Система цен на работы и услуги

Функция цены на медицинскую услугу

Методика ценообразования

а) воспроизводственную;

б) доведение финансовых средств до медицинских учреждений;

в) учётную;

г) стимулирующую;

д) регулирующую;

е) контролирующую;

ж) оценочную.

Воспроизводственная функция призвана обеспечить возмещение затрат, понесённых в процессе оказания медицинской помощи, и обеспечение условий для развития медицинского учреждения. На сегодня эта роль ограничена при бюджетном и частично-бюджетном финансировании, а наиболее полно реализуется при предпринимательской деятельности.

Доведение финансовых средств до медицинских учреждений проявляется при бюджетном финансировании и при финансировании в системе ОМС. Здесь не ставится задача полного возмещения затрат, так как в тарифы по ОМС включаются только заработная плата, медикаменты и продукты питания.

Учетная служит целям статистического учёта и планирования (определение динамики объёма в медицинской помощи, исчисление индексов инфляции, определение работы при расчёте территориальных программ ОМС).

Стимулирующая призвана поощрять или сдерживать различные направления медицинской деятельности.

Регулирующая базируется на директивном регулировании вопросов ценообразования (состав затрат, порядок их включения в цену).

Контролирующая осуществляет контроль за определёнными сторонами деятельности, то есть установление нормативов на медикаменты, питание и прочее.

Оценочная служит целям оценки путём сопоставления затрат с уровнем утверждённых или рыночных цен.

 

Перечень видов цен представляет собой систему цен, которая имеет свою классификацию:

1. по источникам финансирования;

2. по форме;

3. по степени регламентации;

4. по способу реализации;

5. по форме документального оформления;

6. по отношению к оказанию медицинской помощи;

7. по видам оказываемых услуг;

8. по комплексности;

9. по субъектам, устанавливающим цены;

10. по способу установления;

11. по срочности оказания услуг;

12. по способу расчёта;

13. по степени дифференциации;

14. по плательщикам;

15. по периоду действия.

По источникам финансирования различают:

а) в системе бюджетного финансирования (определяются исходя из возможности бюджета).

б) на платные услуги (для населения, для расчётов в системе ДМС, для предприятий и организации по договору).

в) тарифы в системе ОМС (для определения уровня возмещения расходов на одном уровне объёма деятельности).

По форме :

а) цена, как стоимостное выражение затрат на единицу оказанных услуг;

б) тариф – установленная государством система плат и сборов (чаще для ОМС);

в) бюджетные оценки (расчётная стоимость медицинских услуг, исходя из объёмов бюджетного финансирования и плановых показателей).

По степени регламентации:

а) директивные (установленные собственниками, вышестоящими органами);

б) свободные (самостоятельно установленные медицинскими учреждениями – свободные, рыночные, договорные).

По способу реализации:

а) розничные (установленные для населения);

б) оптовые (для страховых медицинских организаций, для реализации услуг через посредников).

По форме документального оформления:

а) прейскурантные (зафиксированные в прейскуранте – официальный документ);

б) непрейскурантные (нет в прейскуранте, оформляются договором).

По видам, оказываемых услуг:

а) на медицинские услуги (связанные с непосредственным оказанием медицинской помощи);

б) на немедицинские услуги (сервис, транспортные услуги).

По комплексности:

а) на поликлинические услуги;

б) на стационарные;

в) на лечебно-диагностические.

По способу установления:

в) на комплексные;

г) на составные.

Субъектами, устанавливающими цены, могут быть:

а) собственник;

б) учредитель;

в) вышестоящий орган;

г) коллегиальный орган (для ОМС);

По способу установления:

а) расчётный (калькулирование затрат);

б) ценностное ценообразование (за счёт оптимального соотношения: цена = ценность);

в) среднерыночный (принимаются средние цены на рынке на соответствующий вид услуг);

г) лидерная (ориентируясь на ценовую политику лидеров на рынке медицинских услуг).

По срочности:

а) обычные (на плановые сроки);

б) срочные (они выше, т.к. связаны более высокой интенсивностью труда, используется специальное оборудование).

По способу расчета:

а) суммарный (общие затраты делятся на объём оказанных услуг);

б) поэлементный (определяются значения каждой из статей затрат на оказание единицы услуги, которые в последствие суммируются).

По степени дифференциации:

а) индивидуальные (цена для каждой услуги);

б) групповые (для группы медицинских услуг, сгруппированных по определённому признаку);

в) единые (для всех медицинских услуг определённой территории, ведомственной принадлежности).

По плательщикам:

а) бюджет (бюджетные оценки);

б) страховые организации (ОМС и ДМС);

в) фонды (если в регионе реализуется ОМС без участия страховой организации);

г) предприятия (при заключении прямых договоров с медицинскими учреждениями);

д) население (оказание платных медицинских услуг).

По периоду действия:

а) текущие (уровень цен в конкретный период времени);

б) сопоставимые (цены, приведённые к единой базе с целью измерения объёмов реально оказываемых услуг через их стоимостные показатели).

В целом, цена представляет собой денежное выражение стоимости, рыночный параметр которой характеризует экономические отношения между продавцами и покупателями по поводу купли-продажи услуг.

В настоящее время в здравоохранении существует несколько групп цен на медицинские услуги населению:

2. Государственные цены на платные медицинские услуги населению (или прейскурантные цены). включают типичные фактические затраты, рассчитанные на основе произведённых трудовых и материальных норм, а также прибыль.

3. Договорные цены на медицинские сопутствующие услуги по заказам организаций и предприятий. Эти цены устанавливаются на основе прямого договора между медицинским учреждением и организацией – заказчиком услуг. Договорные цены проявляют себя как наиболее свободные в сегодняшней практике медицинского учреждения.

4. Тарифы на медицинские услуги по обязательному медицинскому страхованию. Эти тарифы отражают денежные суммы, определяющие уровень возмещения расходов медицинских организаций по выполнению территориальных программ ОМС.

При ценообразовании необходимо учитывать факторы, влияющие на порядок расчета цен. Основными среди них являются: специфика лечебного учреждения, организация учета, система финансирования, географическое расположение, экономические процессы

Расходование финансовых средств организациями здравоохранения производится на ос-новании бюджетных смет.

Бюджетная смета – документ, устанавливающий в соответствии с классификацией рас-ходов бюджета соответствующего уровня лимиты бюджетных обязательств в бюджетных уч-реждениях. Существуют общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения, которая утверждается главным распорядителем средств бюджета (Министром здравоохранения и социального развития РФ, руководителем ор-гана управления здравоохранением субъекта РФ, главным врачом учреждения здравоохране-ния).

Смета бюджетополучателя (подведомственного учреждения) составляется на основании разработанных и установленных главным распорядителем средств бюджета на соответствую-щий финансовый год расчетных показателей, характеризующих деятельность учреждения и до-веденных лимитов бюджетных обязательств. К представленной на утверждение смете прилага-ются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формирова-нии сметы.

На основе представленных смет учреждений здравоохранения, главным распорядителем бюджетных средств составляется сводная бюджетная роспись в разрезе распорядителей и полу-чателей. На основании бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств формируется кассовый план по расходам бюджета, под которым понимается прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году. Он представляется как документ с поквартальной детализацией.

В бюджетных учреждениях здравоохранения предусматриваются следующие виды расхо-дов:

 заработная плата;

 командировочные расходы;

 расходы на материальное обеспечение учреждений;

 расходы на медикаменты и расходные материалы;

 расходы на питание пациентов;

 расходы на приобретение оборудования;

 затраты на капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений;

 расходы на содержание имущества;

 оплата коммунальных услуг, электроэнергии и др.

 

Ранее в бюджетной классификации финансирование и расходы учреждений осуществля-лись по одному разделу «Здравоохранение». С 1 января 2008 г. расходы осуществляются по подразделам: «Стационарная медицинская помощь», «Амбулаторная помощь», «Скорая меди-цинская помощь» и т.д.