УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Федеральное агентство связи

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Агрессия – психическое состояние, сопровождающееся враждебностью, задиристостью, озлобленностью, содержащее угрозу, а иногда и нападение.

Агрессивность –поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.

Адаптация –приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.

Акцентуация характера –чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, которая представляет собой крайние варианты нормы, граничащие с аномалиями личности.

Апатия– состояние эмоционального равнодушия, безразличия и бездеятельности.

Ассоциация –связь между двумя или более психическими явлениями (ощущениями, восприятиями, представлениями, идеями, образами и т.д.), проявляющаяся рефлекторно, бессознательно, актуализация хотя бы одного члена а. влечет за собой появление другого. Психофизиологической основой а. счи­тается условный рефлекс. Запоминание по ассоциации является од­ним из путей совершенствования памяти.

Атрибуция –приписывание человеком причин и мотивов поведения, лич­ностных качеств и характеристик другим людям на основе обыденного, жи­тейского анализа их действий и поступков.

Аттракция –процесс взаимного тяготения людей друг к другу, формиро­вание привлекательности одного человека для других, механизм формирова­ния привязанностей, дружеских чувств, симпатий и любви.

Аутизм –крайняя форма и состояние психологического отчуждения, кото­рое выражается в отстранении, «уходе» индивида от контактов с дей­ствительностью и погружении в замкнутый мир собственных переживаний.

Аффект -эмо­циональное состояние человека, характеризующееся бурным и от­носительно кратковременным протеканием и возникающее в свя­зи с резким критическим изменением жизненно важных для субъ­екта обстоятельств при неспособности его найти адекватный вы­ход из сложившейся ситуации. Формами проявления могут быть ярость, гнев, ужас и т. д.

Аффилиация –потребность в общении, в эмоциональных контактах.

Безусловный рефлекс -врожден­ное, инстинктивное реагирование организма на стимул; наследст­венно закрепленная стереотипная форма реагирования на значи­мые изменения внутренней и внешней среды.

Бессознательное –сфераколлективной или индивидуальной пси­хики, характеризующаяся таким типом отражения действительно­сти, при котором восприятие действительности и отношение к ней субъекта в данный момент в сознании не актуализируется.

Бихевиоризм –одно из ведущих направлений в американской психологии, Оно сводит изучение предмета пси­хологии прежде всего к анализу поведения. При этом порой невольно из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать по­ведение, а не сознание, психику, которые в принципе не наблюдае­мы непосредственно.

Вербальный(словесный) – термин, применяемый в психологии для обо­значения форм знакового материала, а также процесса оперирования с этим материалом.

Внимание –психическийпознавательный процесс, заключаю­щийся в преимущественной устремленности сознания человека на определенный объект или явление, в результате чего они отража­ются полнее, отчетливее, глубже.

Внушаемость –степень восприимчивости личности к психологическому воздействию со стороны другого лица или группы лиц.

Возбуждениепроцесс повышенной активности в резуль­тате воздействия на то или иное нервное образование каких-то факторов (раздражителей).

Воздействие педагогическое –влияниепедагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятель­ности в интересах формирования у них требуемых качеств и обес­печения успешного достижения заданных целей.

Возраст –категория, служащая для обозначения времен­ных характеристик индивидуального развития.

Воображение –психический познавательный процесс, в резуль­тате которого создаются новые образы, идеи, программируются си­туации и их возможное развитие на основе имеющихся представле­ний, знаний, накопленного опыта, а порой и при отсутствии необ­ходимой полноты знаний в данном вопросе (области).

Воля - способность человека действовать в направлении достижения сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.

Воспитание– это процесс целенаправленного и систематическо­го воздействия субъекта воспитания на объект в интересах привития ему качеств, соответствующих воспитательным целям и задачам.

Воспитание нравственное –формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учётом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения.

Воспитание неформальное –различные виды официально не утвержденных средств вмешательства в поток жизни детей.

Воспитание физическое –система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании.

Воспитание формальное –осознанная попытка или усилие общества, через специально организованную среду, сообщить, передать навыки и образ мысли, которые считаются в данном обществе важнейшими и существенными.

Воспитание умственное – формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных

Воспитательный процесс- это целенаправленная деятельность всех субъектов воспитания по обеспечению систематического эф­фективного их воздействия на объект в интересах привития ему качеств, соответствующих воспитательным целям и задачам.

Восприятие –психический познавательный процесс, заклю­чающийся в целостном отражении в психике человека непосред­ственно воздействующих на его органы чувств вещей, предметов, явлений в целом, а не отдельных их сторон и качеств как при ощу­щении.

Вторая сигнальная система –этосистема способов регуляции психической активности живых существ в окружающем мире, свойства которо­го воспринимаются головным мозгом в виде сигналов, представ­ленных в знаковой форме, в отличие от первой сигнальной систе­мы. Понятие введено И.П.Павловым.

Высшая нервная деятельность - это интегративная способность высших отделов мозга обеспечивать индивидуальное поведение, приспособление человека к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды.

Ген –материальный но­ситель наследственности в животных или растительных организ­мах, представляющий собой отрезок молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты - ДНК.

Генезис(от греч. genesis — происхождение) — происхождение, возникновение и последующее развитие какого-либо явления, при­ведшие к определенному состоянию, виду этого явлению. Разли­чают фило- и онтогенез психики.

Гениальностьнаивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно нового, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Генетическая психология– учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже и его последователями, изу­чающее происхождение и развитие интеллекта человека, особенно в его детском возрасте. Его психологическая концепция: развитие интеллекта происходит в процессе перехода от эгоцентризма (центрация) через децентрацию к объективной позиции путем экстерио-и интериоризации.

Гетерохронность – разновременность, асинхронность, несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций.

Гештальтпсихология –одно из крупнейших направлений в зарубежной пси­хологии, возникшее в Германии в первой половины XX века и вы­двинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целост­ного подхода к анализу сложных психических явлений. Основное внимание уделено исследованию высших психических функций человека (восприятия, мышления, поведения и пр.) как целостных структур, первичных по отношению к своим компонентам.

Головной мозг –передний отдел центральной нервной системы позвоночных животных и человека, помещающийся в полости че­репа, это материальный субстрат высшей нервной деятельно­сти и главный регулятор всех жизненных функций организма.

Групповая динамика –область социально-психологических исследова­ний, изучающая закономерности поведения, общения и взаимовлияния лю­дей друг на друга в малых группах.

Гуманистическая психология –направление в зарубежной пси­хологии, в последнее время бурно развивающееся и унас в стране, признающее своим главным предметом личность как уникальнуюцелостную систему, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Гуманизм –мировоззрение, основанное на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способно­стей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отно­шений.

Гуманность –обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, жи­вое существо), представленная в сознании переживаниями сострадания или радости и реализуемая в общении и деятельности в актах содействия, соучас­тия и помощи.

Дезадаптация –несоответствие психофизиологического статуса (воз­можностей) человека требованиям ситуации жизнедеятельности.

Деперсонализация –изменение самосознания индивида, связанное с утратой им своего лица, способности быть личностью, своей социальной зна­чимости, а также резкое снижение его самооценки.

Депрессия –болезненное психическое состояние, проявляющееся в пере­живаниях тоски и отчаяния на фоне эмоциональной, интеллектуальной и двигательной заторможенности.

Депривация – лишение, утрата или приближающаяся к ним по выраженности и значению для субъекта недостаточность чего-то желанного, необходимого.

Дереализация – это крайняя форма нарушения самосознания, когда утрачивается чувство реальности не только своего бытия, но появляются сомнения в подлинности существо­вания всего окружающего мира.

Деятельностьэто специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включающего самого себя и условия своего существования.

Деятельность педагогическая -процесс целенаправленного и организованного труда педагогов, в интересах достижения целей воспитания, обучения и развития обучаемых (воспитуемых).

Дидактика –составная часть педагогики, исследующая законо­мерности, механизмы, условия и факторы обучения и разрабаты­вающая теорию и практику эффективного достижения его целей.

Дисфория– противоположное эйфории психическое состояние, проявляющееся в пониженном настроении с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, повышенной чувствительностью к поведению окружающих, со склонностью к агрессии.

Дифференциальная психология –отрасль психологии, изучающая психические различия как между индивидами, так и между группами людей, причины и последст­вия этих различий.

Жест –движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире.

Задаткиэто врожденныеанатомо-физиологические особенности организма, гл. особенности ЦНС, составляющие индивидуальные предпосылки формирования и развития способностей.

Закономерности воспитанияпредставляют собой устойчивые, повторяющиеся и существенные связи воспитательного процесса, реализация которых позволяет добиваться требуемых результатов в развитии людей, коллективов и оказывать воспитывающее воздейст­вие на весь уклад жизнедеятельности.

Закономерности педагогического процесса –система существен­ных, устойчиво повторяющихся связей и отношений, которые в совокупности детерминируют целостный характер обучения и вос­питания.

Знание –преимущественно логическая информация об окру­жающем и внутреннем мире человека, зафиксированная в его соз­нании.

Индивид –человек, как единичное при­родное существо, представителя вида Homo sapiens, продукт фило­генетического и онтогенетического развития, врожденного и при­обретенного, носитель индивидуальных черт.

Индивидуальная психология –направлениеглубинной психологии, разработанное А. Адлером и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как главного источника мотивации поведения личности.

Индивидуальность –интегральная социально-психологическая макрохарактеристика человека, совокупность индивидуально-психических особенностей, делающих его уникальным, неповто­римым.

Интеллект –это глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характеризующая его возможности в адаптации; обобщённая характеристика умственных способностей.

Интроверсия –преимущественная направленность личности на свой соб­ственный внутренний мир, собственное «Я», личные ощущения, переживания, чувства, мысли. Термин введен К. Юнгом.

Инфантилизм –проявление детских черт в поведении взрослого человека.

Коллектив –группа лю­дей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общ­ностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой ру­ководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа

Коммуникация –это сообщение, передача информации посредством язы­ка, речи или иных знаковых систем в процессе межличностного взаимодействия.

Конфликт –психическое яв­ление, заключающееся в столкновении противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мне­ний, мотивов, потребностей одного человека.

Конформность– психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы, мера «подчинения» индивида групповому дав­лению, некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильно­сти которого человек внутренне не сомневается.

Личность –человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок, мотивов, характеризующая человека как члена общества.

Межгрупповые отношения –субъективное отношение многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный им способ взаимодействия групп.

Межличностные отношения –субъективно переживаемая связь между людьми.

Мечта – положительно окрашенная долговременная мотивационная установка, направленная в будущее.

Мимика –совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает, представляет, обдумывает, припоминает и т. п.

Мировоззрение –система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и само­му себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные пози­ции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, цен­ностные ориентации.

Меланхолик– субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, ха­рактеризующийся неуравновешенностью, слабостью, инертностью нервных процессов, проявляющийся в высокой реактивности пси­хики, склонности к переживаниям, интроверсии, некоторой замк­нутости, болезненным реагированием на трудности, неудачи, не­достаточной инициативностью.

Мнемические процессы – совокупность процессов, обеспечивающих функционирование механизмов памяти: запоминания, сохранения, воспроизведения и др.

Метод – совокупность относительно однородных прие­мов, операций практического или теоретического освоения дейст­вительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Методология– учение о наиболее общих принципах, структуре, логической организации, методах и средствах познания и преобразования ок­ружающего мира.

Методы воспитания –определенные способы однородного педагогического воздействия на человека и коллективы или взаи­модействия с ними в целях формирования и развития у них качеств, необходимых для успешного выполнения социальных ролей и дос­тижения личностно значимых целей.

Монотония– состояние, развивающееся при длительных, повторяющихся, однобразных нагрузках средней и малой интенсивности.

Мотив – субъ­ективная причина (осознанная или не осознанная) того или иногоповедения, действия человека, это психическое явление, непосред­ственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению.

Мотивация –совокупность стойких мотивов, побуждений, оп­ределяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.

Мышление –это познавательный психический процесс опосредованного и обобщенного от­ражения, установления существующих связей и отношений меж­ду предметами и явлениями действительности.

Навык –действие, сформированное путем повторения и дове­денное до автоматизма.

Направленность личности –психическое свойство личности, представленное системой потребностей-доминант, ценностей, устремлений, преоб­ладающая система смыслообразующих мотивов, выражающаяся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, наме­рениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению.

Образование –процесс усвоения и развития человеком объектив­но востребованных качеств, результатом которого выступает сформированность интеллектуальной, теоретической и практической под­готовленности к жизни и деятельности.

Обучение –целенаправленный, систематический и организован­ный процесс формирования и развития у социальных субъектов ка­честв, необходимых им для выполнения каких-либо функций.

Общая психология –отрасль психологической науки, предме­том исследования которой являются общие закономерности, тен­денции, особенности развития психики в фило- и онтогенезе, а так­же теоретические методы и принципы психологии, ее основные по­нятия и категориальный строй.

Общение –одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установле­нии и развитии контактов между людьми, в формировании меж­личностных отношений и порождаемая потребностями в совмест­ной деятельности.

Одарённостьэто высокий уровень развития способностей человека, сочетание различных развитых способностей, обуславливающее особенно успешную деятельность человека в определенной области или нескольких областях

Онтогенез –процесс индивидуального развития человека.

Ощущение –отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Память –психический познавательный процесс, заключающий­ся в запоминании, сохранении и последующем возможном воспро­изведении в сфере сознания или в процессе деятельности того, что человек делал, переживал, воспринимал.

Педагогика -это теория и прак­тика достижения целей воспитания, образования и обучения.

Педагогическая психология –отрасль психологии, изучающая психические явления и закономер­ности педагогического процесса.

Педагогический процесс - специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определённой воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Первая сигнальная система –система условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре головного мозга животных и че­ловека при воздействии на рецепторы органов чувств раздражи­телей, исходящих из внешней и внутренней среды. Понятие вве­дено И. П. Павловым.

Перцепция –восприятие.

Поведение –система взаимосвязанных рефлекторных и созна­тельных действий (физических и психических), осуществляемых человеком при достижении определенной цели, реализации опре­деленной функции в процессе его взаимодействия со средой.

Познавательные психические процессы –психические явления, в своей совокупности непосредственно обеспечивающие позна­ние как процесс и как результат. К их числу относятся: ощуще­ние, восприятие, внимание, представление, воображение, па­мять, мышление, речь.

Познание –процесс психического отражения и восприятия объективного мира в сознании, результатом которого является но­вое знание о его многопорядковой сущности.

Поступок –сознательно совершенное человеком управляемое волей дей­ствие, исходящее из определенных убеждений.

Потребность – переживаемое состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием.

Предмет педагогики –область педагогических явлений, в кото­рых исследуются педагогические закономерности, механизмы, ус­ловия и факторы эффективного обучения, воспитания и развития социальных субъектов — конкретных людей и коллективов.

Предмет психологии –закономерности, тенденции, особенно­сти развития и функционирования психики человека.

Представление –психический познавательный процесс воссоз­дания образов предметов, событий на основе их припоминания или же продуктивного воображения.

Принципы воспитания– это исходные педагогические положе­ния, служащие руководящими нормами, которые детерминируют направленность, содержание, организацию и методику воспитатель­ного процесса.

Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающе­еся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Психическое состояние– определённый, временный уровень це­лостного функционирования психики, непосредственно влияющий на характер и эффективность деятельности личности, группы лю­дей, который, будучи устойчивым проявлением психики индиви­да, закрепляется и повторяется в ее структуре.

Психология –наука о закономерностях, механизмах, условиях, факторах и особенностях развития и функционирования психики.

Развитие –это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Релаксация –произвольное или непроизвольное состояние покоя, рас­слабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий.

Рефлекс -реакция организма, опосредованная центральной нервной систе­мой при раздражении рецепторов агентами внутренней или внеш­ней среды.

Рефлексия –внутренняя психическая деятельность человека, направлен­ная на осмысление своих собственных действий и состояний; са­мопознание человеком своего духовного мира.

Рецепторы –специальные чувственные образования, воспринимающие и преобразующие раздражения из внешней или внутренней среды и передающие ин­формацию о действующем раздражителе в нервную систему. Рецепторы де­лят на внешние (экстерорецепторы), внутренние (интерорецепторы) и на рецепторы, воспринимающие положение тела в простран­стве, напряжение связок, мышц (проприорецепторы).

Ригидность –проявляется в трудности, неспособности субъекта к изменению намеченной программы поведения при изменяющихся условиях.

Самоактуализация –непрерывное стремление человека к возможно более пол­ному выявлению и развитию своих личностных возможностей. С. во многом определяет дружелюбие, отсутствие агрессивности, спо­собность к глубоким привязанностям, независимость в отстаива­нии своей точки зрения, принципов, а также обусловливает стрем­ление к творчеству, полноценному общению, активному самораз­витию.

Самовнушение(аутосуггестия) – процесс внушения, направлен­ный субъектом на самого себя с целью саморегуляции, самовоспи­тания и самоорганизации человека, заключающееся в сознатель­ном использовании им возможности влияния второй сигнальной системы на психические и даже физиологические процессы в ор­ганизме.

Самовоспитание –это организованная, активная, целеустрем­ленная деятельность человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных ка­честв в соответствии с осознанными потребностями отвечать со­циальным требованиям и личной стратегии развития.

Самоконтроль –осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний.

Самонаблюдение –психодиагностический метод исследования, непосредственного познания сознанием самого себя, основанный на фиксации человеком динамики его собственного сознания, сфор­мированное различных качеств и уровня подготовленности.

Самоопределение человека –сознательный выбор и утвержде­ние личностью своей позиции и направленности действий в раз­нообразных проблемных ситуациях.

Самооценка –определение человеком уровня собственной зна­чимости, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самопознание –это сложный процесс определения человеком своих способностей и возможностей, уровня развития требуемых качеств и реализации творческого потенциала в деятельности и по­ведении.

Саморегуляция –свойство живых систем видоизменять, восстанавливать свою структуру, функции в соответствии с требованиями ситуаций.

Самосознание –сложное психическое образование, характеризующееся способностью личности воспринимать, осознавать и оценивать многочисленные образы Я, интегрируемые в систему представлений о себе

Сангвиник –носитель одного из четырех основных типов темперамента, отличающийся подвиж­ностью, уравновешенностью, силой нервных процессов, высокой психической активностью, работоспособностью.

Сенситивный период – оптимальный с точки зрения внутренних и внешних условий период для развития тех или иных психических процессов и свойств.

Сознание –высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, фор­мирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и пре­образование окружающей действительности.

Социализация –это особый процесс включения ребёнка в общество, процесс и результат усвоения, активного воспроизводства индивидом социального опыта.

Способности –это индивидуально-психологические особенности и свойства личности, являющиеся условиями успешного выполнения определённой деятельности.

Социальный стереотип –упрощенное, схематизированное, характерное для сферы обыденного сознания представление о каком-либо социальном объекте.

Статус –понятие, обозначающее положение человека в системе межлич­ностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы.

Стеничность –характеристика высокой работоспособности индивида, устойчивости к различным помехам, способности к длительной непрерывной деятельности.

Страсть –сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и приводящее к сосредоточению всех устремлений и сил на предмете страсти.

Стремление –желание и готовность действовать определенным образом.

Стресс –состояние душевного (эмоционального) и поведенческого рас­стройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.

Суггестия –внушение.

Талантвысокая степень одарённости, являющаяся предпосылкой выдающихся достижений в деятельности.

Темперамент –психическое свойство личности, характеризу­ющееся динамикой протекания психических процессов. Темперамент отражает динамические характеристики деятельности и поведения человека, что выражается не столько в их конечном результате, сколько в их течении.

Торможение –процесс ослабления или прекращения функци­ональных отправлений нервной ткани и ведет к нарушению, уга­санию связей в нервной системе.

Тревога –эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопреде­ленной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.

Тревожность –свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных си­туациях.

Трудности общения –коммуникативные и психологические барьеры, возникающие в процессе различных видов общения.

Убежденность –особое качество личности, определяющее общую направ­ленность всей ее деятельности и ценностных ориентации и выступающее ре­гулятором ее сознания и поведения.

Уровень притязаний личности –стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

Утомление— состояние усталости, сопровождаемое пониженной работо­способностью.

Умение –психическое образование, заключающееся в освоении личностью, группой, коллективом определенных приемов, способов, навыков деятельности.

Условный рефлекс –индивидуально приобретенная, сложная приспособительная реакция организма животных и человека, воз­никающая при определенных условиях на основе образования вре­менных нервных связей между условным (сигнальным) раздражите­лем и подкрепляющим этот раздражитель безусловно рефлекторным актом.

Установка –готовность субъекта к той или иной деятельности, актуализирующаяся при предвосхищении им появления определен­ного объекта, явления и несущая на себе черты целостной структу­ры личности с постоянным набором характеристик.

Учение –деятельность обучаемого по овладению социальным опытом и развитию качеств объективно необходимых для успешно­го выполнения социальных функций и решения жизненных задач.

Фантазия – продукт воображения, суть которого заключается в изменении облика реальной действительности, отражённой в сознании.

Флегматик –носитель од­ного из четырех основных типов темперамента, характеризующий­ся уравновешенностью, малой подвижностью, но относительно высокой силой нервных процессов, что проявляется в психическом плане в замедленных темпах психических процессов, спо­койствии, устойчивости интересов и стремлений.

Формирование –процесс целенаправленного и организованно­го овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедея­тельности.

Фрустрация – психическое состояние переживания неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к конкретной цели и сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

Характер –совокупность устойчивых психических черт личности, влияющая на все стороны поведения человека, обусловливающая его устойчивое отношение к окружающему миру, другим людям, труду, самому себе, выражающая индивидуальное своеобразие личности и проявляющаяся в стиле дея­тельности и общении.

Холерик –носитель одного из четырех основных типов темперамента, характеризующийся под­вижностью, неуравновешенностью, силой нервных процессов и проявляющийся в психическом плане в несдержанности, бурных эмоциональных реакциях, резких сменах настроений, ярко отра­жающихся в речи, жестах, мимике, поведении.

Чувство –переживание человеком своего отношения к удовлетворению или неудовлетворению высших, духовных, культурных потребностей.

Эгоцентризм -ориентированность человека только на себя, на свои потребности, желания, влечения.

Экстраверсия –преимущественная направленность личности на окружающих людей, внешние явления, события.

Эйфория –психическое состояние, проявляющееся в повышенном радостном, веселом настроении, это состояние благодушия, беспечности, не соответствующее объективным обстоятельствам.

Экспрессия – выразительность, сила проявления чувств, переживаний. Экспрессивные реакции являются внешним проявлением эмоций и чувств.

Эмоции –отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение в чувствования, в переживания другого человека.

Я-концепция –относительно устойчивая, достаточно осознан­ная, переживаемая как неповторимая система представлений че­ловека о себе, как субъекте своей жизни и труда, на основе которой он строит взаимодействия с другими, относится к себе, осуществ­ляет свою деятельность и поведение.

Язык –стихийно возникшая в человеческом обществе и посто­янно развивающаяся знаковая система, являющаяся средством ком­муникации, мышления, самовыражения личности, а также хране­ния и передачи информации, реализующаяся и существующая в речи.

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Поволжский государственный университет

телекоммуникаций и информатики»

 

Кафедра связей с общественностью

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав.кафедрой СО

_______________ Андронова И.В.

«_____» _____________201__ г.

 

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«Реклама в коммуникационном процессе»

 

Направление: 030000 – Гуманитарные науки

Специальность: 030602 – Связи с общественностью

Обсуждено на заседании кафедры

«_____» _____________201__ г.

протокол № __________________

 

Самара 2011

Методические рекомендации студентам

по изучению дисциплины «Реклама в коммуникационном процессе»

Целью изучения данной дисциплины является освоение знаний о рекламной коммуникации, применяемых коммуникационных технологиях в рекламных кампаниях, роли PR в их проведении.

Актуальными проблемами дисциплины являются:

- формирование представлений у PR-специалистов об особенностях рекламной деятельности;

- овладение коммуникационными технологиями, применяемыми в рекламной кампании;

- формирование представлений о роли и механизмах функционирования рекламы в обществе;

- овладение различными методами исследования рекламы.

Изучение дисциплины взаимосвязано с освоением других дисциплин государственного образовательного стандарта, таких как психология массовой коммуникации, социология, современный менеджмент, организация и проведение PR –кампаний в сфере связей с общественностью и другими.

Учебно-методический комплекс по дисциплине содержит:

- рабочую программу, в которой представлена программа курса, раскрывающая содержание лекционного материала, тематика семинарских занятий, вопросы для самостоятельной работы, тематика контрольных, список литературы;

- конспект лекций, составляющий основу для самостоятельной работы по изучению дисциплины и содержащий развернутый список литературы.

Основное внимание в процессе изучения дисциплины необходимо направить на освоение базовых понятий, т.к. при тестовой форме проверки знаний студентов главный упор делается на овладение категориальным аппаратом науки. Основу для этой работы составляет включенный в конспект лекций глоссарий, в котором содержится необходимый минимум основных понятий по дисциплине. Рекомендуется к каждому семинарскому занятию в соответствии с его планом самостоятельно составлять глоссарий по каждой теме на основе имеющейся научной и учебной литературы, а также Интернет-ресурсов.

Студенты должны под руководством преподавателя ознакомиться с методическим обеспечением изучаемого курса, требованиями по его освоению, формами работы, включая самостоятельную, имеющейся основной учебной и методической литературой.

Обучение по дисциплине должно осуществляться в следующей последовательности.

Ознакомление с рабочей программой курса. При этом следует обратить внимание на цели и задачи, объем дисциплины и виды учебной работы, разделы дисциплины и их содержание. В изучении дисциплины большая роль, особенно для организации самостоятельной работы студентов, отводится литературе. Поэтому необходимо провести соответствующий анализ литературы. Рекомендуется реферировать учебную и научную литературу и обсуждать на семинарах.

Ознакомление с разделами курсапредполагает уточнение количества часов (лекционных, практических, самостоятельной работы), отведенных на изучение темы, что необходимо учитывать при организации работы.

Использование учебно-методической литературы по курсу(ее подбор, анализ, для конкретных тем).