Лекция 7.

Выводы.

Раздел 6.2. Проблемы развития отечественного рынка рекламы.

Цели изучения раздела.

Выявление особенностей отечественного рынка рекламы и тенденций его развития.

С середины 90-хгг. 20 века начинает оформляться российский рынок рекламы. Развивающиеся банковские и финансовые структуры вкладывали средства в рекламный рынок, что способствовало его динамичности. На его формирование оказывали влияние крупные иностранные рекламодатели. Это привело к росту емкости рынка, внедрению новых технологий, выработанных мировой рекламной практикой.

Объем российского рекламного рынка составляет свыше 5 млрд долл., около половины этой суммы приходится на телевидение, около 1,5 млрд долл. – на прессу, около 1 млрд долл. – на наружную рекламу, на радио, Интернет и прочие носители – 0,3 млрд долл. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что также как и на мировом рынке, на российском рекламном рынке лидирует телевизионная реклама. Недостаточно широкое распространение Интернет-рекламы отчасти объясняется низкой Интернет-плотностью, а также спецификой аудитории Интернет.

В анализируемый период изменилась структура клиентского заказа: если раньше основной акцент делался на систему предлагаемых скидок, то теперь – на качественное обслуживание.

Появились первые общественные организации рекламистов – Российская ассоциация рекламных агентств (РАРА), Ассоциация рекламодателей, Общественный совет по рекламе (в 2000г. переименованный в Рекламный совет России). Основными целями Совета стали:

-формирование системы саморегулирования рекламного рынка;

- координация деятельности региональных советов по рекламе;

- участие в совершенствовании рекламного законодательства.

Возросло количество рекламных агентств. Широкое распространение получила концепция интегрированных маркетинговых коммуникаций.

Тенденции и перспективы развития рекламного рынка в России.

Переход общества от технологической к информационной стадии развития способствовал появлению новых специфических черт рекламы и тенденций ее развития.

1. Реклама стала основным инструментом конкурентной борьбы. Этому способствовали следующие причины:

- усиливается конкуренция между производителями однотипной продукции;

- увеличиваются трудности сбыта;

- расширяется ассортимент товаров.

2. Реклама становится одним из элементов комплекса маркетинга, является важнейшей частью процесса планирования производства и сбыта продуктов и услуг.

3. Многофункциональность рекламы.

4. Разнообразие форм рекламы. Конкуренция товаров постепенно перерастает в конкуренцию бренд-имиджей.

5. Увеличивается роль розничной торговли, и в особенности супермаркетов, которые диктуют производителям свои условия.

6. Доминирование на рынке рекламных агентств, специализирующихся на выполнении различных рекламных видов деятельности.

7. Рекламный бизнес развивается так быстро, что по темпам и качественным сдвигам опережает многие сферы экономики. В рекламном бизнесе высокая концентрация капитала, особенно в СМИ.

8. Возрастает диктат рекламодателя.

9 Важное значение придается исследовательской деятельности.

К перспективным направлениям развития рекламной деятельности в России следует отнести:

- учет в рекламе демографических изменений в составе населения;

- изменчивость потребительского поведения;

- вероятность объединения производителей для совместного сбыта и проведения рекламных кампаний;

- ускорение жизненного цикла товара на рынке приведет к тому, что рекламный менеджмент должен быть ориентирован на новые товары;

- появление новых каналов распространения рекламы;

- быстрое развитие такой формы рекламы, как выставочная деятельность, что требует в России создания развитой выставочной инфраструктуры.

Мировой рынок рекламы развивается динамично, на нем сложились международные организации, регулирующие рекламную деятельность. Существуют различные барьеры и препятствия в размещении рекламы на международном рынке, которые необходимо учитывать компаниям и PR-специалистам, в первую очередь необходимо знать языковые барьеры, а также культурологические различия. Динамично развивается рынок рекламы в России, имеющий свои особенности, определились его перспективные направления и связанный с этим круг проблем.

Вопросы для самоконтроля.

1. С какими трудностями сталкивается фирма, рекламирующая свою продукцию на международном рынке?

2. Чем вызвана необходимость применения двух рекламных стратегий в международной рекламной практике?

3. В чем заключаются языковые ограничения международной рекламы?

4. В чем заключаются культурологические ограничения международной рекламы?

5. Какие организации действуют на международном рынке рекламы?

6. Назовите основные проблемы и тенденции развития российского рынка рекламы.