Тема №1: Понятие и сущность права. Понятие права как особого социального регулятора, теории возникновения, сущность, социальное назначение права.

Раздел II: Теория права.

 

Понятие права в современном понимании характеризуется как особый вид социального нормативного регулятора.

Признаки права отличающие его от иных социальных норм:

1. Право характеризуется конкретностью и определённостью и содержит модели возможного, должного и запрещённого поведения (в иных социальных нормах, например в обычае, содержатся запрещённые нормы (табу), в обрядах и ритуалах, нормы должного поведения, мораль содержит одобряемое или осуждаемое обществом поведение).

2. Нормы права устанавливаются, санкционируются и отменяются в особой форме и порядке, при участии государства (его органов), а следовательно носят общеобязательный характер и при необходимости обеспечиваются авторитетом государственной власти и государственным принуждением.

3. Право в отличии от иных социальных норм, имеет особый круг предметов регулирования и охраны, на основе специальных методов юридического воздействия. В качестве предмета выступают наиболее значимые, устойчивые виды общественных отношений (политические, экономические, финансовые, социальные), но не в полном объёме, а только в части из них (другая часть регулируется другими социальными нормами: корпоративными, морали и т.д.). В этих общественных отношениях в сферу правового регулирования попадает только та часть, где присутствуют:

1) Управленческие элементы.

2) Имущественные элементы.

3) Охранительные элементы.

Методы тоже отличаются от других социальных норм:

1) Императивные (обязывание, запрет).

2) Диспозитивные (дозволение, управомочивание, рекомендации, поощрение).

Методы часто используются в комбинации.

4.Сущность права состоит в том, что право характеризует общую волю публичной власти и членов общества, направленную на удовлетворение объективных потребностей и интересов, на основе достижения общественного порядка; кроме того право выражает волю властвующей группы людей и интересы тех, кто их поддерживает, таким образом право имеет социальную, классовую сущность (классовая сущность не может проявляться в традициях, обычаях, но может проявляться в морали, ритуалах, и обрядах).

5.Право обладает объективным характером, то есть существует и действует вне зависимости от воли отдельных людей, представляет собой иерархически и функционально взаимосвязанную целостную систему норм.

6.Право неразрывно связано с иными социальными нормами, наиболее важные из них оно закрепляет и охраняет.

7.Приведённые признаки права аккумулируют достижения различных теорий, исторически складывающихся в обществе. Многие мыслители пытались увидеть в праве воплощение критериев социальной справедливости. Но представление о социальной справедливости меняются в зависимости от исторических условий, от нравственности народа, и различаются не только между отдельными странами, но и между различными слоями и группами (власть считает справедливым одно, а народ другое).

Социальная справедливость – представление о одобряемых в обществе деяниях и их следствиях (несправедливо то, что деяние, наносящие вред, не получают негативной реакции со стороны общества и государства). В каждом обществе свои представления о справедливости. В современных условиях право закрепляет лишь определённые виды социальной справедливости но не воплощает справедливость в полной мере. Сложилась формула юридического содержания социальной справедливости: соотношение между первичным деянием субъекта и принятой в нормах ответной реакции со стороны общества и государства (масштаб деяния и воздояния).

8.Право и свобода. Право понимается в объективном смысле как объективное право – система, совокупность норм, содержащихся в официальных документах и источниках. А субъективное право – это меры возможного поведения субъекта в тех отношениях, которые регулируются охранительным правом. То есть право всегда меряется и носит конкретный характер. Свобода в отличии от субъективного права не измеряется, а характеризует собой лишь вид возможного поведении, гарантированного государством. Исторически не возможны свободы во всех сферах отношений, неограниченная свобода во всех сферах ограничивается борьбой всех против всех.

Право – это мера свободы, и лишь в отдельных видах свобода остаётся без ограничений.

Нравственность и мораль тоже ограничивают свободу, но они – субъективны, а право – объективно.