УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Федеральное агентство связи
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ
Агрессия – психическое состояние, сопровождающееся враждебностью, задиристостью, озлобленностью, содержащее угрозу, а иногда и нападение.
Агрессивность –поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.
Адаптация –приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.
Акцентуация характера –чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, которая представляет собой крайние варианты нормы, граничащие с аномалиями личности.
Апатия– состояние эмоционального равнодушия, безразличия и бездеятельности.
Ассоциация –связь между двумя или более психическими явлениями (ощущениями, восприятиями, представлениями, идеями, образами и т.д.), проявляющаяся рефлекторно, бессознательно, актуализация хотя бы одного члена а. влечет за собой появление другого. Психофизиологической основой а. считается условный рефлекс. Запоминание по ассоциации является одним из путей совершенствования памяти.
Атрибуция –приписывание человеком причин и мотивов поведения, личностных качеств и характеристик другим людям на основе обыденного, житейского анализа их действий и поступков.
Аттракция –процесс взаимного тяготения людей друг к другу, формирование привлекательности одного человека для других, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий и любви.
Аутизм –крайняя форма и состояние психологического отчуждения, которое выражается в отстранении, «уходе» индивида от контактов с действительностью и погружении в замкнутый мир собственных переживаний.
Аффект -эмоциональное состояние человека, характеризующееся бурным и относительно кратковременным протеканием и возникающее в связи с резким критическим изменением жизненно важных для субъекта обстоятельств при неспособности его найти адекватный выход из сложившейся ситуации. Формами проявления могут быть ярость, гнев, ужас и т. д.
Аффилиация –потребность в общении, в эмоциональных контактах.
Безусловный рефлекс -врожденное, инстинктивное реагирование организма на стимул; наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на значимые изменения внутренней и внешней среды.
Бессознательное –сфераколлективной или индивидуальной психики, характеризующаяся таким типом отражения действительности, при котором восприятие действительности и отношение к ней субъекта в данный момент в сознании не актуализируется.
Бихевиоризм –одно из ведущих направлений в американской психологии, Оно сводит изучение предмета психологии прежде всего к анализу поведения. При этом порой невольно из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание, психику, которые в принципе не наблюдаемы непосредственно.
Вербальный(словесный) – термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процесса оперирования с этим материалом.
Внимание –психическийпознавательный процесс, заключающийся в преимущественной устремленности сознания человека на определенный объект или явление, в результате чего они отражаются полнее, отчетливее, глубже.
Внушаемость –степень восприимчивости личности к психологическому воздействию со стороны другого лица или группы лиц.
Возбуждение – процесс повышенной активности в результате воздействия на то или иное нервное образование каких-то факторов (раздражителей).
Воздействие педагогическое –влияниепедагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей.
Возраст –категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.
Воображение –психический познавательный процесс, в результате которого создаются новые образы, идеи, программируются ситуации и их возможное развитие на основе имеющихся представлений, знаний, накопленного опыта, а порой и при отсутствии необходимой полноты знаний в данном вопросе (области).
Воля - способность человека действовать в направлении достижения сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.
Воспитание– это процесс целенаправленного и систематического воздействия субъекта воспитания на объект в интересах привития ему качеств, соответствующих воспитательным целям и задачам.
Воспитание нравственное –формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учётом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения.
Воспитание неформальное –различные виды официально не утвержденных средств вмешательства в поток жизни детей.
Воспитание физическое –система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании.
Воспитание формальное –осознанная попытка или усилие общества, через специально организованную среду, сообщить, передать навыки и образ мысли, которые считаются в данном обществе важнейшими и существенными.
Воспитание умственное – формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных
Воспитательный процесс- это целенаправленная деятельность всех субъектов воспитания по обеспечению систематического эффективного их воздействия на объект в интересах привития ему качеств, соответствующих воспитательным целям и задачам.
Восприятие –психический познавательный процесс, заключающийся в целостном отражении в психике человека непосредственно воздействующих на его органы чувств вещей, предметов, явлений в целом, а не отдельных их сторон и качеств как при ощущении.
Вторая сигнальная система –этосистема способов регуляции психической активности живых существ в окружающем мире, свойства которого воспринимаются головным мозгом в виде сигналов, представленных в знаковой форме, в отличие от первой сигнальной системы. Понятие введено И.П.Павловым.
Высшая нервная деятельность - это интегративная способность высших отделов мозга обеспечивать индивидуальное поведение, приспособление человека к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды.
Ген –материальный носитель наследственности в животных или растительных организмах, представляющий собой отрезок молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты - ДНК.
Генезис(от греч. genesis — происхождение) — происхождение, возникновение и последующее развитие какого-либо явления, приведшие к определенному состоянию, виду этого явлению. Различают фило- и онтогенез психики.
Гениальность – наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно нового, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Генетическая психология– учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже и его последователями, изучающее происхождение и развитие интеллекта человека, особенно в его детском возрасте. Его психологическая концепция: развитие интеллекта происходит в процессе перехода от эгоцентризма (центрация) через децентрацию к объективной позиции путем экстерио-и интериоризации.
Гетерохронность – разновременность, асинхронность, несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций.
Гештальтпсихология –одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половины XX века и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений. Основное внимание уделено исследованию высших психических функций человека (восприятия, мышления, поведения и пр.) как целостных структур, первичных по отношению к своим компонентам.
Головной мозг –передний отдел центральной нервной системы позвоночных животных и человека, помещающийся в полости черепа, это материальный субстрат высшей нервной деятельности и главный регулятор всех жизненных функций организма.
Групповая динамика –область социально-психологических исследований, изучающая закономерности поведения, общения и взаимовлияния людей друг на друга в малых группах.
Гуманистическая психология –направление в зарубежной психологии, в последнее время бурно развивающееся и унас в стране, признающее своим главным предметом личность как уникальнуюцелостную систему, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.
Гуманизм –мировоззрение, основанное на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.
Гуманность –обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), представленная в сознании переживаниями сострадания или радости и реализуемая в общении и деятельности в актах содействия, соучастия и помощи.
Дезадаптация –несоответствие психофизиологического статуса (возможностей) человека требованиям ситуации жизнедеятельности.
Деперсонализация –изменение самосознания индивида, связанное с утратой им своего лица, способности быть личностью, своей социальной значимости, а также резкое снижение его самооценки.
Депрессия –болезненное психическое состояние, проявляющееся в переживаниях тоски и отчаяния на фоне эмоциональной, интеллектуальной и двигательной заторможенности.
Депривация – лишение, утрата или приближающаяся к ним по выраженности и значению для субъекта недостаточность чего-то желанного, необходимого.
Дереализация – это крайняя форма нарушения самосознания, когда утрачивается чувство реальности не только своего бытия, но появляются сомнения в подлинности существования всего окружающего мира.
Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включающего самого себя и условия своего существования.
Деятельность педагогическая -процесс целенаправленного и организованного труда педагогов, в интересах достижения целей воспитания, обучения и развития обучаемых (воспитуемых).
Дидактика –составная часть педагогики, исследующая закономерности, механизмы, условия и факторы обучения и разрабатывающая теорию и практику эффективного достижения его целей.
Дисфория– противоположное эйфории психическое состояние, проявляющееся в пониженном настроении с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, повышенной чувствительностью к поведению окружающих, со склонностью к агрессии.
Дифференциальная психология –отрасль психологии, изучающая психические различия как между индивидами, так и между группами людей, причины и последствия этих различий.
Жест –движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире.
Задатки – это врожденныеанатомо-физиологические особенности организма, гл. особенности ЦНС, составляющие индивидуальные предпосылки формирования и развития способностей.
Закономерности воспитанияпредставляют собой устойчивые, повторяющиеся и существенные связи воспитательного процесса, реализация которых позволяет добиваться требуемых результатов в развитии людей, коллективов и оказывать воспитывающее воздействие на весь уклад жизнедеятельности.
Закономерности педагогического процесса –система существенных, устойчиво повторяющихся связей и отношений, которые в совокупности детерминируют целостный характер обучения и воспитания.
Знание –преимущественно логическая информация об окружающем и внутреннем мире человека, зафиксированная в его сознании.
Индивид –человек, как единичное природное существо, представителя вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, врожденного и приобретенного, носитель индивидуальных черт.
Индивидуальная психология –направлениеглубинной психологии, разработанное А. Адлером и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как главного источника мотивации поведения личности.
Индивидуальность –интегральная социально-психологическая макрохарактеристика человека, совокупность индивидуально-психических особенностей, делающих его уникальным, неповторимым.
Интеллект –это глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характеризующая его возможности в адаптации; обобщённая характеристика умственных способностей.
Интроверсия –преимущественная направленность личности на свой собственный внутренний мир, собственное «Я», личные ощущения, переживания, чувства, мысли. Термин введен К. Юнгом.
Инфантилизм –проявление детских черт в поведении взрослого человека.
Коллектив –группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа
Коммуникация –это сообщение, передача информации посредством языка, речи или иных знаковых систем в процессе межличностного взаимодействия.
Конфликт –психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мнений, мотивов, потребностей одного человека.
Конформность– психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы, мера «подчинения» индивида групповому давлению, некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается.
Личность –человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок, мотивов, характеризующая человека как члена общества.
Межгрупповые отношения –субъективное отношение многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный им способ взаимодействия групп.
Межличностные отношения –субъективно переживаемая связь между людьми.
Мечта – положительно окрашенная долговременная мотивационная установка, направленная в будущее.
Мимика –совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает, представляет, обдумывает, припоминает и т. п.
Мировоззрение –система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Меланхолик– субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующийся неуравновешенностью, слабостью, инертностью нервных процессов, проявляющийся в высокой реактивности психики, склонности к переживаниям, интроверсии, некоторой замкнутости, болезненным реагированием на трудности, неудачи, недостаточной инициативностью.
Мнемические процессы – совокупность процессов, обеспечивающих функционирование механизмов памяти: запоминания, сохранения, воспроизведения и др.
Метод – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
Методология– учение о наиболее общих принципах, структуре, логической организации, методах и средствах познания и преобразования окружающего мира.
Методы воспитания –определенные способы однородного педагогического воздействия на человека и коллективы или взаимодействия с ними в целях формирования и развития у них качеств, необходимых для успешного выполнения социальных ролей и достижения личностно значимых целей.
Монотония– состояние, развивающееся при длительных, повторяющихся, однобразных нагрузках средней и малой интенсивности.
Мотив – субъективная причина (осознанная или не осознанная) того или иногоповедения, действия человека, это психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению.
Мотивация –совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.
Мышление –это познавательный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения, установления существующих связей и отношений между предметами и явлениями действительности.
Навык –действие, сформированное путем повторения и доведенное до автоматизма.
Направленность личности –психическое свойство личности, представленное системой потребностей-доминант, ценностей, устремлений, преобладающая система смыслообразующих мотивов, выражающаяся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению.
Образование –процесс усвоения и развития человеком объективно востребованных качеств, результатом которого выступает сформированность интеллектуальной, теоретической и практической подготовленности к жизни и деятельности.
Обучение –целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у социальных субъектов качеств, необходимых им для выполнения каких-либо функций.
Общая психология –отрасль психологической науки, предметом исследования которой являются общие закономерности, тенденции, особенности развития психики в фило- и онтогенезе, а также теоретические методы и принципы психологии, ее основные понятия и категориальный строй.
Общение –одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности.
Одарённость – это высокий уровень развития способностей человека, сочетание различных развитых способностей, обуславливающее особенно успешную деятельность человека в определенной области или нескольких областях
Онтогенез –процесс индивидуального развития человека.
Ощущение –отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Память –психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем возможном воспроизведении в сфере сознания или в процессе деятельности того, что человек делал, переживал, воспринимал.
Педагогика -это теория и практика достижения целей воспитания, образования и обучения.
Педагогическая психология –отрасль психологии, изучающая психические явления и закономерности педагогического процесса.
Педагогический процесс - специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определённой воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.
Первая сигнальная система –система условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре головного мозга животных и человека при воздействии на рецепторы органов чувств раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды. Понятие введено И. П. Павловым.
Перцепция –восприятие.
Поведение –система взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий (физических и психических), осуществляемых человеком при достижении определенной цели, реализации определенной функции в процессе его взаимодействия со средой.
Познавательные психические процессы –психические явления, в своей совокупности непосредственно обеспечивающие познание как процесс и как результат. К их числу относятся: ощущение, восприятие, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь.
Познание –процесс психического отражения и восприятия объективного мира в сознании, результатом которого является новое знание о его многопорядковой сущности.
Поступок –сознательно совершенное человеком управляемое волей действие, исходящее из определенных убеждений.
Потребность – переживаемое состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием.
Предмет педагогики –область педагогических явлений, в которых исследуются педагогические закономерности, механизмы, условия и факторы эффективного обучения, воспитания и развития социальных субъектов — конкретных людей и коллективов.
Предмет психологии –закономерности, тенденции, особенности развития и функционирования психики человека.
Представление –психический познавательный процесс воссоздания образов предметов, событий на основе их припоминания или же продуктивного воображения.
Принципы воспитания– это исходные педагогические положения, служащие руководящими нормами, которые детерминируют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса.
Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Психическое состояние– определённый, временный уровень целостного функционирования психики, непосредственно влияющий на характер и эффективность деятельности личности, группы людей, который, будучи устойчивым проявлением психики индивида, закрепляется и повторяется в ее структуре.
Психология –наука о закономерностях, механизмах, условиях, факторах и особенностях развития и функционирования психики.
Развитие –это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.
Релаксация –произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий.
Рефлекс -реакция организма, опосредованная центральной нервной системой при раздражении рецепторов агентами внутренней или внешней среды.
Рефлексия –внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира.
Рецепторы –специальные чувственные образования, воспринимающие и преобразующие раздражения из внешней или внутренней среды и передающие информацию о действующем раздражителе в нервную систему. Рецепторы делят на внешние (экстерорецепторы), внутренние (интерорецепторы) и на рецепторы, воспринимающие положение тела в пространстве, напряжение связок, мышц (проприорецепторы).
Ригидность –проявляется в трудности, неспособности субъекта к изменению намеченной программы поведения при изменяющихся условиях.
Самоактуализация –непрерывное стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. С. во многом определяет дружелюбие, отсутствие агрессивности, способность к глубоким привязанностям, независимость в отстаивании своей точки зрения, принципов, а также обусловливает стремление к творчеству, полноценному общению, активному саморазвитию.
Самовнушение(аутосуггестия) – процесс внушения, направленный субъектом на самого себя с целью саморегуляции, самовоспитания и самоорганизации человека, заключающееся в сознательном использовании им возможности влияния второй сигнальной системы на психические и даже физиологические процессы в организме.
Самовоспитание –это организованная, активная, целеустремленная деятельность человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с осознанными потребностями отвечать социальным требованиям и личной стратегии развития.
Самоконтроль –осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний.
Самонаблюдение –психодиагностический метод исследования, непосредственного познания сознанием самого себя, основанный на фиксации человеком динамики его собственного сознания, сформированное различных качеств и уровня подготовленности.
Самоопределение человека –сознательный выбор и утверждение личностью своей позиции и направленности действий в разнообразных проблемных ситуациях.
Самооценка –определение человеком уровня собственной значимости, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Самопознание –это сложный процесс определения человеком своих способностей и возможностей, уровня развития требуемых качеств и реализации творческого потенциала в деятельности и поведении.
Саморегуляция –свойство живых систем видоизменять, восстанавливать свою структуру, функции в соответствии с требованиями ситуаций.
Самосознание –сложное психическое образование, характеризующееся способностью личности воспринимать, осознавать и оценивать многочисленные образы Я, интегрируемые в систему представлений о себе
Сангвиник –носитель одного из четырех основных типов темперамента, отличающийся подвижностью, уравновешенностью, силой нервных процессов, высокой психической активностью, работоспособностью.
Сенситивный период – оптимальный с точки зрения внутренних и внешних условий период для развития тех или иных психических процессов и свойств.
Сознание –высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Социализация –это особый процесс включения ребёнка в общество, процесс и результат усвоения, активного воспроизводства индивидом социального опыта.
Способности –это индивидуально-психологические особенности и свойства личности, являющиеся условиями успешного выполнения определённой деятельности.
Социальный стереотип –упрощенное, схематизированное, характерное для сферы обыденного сознания представление о каком-либо социальном объекте.
Статус –понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы.
Стеничность –характеристика высокой работоспособности индивида, устойчивости к различным помехам, способности к длительной непрерывной деятельности.
Страсть –сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и приводящее к сосредоточению всех устремлений и сил на предмете страсти.
Стремление –желание и готовность действовать определенным образом.
Стресс –состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.
Суггестия –внушение.
Талант – высокая степень одарённости, являющаяся предпосылкой выдающихся достижений в деятельности.
Темперамент –психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов. Темперамент отражает динамические характеристики деятельности и поведения человека, что выражается не столько в их конечном результате, сколько в их течении.
Торможение –процесс ослабления или прекращения функциональных отправлений нервной ткани и ведет к нарушению, угасанию связей в нервной системе.
Тревога –эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.
Тревожность –свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.
Трудности общения –коммуникативные и психологические барьеры, возникающие в процессе различных видов общения.
Убежденность –особое качество личности, определяющее общую направленность всей ее деятельности и ценностных ориентации и выступающее регулятором ее сознания и поведения.
Уровень притязаний личности –стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.
Утомление— состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью.
Умение –психическое образование, заключающееся в освоении личностью, группой, коллективом определенных приемов, способов, навыков деятельности.
Условный рефлекс –индивидуально приобретенная, сложная приспособительная реакция организма животных и человека, возникающая при определенных условиях на основе образования временных нервных связей между условным (сигнальным) раздражителем и подкрепляющим этот раздражитель безусловно рефлекторным актом.
Установка –готовность субъекта к той или иной деятельности, актуализирующаяся при предвосхищении им появления определенного объекта, явления и несущая на себе черты целостной структуры личности с постоянным набором характеристик.
Учение –деятельность обучаемого по овладению социальным опытом и развитию качеств объективно необходимых для успешного выполнения социальных функций и решения жизненных задач.
Фантазия – продукт воображения, суть которого заключается в изменении облика реальной действительности, отражённой в сознании.
Флегматик –носитель одного из четырех основных типов темперамента, характеризующийся уравновешенностью, малой подвижностью, но относительно высокой силой нервных процессов, что проявляется в психическом плане в замедленных темпах психических процессов, спокойствии, устойчивости интересов и стремлений.
Формирование –процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности.
Фрустрация – психическое состояние переживания неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к конкретной цели и сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.
Характер –совокупность устойчивых психических черт личности, влияющая на все стороны поведения человека, обусловливающая его устойчивое отношение к окружающему миру, другим людям, труду, самому себе, выражающая индивидуальное своеобразие личности и проявляющаяся в стиле деятельности и общении.
Холерик –носитель одного из четырех основных типов темперамента, характеризующийся подвижностью, неуравновешенностью, силой нервных процессов и проявляющийся в психическом плане в несдержанности, бурных эмоциональных реакциях, резких сменах настроений, ярко отражающихся в речи, жестах, мимике, поведении.
Чувство –переживание человеком своего отношения к удовлетворению или неудовлетворению высших, духовных, культурных потребностей.
Эгоцентризм -ориентированность человека только на себя, на свои потребности, желания, влечения.
Экстраверсия –преимущественная направленность личности на окружающих людей, внешние явления, события.
Эйфория –психическое состояние, проявляющееся в повышенном радостном, веселом настроении, это состояние благодушия, беспечности, не соответствующее объективным обстоятельствам.
Экспрессия – выразительность, сила проявления чувств, переживаний. Экспрессивные реакции являются внешним проявлением эмоций и чувств.
Эмоции –отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.
Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение в чувствования, в переживания другого человека.
Я-концепция –относительно устойчивая, достаточно осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе, как субъекте своей жизни и труда, на основе которой он строит взаимодействия с другими, относится к себе, осуществляет свою деятельность и поведение.
Язык –стихийно возникшая в человеческом обществе и постоянно развивающаяся знаковая система, являющаяся средством коммуникации, мышления, самовыражения личности, а также хранения и передачи информации, реализующаяся и существующая в речи.
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Поволжский государственный университет
телекоммуникаций и информатики»
Кафедра связей с общественностью
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав.кафедрой СО
_______________ Андронова И.В.
«_____» _____________201__ г.
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«Реклама в коммуникационном процессе»
Направление: 030000 – Гуманитарные науки
Специальность: 030602 – Связи с общественностью
Обсуждено на заседании кафедры
«_____» _____________201__ г.
протокол № __________________
Самара 2011
Методические рекомендации студентам
по изучению дисциплины «Реклама в коммуникационном процессе»
Целью изучения данной дисциплины является освоение знаний о рекламной коммуникации, применяемых коммуникационных технологиях в рекламных кампаниях, роли PR в их проведении.
Актуальными проблемами дисциплины являются:
- формирование представлений у PR-специалистов об особенностях рекламной деятельности;
- овладение коммуникационными технологиями, применяемыми в рекламной кампании;
- формирование представлений о роли и механизмах функционирования рекламы в обществе;
- овладение различными методами исследования рекламы.
Изучение дисциплины взаимосвязано с освоением других дисциплин государственного образовательного стандарта, таких как психология массовой коммуникации, социология, современный менеджмент, организация и проведение PR –кампаний в сфере связей с общественностью и другими.
Учебно-методический комплекс по дисциплине содержит:
- рабочую программу, в которой представлена программа курса, раскрывающая содержание лекционного материала, тематика семинарских занятий, вопросы для самостоятельной работы, тематика контрольных, список литературы;
- конспект лекций, составляющий основу для самостоятельной работы по изучению дисциплины и содержащий развернутый список литературы.
Основное внимание в процессе изучения дисциплины необходимо направить на освоение базовых понятий, т.к. при тестовой форме проверки знаний студентов главный упор делается на овладение категориальным аппаратом науки. Основу для этой работы составляет включенный в конспект лекций глоссарий, в котором содержится необходимый минимум основных понятий по дисциплине. Рекомендуется к каждому семинарскому занятию в соответствии с его планом самостоятельно составлять глоссарий по каждой теме на основе имеющейся научной и учебной литературы, а также Интернет-ресурсов.
Студенты должны под руководством преподавателя ознакомиться с методическим обеспечением изучаемого курса, требованиями по его освоению, формами работы, включая самостоятельную, имеющейся основной учебной и методической литературой.
Обучение по дисциплине должно осуществляться в следующей последовательности.
Ознакомление с рабочей программой курса. При этом следует обратить внимание на цели и задачи, объем дисциплины и виды учебной работы, разделы дисциплины и их содержание. В изучении дисциплины большая роль, особенно для организации самостоятельной работы студентов, отводится литературе. Поэтому необходимо провести соответствующий анализ литературы. Рекомендуется реферировать учебную и научную литературу и обсуждать на семинарах.
Ознакомление с разделами курсапредполагает уточнение количества часов (лекционных, практических, самостоятельной работы), отведенных на изучение темы, что необходимо учитывать при организации работы.
Использование учебно-методической литературы по курсу(ее подбор, анализ, для конкретных тем).