).
Правое крыло американской историографии стремилось наделить прошлое и настоящее США привлекательными чертами. Достигнув зрелости, Америка должна была выполнить «великое предначертание», осуществляя руководство во всем мире, во всех сферах человеческой деятельности — материальной, политической и духовной. Книжный рынок страны наводнили работы, безудержно восхваляющие прошлое Америки и ее настоящее. Один из видных американских историков Г. Коммейджер пишет: «В наших книгах по истории превозносится все американское. В них проводится контраст между нашей политикой в отношении индейцев и нечестивой политикой испанцев, при этом игнорируется тот элементарный факт, что индейцы выжили в Мексике и в Южной Америке, но не выжили в Соединенных Штатах. В этих книгах рабство изображается как некий романтический институт или, быть может, как своего рода удача для африканцев. Даже чрезвычайную щедрость природы они приписывают не провидению или счастью, а нашим собственным добродетелям». Как признает другой видный американский историк Р. Хофстедтер, в исторической литературе существует сильный крен в сторону всемерного приукрашивания прошлого, оно подается в «более розовых тонах, чем это делалось ранее...». В результате в воображении читателя вся история США предстает как «пышный и оптимистический спектакль», как успех, который «побуждает наблюдать и восторгаться, а вовсе не анализировать и действовать».
В новейших работах историков США встречались утверждения, что все пороки капитализма были обусловлены эксцессами ранних стадий промышленной революции и в нынешних условиях давно утратили всякое значение. Согласно этим авторам, где-то во второй половине XIX в. в США начал укореняться строй «всеобщего благосостояния», и о лишениях масс и о социальном неравенстве можно говорить лишь в «давно прошедшем времени». Прямо связаны с этой концепцией социологические и экономические теории «демократизации богатства», «революции, менеджеров» (управляющих), «народного капитализма», призванные подтвердить миф о радикальной трансформации американского капитализма в XX в. Теория «нового» капитализма оказала влияние на подход к ряду важных исторических проблем. Марксизм представляется как «устарелое учение», результат протеста против условий жизни в «неразвитом» обществе XIX в., которое ничего общего не имеет с современным капитализмом (У. Ростоу, С. Хук). Теория «старого» и «нового» капитализмов лежит и в основе концепций неоколониалистской историографии, пытающейся отыскать принципиальное различие между старым колониализмом и политикой империалистических держав (П. Гриффите, Д. Перкинс и др.).
Характер американской историографии подчеркивается также упадком экономического направления, давшего плодотворное решение ряда важных проблем американской истории. На первый план выступают «новый консерватизм» с его негативным подходом к демократическим традициям американского народа и «неолиберализм», стоящий на позициях «социальной реформы» и антикоммунизма.
Демократические движения прошлого, борьба негров находились в поле зрения ряда видных историков. Среди них Н. Поллак, С. Линд, А. Янг, К. Стэмп, М. Дженсен, Г. Зинн, К. Лэш, У. Уильямс, Р. Джинджер и др.
2. Упадок экономического направления. «Неолиберализм»
Одним из признаков идейного и методологического кризиса американской историографии после второй мировой войны является упадок экономического направления. Он обусловлен прежде всего политическими причинами. Суть разочарования историков в экономизме раскрывает заявление Л. Хэкера, бывшего до войны приверженцем этого течения: «Материалистическая интерпретация политики несостоятельна. Это марксистский анализ».
В условиях роста реакции внутри страны и «холодной войны» была отвергнута прежняя либерально-реформистская концепция возможности устранения пороков, свойственных американскому капитализму, как недостаточно проникнутая духом «патриотизма» и содержавшая подчас отголоски социальной критики «разгребателей грязи». Правящим кругам США в новых условиях необходима была более активная и безусловная защита монополистического капитализма. Характерно, что Бирд, признанный глава экономического направления, также не удержался на прежних позициях. В последних работах «Республика», «Основы истории Соединенных Штатов» Бирд стал близок к теории «равноправных факторов». Оставив попытку показать единство исторического процесса на основе экономических изменений, он отходит еще дальше, чем прежде, от познания действительных закономерностей исторического развития; в этих работах исчезает ценный экономический материал, подводивший его ранее к плодотворному решению проблем. Бирд уже не анализирует противоречий экономических групп, выявившихся в ходе создания американской конституции, он видит теперь только политические противоречия. Бирд стал подчеркивать достоинства «мирного конституционного процесса» и пытался представить конституцию 1787 г. как выражение народных устремлений. Отход Бирда от «экономической интерпретации» сказался и в его трактовке гражданской войны 1861-1865 гг. Бирд больше не называл ее ни «второй американской революцией», ни «социальной революцией».
Появившееся новое течение — «неолиберализм» — противопоставило критике капиталистического строя явную благожелательность по отношению к нему, возникшую якобы на почве выявления в капитализме такого рода свойств, которые обеспечивают ему постоянный приток свежих сил и омоложение. Наметилась тенденция объяснять историю США как непрерывный процесс совершенствования капитализма.
Двигатель исторического прогресса при этом усматривался в существовавшей якобы искони в США политической традиции реформаторства, реализуемой методом преобразований сверху. Источник этой традиции, как явствует из выводов «неолибералов», следует искать в аморфном «среднем классе», в кругах интеллигенции, либерально настроенных слоях буржуазии, в духовном наследии радикальных аграрных движений конца XIX в., — одним словом, где угодно, но только не там, где скрещиваются и переплетаются главные противоречия социально-политического развития США, не в сфере классовых отношений и классовой борьбы. Известный толчок к таким построениям «неолибералов» дали выводы, содержавшиеся в вышедшем еще в 1931 г. исследовании Дж. Хикса «Популистский мятеж», где он объявил фермерские движения Среднего Запада единственной первопричиной общественного прогресса США в XX в. В последующих обобщающих работах историков этого течения общественные преобразования все в большей степени стали связываться с деятельностью либеральных реформаторов, а исторический анализ массовых народных движений все дальше отходил на второй план. Например, деятельности Т. Рузвельта и В. Вилсона, которые под давлением масс вынуждены были пойти на ряд реформ, стали приписывать совершенно самостоятельное значение вне всякой связи с радикально-демократическим движением.
Либеральная струя в послевоенной исторической литературе США духовно оскудевала, и ее представители во многих случаях сочли за благо приспособиться к новой обстановке, предпочли тенденциозность поискам научного подхода к решению проблем истории. Пафос «неолибералов» постепенно обращается против «излишне резкого», как они заявляли, осуждения капиталистических порядков, против тех, кто не ограничивается чисто формальной критикой их.
Уже в 1949 г. идеолог «неолиберализма» историк А. М. Шлезингер-младший в книге «Жизненный центр» сетовал на то, что либералы слишком увлекались в прошлом борьбой с консерватизмом, в то время как основное критическое острие следовало направить против левого крыла в общественных движениях. Ссылаясь на фрейдистскую теорию «склонности человека делать зло», его «податливости» низменным инстинктам, Шлезингер пришел к выводу о невозможности достичь идеального общества. Напрасно стремиться к радикальному разрешению всех остроконфликтных проблем, мучающих человечество, заявляет Шлезингер. Они не разрешимы. Следует медленно двигаться по пути частичных улучшений. Политическое и философское кредо нового течения опирается также на постулат о гармоническом в целом характере взаимоотношений различных элементов американского общества, что якобы обеспечивает движение США вперед. Это движение не непрерывно. Удачная комбинация определенных факторов и благоприятное стечение обстоятельств позволяют успешно продвигаться по пути прогресса, неудачная — вызывает движение вспять. В связи с этим картина национальной истории, рисуемая А. Шлезингером-младшим в его трудах, напоминает циклические смены периодов либеральных реформ и «консервативной консолидации». Так, в соответствии с этой схемой, джексонианская демократия положила конец консервативной «эре доброго согласия». «Прогрессивная эра», связанная с именами Т. Рузвельта и В. Вилсона, по Шлезингеру, наступила после полосы засилья трестов в экономике и общественной жизни, а «новый курс» пришел на смену более чем десятилетнему правлению республиканцев, выражавших интересы большого бизнеса. «Новые рубежи» Кеннеди последовали за «бессмысленными» годами президентства Эйзенхауэра. Э. Джексон, Т. Рузвельт, В. Вилсон, Ф. Рузвельт, Дж. Кеннеди — кумиры историков-«неолибералов». Они восхваляют и оправдывают почти каждый шаг этих политических деятелей, приписывая им исключительные заслуги. Эта группа историков лучше своих коллег на правом крыле исторической науки уяснила для себя, что правящий класс США кровно заинтересован в том, чтобы моральный облик цитадели капитализма по возможности соответствовал всемирно-исторической панораме, неудержимо меняющейся в силу углубления и расширения революционных процессов. Сменяющие друг друга у власти лидеры наперебой обещают народу «новые рубежи» и создание «великого общества». Они рисуют американский монополистический капитализм как динамичную систему, легко приспосабливающую свою структуру к потребностям общественного развития и не нуждающуюся в силу этого в «потрясении основ». Труды «неолибералов» служат своеобразным комментарием к этой политической формуле. Взамен угасшего интереса к анализу народных движений важное место в новой серии исследований отводится роли реформаторов разного калибра, которые, движимые только честолюбивыми или альтруистическими мотивами, добивались улучшения социальных условий для народа. Благодаря этому исторические сочинения, порой хронологически охватывающие многие десятилетия и даже целые эпохи в жизни нации, приобретают очень часто характер повествований о динамичных личностях, увлекающих страну по пути прогресса. Что же касается социально-экономических процессов, то они играют скромную роль декораций к исторической драме. Не случайно такое широкое распространение получил в США жанр биографии либеральных деятелей.
Типичной выглядит позиция Л. Харца, считающего, что классовому конфликту в развитии американского общества принадлежит минимальная роль, так как в США отсутствовали анахронические феодальные перегородки и, следовательно, американцы от рождения «свободны». Харц выступает против предшественников нынешних историков-либералов; по его мнению, первые ошибочно излагали историю под углом зрения социальных противоречий и «борьбы против классовой эксплуатации» вместо того, чтобы рассматривать ее с позиции продвижения либеральной реформы.
Из историков, внесших заметный вклад в разработку новой концепции, следует назвать также А. Линка, Дж. Блама и Р. Хофстедтера. Особенно значительна роль Хофстедтера. Он одним из первых предпринял попытку пересмотреть прошлое США под углом зрения новой схемы. В своей книге «Американская политическая традиция» (1948) Хофстедтер заявил, что политическая борьба в США никогда не носила печати антагонистических противоречий, вращаясь вокруг «центральной идеи» — созидания «свободного» капиталистического общества усилиями всех слоев — от представителей «денежного интереса» до наемного рабочего. Американская политическая история, заявляет Хофстедтер, являет собой пример постепенного усвоения и реализации идей джефферсоновской демократии. Американская цивилизация, заключает Хофстедтер, покоится на стремлении к общей цели, на единстве культурной и политической традиций, по своему характеру националистических, изоляционистских, проникнутых «предельно индивидуалистическим и капиталистическим духом».
Историческая литература о «новом курсе» Ф. Рузвельта, с каждым годом пополнявшаяся все новыми многотомными исследованиями, особенно рельефно отражала характерные черты нового течения. Повышенный интерес к истории «нового курса» был связан с тем, что историки отводили государственной деятельности Ф. Рузвельта центральное место в общей схеме капиталистического «прогресса» в США. Они утверждали, что реформы Рузвельта (по их терминологии, «рузвельтовская революция») представляли собой самый серьезный шаг по пути превращения Америки в «великое общество», свободное от язв и пороков классического капитализма. Число исторических исследований по «новому курсу» особенно увеличилось после 1950 г., когда историки получили доступ к материалам Библиотеки Ф. Д. Рузвельта в Гайд-парке (штат Нью-Йорк), где хранится личный архив покойного президента, его обширная переписка. К числу этих работ относятся в первую очередь книги Ф. Фрейделя и А. М. Шлезингера-младшего. Издан ряд специальных исследований о деятельности Рузвельта до занятия им президентского поста. Предпринята также попытка дать картину деятельности правительства Рузвельта. Общее направление литературы о «новом курсе» апологетическое: в ней преобладает взгляд на Рузвельта как на человека, усилия которого позволили вскрыть неограниченные возможности роста и прогресса, заложенные в американском обществе. Под тем же примерно углом зрения оценивается внутриполитическая история США в период «справедливого курса» Г. Трумэна и в годы «новых рубежей» Дж. Кеннеди.
3. «Новый консерватизм»
Характернейшей чертой американской историографии после второй мировой войны стал «новый консерватизм». Его сторонники стремились доказать отсутствие в истории США острых социальных конфликтов. Как отметил один из приверженцев «экономической интерпретации» в историографии К. Ван Вудуорд, современной исторической науке присуще «стремление ослабить контрасты, приглушить борьбу идей, смягчить противоречия между классами, секциями и интересами и подчеркнуть сходство, согласие в главном. Ясность исчезает при анализе таких полярных сил, как пуритане и кавалеры, приверженцы Джефферсона и Гамильтона, интересы фронтьер и береговой полосы, труд и капитал, либералы и консерваторы... Вспоминая о Джефферсоне, приводят его высказывание: «Мы все федералисты, мы все республиканцы», но не обращают внимания на его слова «древо свободы должно время от времени поливаться кровью патриотов и тиранов». В переосмысление американской истории с консервативных позиций активно включилась Американская историческая ассоциация. С. Морисон в своем президентском обращении к съезду американских историков в декабре 1950 г. заявил: «Мы нуждаемся в истории США, написанной с консервативной точки зрения».
Пересмотру подверглись прежде всего поворотные пункты американской истории: война за независимость США и гражданская война 1861-1865 гг. Особенно резко «новые консерваторы» выступили против идеи закономерности и неизбежности войны за независимость. В работах Р. Брауна, Д. Бурстина и Ч. Ритчисона предпринята попытка доказать, что революция не была необходимой, ибо жители колоний будто бы и так имели все демократические свободы. Браун доказывает мысль, что в американских колониях существовало социальное равенство и поэтому не было почвы для классовой борьбы в среде колонистов. Возникновение войны за независимость подается как «историческое недоразумение», «семейная ссора», следствие взаимного непонимания и близорукой политики английских и американских государственных деятелей.
Сторонники «нового консерватизма», рисуя ход войны, подчеркивают слабость американской революции с целью доказать, что это был «консервативный колониальный бунт», а не революция в европейском смысле.
Отход Бирда от экономизма облегчил выступление историков консервативного направления против взгляда на конституцию 1787 г. как на документ, созданный в условиях социальных столкновений.
«Новый консерватизм» оказывает большое влияние на изучение войны за независимость, но многие историки не соглашаются с этим. Они нередко выступают против изменения истории американской борьбы за независимость и вводят в научный оборот новые факты, способствующие более глубокому познанию отдельных сторон исторического прошлого (М. Дженсен, Д. Олден, Д. Миллер и др.).
Подход с позиций «нового консерватизма» еще более характерен для историографии гражданской войны 186-1865 гг. в США. После второй мировой войны доктрина «бесполезной войны» Рэнделла — Крэвена приобретает новых сторонников. В труде Р. Никольса «Распад американской демократии», удостоенном премии Пулитцера, в книге У. Вудуорда «Годы безумия» гражданская война рассматривалась как следствие «ошибок» национального руководства (прежде всего «ошибок» президента Линкольна) и «слабости» политической системы США середины XIX в. Крэвен, пытаясь «углубить» новую аргументацию, заявил, что «фатальная слабость американской демократии» накануне гражданской войны объясняется революционным происхождением такого основополагающего документа, как Декларация независимости США.
Американские исследователи отмечают, что с середины 50-х годов «влияние оси Рэнделл — Крэвен начало падать».
Но даже доктрина «бесполезной войны» не устраивает историков, представляющих научные круги, они требуют, чтобы борьба южан за сохранение рабства была признана «справедливой», и прославляют «героизм» армии рабовладельцев. Деятельность этих историков приняла особенно широкий размах в связи с празднованием в США столетнего юбилея гражданской войны. Эта группа, ведущим представителем которой являлся Э. Каултер из университета штата Джорджия, придала лишь новую форму старым расистским идеям о Юге как «стране белого человека» и рабстве как «школе», в которой «варварская раса» подготавливается к жизни в цивилизованном обществе.
Эти направления претендуют на монопольное положение в изучении истории гражданской войны.
Критика концепции «бесполезной войны» была дана А. Шлезингером-младшим, Т. Боннером и др., отметившими ее разрушительное влияние на изучение гражданской войны. Социально-экономические условия на рабовладельческом Юге стали предметом глубокого анализа в монографии К. Стэмпа «Особый институт». Стэмп отметил крайнюю односторонность источников, которыми пользуются историки Юга. «Для того чтобы иметь верную перспективу исследования, рабство должно быть рассмотрено в той же мере глазами рабов, что и глазами белых хозяев», — писал Стэмп. Он показал, что рабство было системой жесточайшей эксплуатации, а рабы «продемонстрировали, что их любовь к свободе трудно сокрушить». Редким исключением для американской историографии является работа Б. Мэнделя «Труд свободный и рабский». На широком фоне антирабовладельческого движения автор рисует борьбу белых и цветных рабочих против рабства, участие рабочих в аболиционистском движении.
Весьма плодотворную разработку проблем американской борьбы за независимость продолжают последователи «экономического детерминизма». Так, книга К. Ван Вудуорда «Восстановление Союза и реакция» во многом углубляет картину компромисса 1877 г., завершившего период реконструкции. Он описал политический компромисс руководителей республиканской и демократической партий.
Важный вклад в изучение гражданской войны внесли негритянские историки, группирующиеся вокруг Ассоциации по изучению жизни и истории негров. Характерно, что, по подсчетам негритянского историка Р. Логена, более трети статей, помещенных в печатном органе ассоциации «Журнале негритянской истории», было так или иначе связано с проблематикой гражданской войны — центральным событием в истории американских негров.
Подавляющее большинство негритянских историков с симпатией и гордостью рассказывает об активной борьбе негритянского народа за свободу. В работах Д. Франклина «От рабства к свободе», Д. Реддинга «Они пришли закованными в цепи», Б. Кворлза «Негры и гражданская война» на основе привлечения широкого круга новых документов воссоздается яркая картина предвоенного Юга с его системой беспощадного террора и вечным страхом плантаторов перед восстанием рабов, показывается участие негров в аболиционистском движении и гражданской войне. Кворлз справедливо писал, что для негра «свобода была обоюдным делом; действительно, прежде чем получать, он давал». В книге Р. Логена «Негры в американской истории» обращается внимание на вклад негров в развитие американской культуры.
4. «Школа бизнеса»
«Школа бизнеса» зародилась еще в конце 1920-х годов. Ее центром стало основанное под руководством Н. Граса Общество истории бизнеса, а также организованная при Гарвардском университете кафедра истории бизнеса под руководством того же Н. Граса и Г. Ларсон. «Историки бизнеса» пропагандировали свои взгляды в «Бюллетене Общества истории бизнеса» («Bulletin of Business Historical Society») (с 1926 г.) и в «Журнале экономической истории и истории бизнеса» («Journal of Economic and Business History») (c 1928 г.).
Идеологи этого направления считали, что историческая наука призвана в первую очередь обслуживать нужды бизнесменов, снабжая их сведениями из «деловой практики прошлого». Изучение «истории бизнеса» шло сначала по линии исследования внутренней организации монополистических объединений, их финансовой деятельности, истории хранения и сбыта товаров и т. д. Полностью исключалось изучение социальных последствий деятельности монополий — классовой борьбы рабочих против предпринимателей. Затем были составлены биографии основателей трестов, «капитанов индустрии», в которых рассказывалось, что своими «деловыми успехами» эти деятели обязаны собственным качествам.
Эти идеи были развиты в работах А. Невинса «История Нью-Йоркского банка», «Биография Рокфеллера — героический век предпринимательства». В 30-х годах начали выходить многотомные исследования по истории бизнеса при Гарвардском университете, увековечивающие «заслуги» Д. Астора, Д. Кука и других создателей «американского образа жизни». Наиболее распространенным изданием стал труд Н. Граса и Г. Ларсон «Руководство по истории американского бизнеса».
После второй мировой войны распространяются сочинения приверженцев этой школы, растет ее роль в историографии. Выборочная библиография американских и канадских работ по истории монополий, изданная в 1957 г. Гарвардским университетом — центром «исследований бизнеса», включает более 2000 названий. Одну из своих главных целей «историки бизнеса» видели в борьбе с идеями социализма. Важное значение придается также борьбе с антимонополистической традицией, пустившей крепкие корни в американском народе. Достаточно вспомнить движение «разгребателей грязи», разоблачавших тайну возникновения многих крупнейших состояний, резкую критику капитализма выдающимися американскими художниками слова Джеком Лондоном, Шервудом Андерсеном, Фрэнком Норрисом, Теодором Драйзером, Льюисом Синклером и многими другими. Наконец, выступления «школы бизнеса» направлены против либеральных традиций «нового курса».
В ходе выполнения этих задач «школа бизнеса» обретала новые черты. Раньше историки этой школы, игнорируя народные массы и прославляя финансовых магнатов, все же отмечали, что капиталисты руководствовались в своих действиях эгоистическими интересами. Позднее они старались доказать, что действия и помыслы капиталистов были направлены на улучшение жизни рабочих. С другой стороны, если до второй мировой войны приверженцы «школы бизнеса» выступали по отдельным вопросам, то теперь они пытаются с позиций монополистического капитала пересмотреть всю историю США. Так, Ф. Хайек доказывал, что массовое производство дешевых товаров, достигнутое «благодаря усилиям капиталистов», привело якобы в конце; XIX в. к резкому улучшению положения рабочего класса.
Обладая значительными средствами, Общество истории бизнеса действовало весьма активно. Оно проводило ежегодные конкурсы, привлекая к участию в них студентов, молодых учителей. На пожертвования крупных капиталистов был создан фонд, из которого финансировались профессора, посвятившие себя написанию истории бизнеса.
Историки «школы бизнеса» стремились выйти на международную арену. В 1951 г. во Франции состоялась встреча ученых-апологетов большого бизнеса. США представляли Ф. Хайек и Л. Хэкер, ставший к этому времени историком монополий, Францию — Б. де Жувенель, Англию — Т. Эштон, Швейцарию — Зильбершмидт. В сделанных ими докладах прославлялись промышленные и финансовые магнаты и резко порицались «антикапиталистические предубеждения».