Семейные отношения, их воспитательное значение.

Типы семейного воспитания.

Понятие, задачи, принципы, содержание семейного воспитания.

Тема №16. Семья как фактор развития, воспитания и социализации личности.

1. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребёнка.

1.Влияниесемьи на развитие ребёнка.Важнейшая социальная функция семьи – воспитание подрастающего по­коления. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и общест­вом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье; определяющих содержа­ние ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих воз­растным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспе­чивающих оптимальные возможности его личностного и умственного раз­вития. В истории родительства все более явной становится тенденция возрастания значения института семьи. Прежде ответствен­ность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как инди­видуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжи­тельный период детства ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций, но с изме­нением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер от­ношений ребенка с родителями.

Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка – потребности в социальном контакте (М.И. Лисина), базового доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве; формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудниче­ство и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении са­мостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; созда­ние условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-пози­тивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и со­трудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная под­держка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уни­кальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.

Семейное воспитание более эмоционально по своему ха­рактеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям (А. И. Захаров).

1. Семья как основа чувства безопасности.Отношения при­вязанности важны не только для будущего развития взаимоот­ношений – их непосредственное влияние способствует сниже­нию чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чув­ство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.

2. Модели родительского поведения. Дети обычно стремят­ся копировать поведение других людей, и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из ас­пектов идентификации с другим.

Похоже, что аналогичные влияния испытывают и межлич­ностные отношения. В этой связи важно отметить, что дети учат­ся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (готовые ре­цепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимо­отношениях родителей моделей (примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители.

3. Семья и приобретение жизненного опыта. Влияние роди­телей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских зна­ний во многом зависит от того, насколько родители обеспечи­вают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать.

Дети, жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблема­ми общения, радоваться разносторонним социальным взаимо­действиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вок­руг перемены.

4. Дисциплина и формирование поведения. Родители влия­ют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская при­емлемую для себя степень свободы в поведении ребенка. В детстве именно у родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.

5. Общение в семье. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие ус­ловия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

 

2. Семейное воспитание – это система воспитания и обра­зования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание – сложная система. На него влия­ют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспечен­ность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отно­шение к ребенку. Все это органично переплетается и в каж­дом конкретном случае проявляется по-разному.

Задачи семейного воспитания:

• создать максимальные условия для роста и развития ре­бенка;

• обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка;

• передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

• научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

• воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

Принципы семейного воспитания:

• гуманность и милосердие к растущему человеку;

• вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее рав­ноправных участников;

• открытость и доверительность отношений с детьми;

• оптимистичность взаимоотношений в семье;

• последовательность в своих требованиях (не требовать не­возможного);

• оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

Кроме этих принципов, есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания правил: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Содержание семейного воспитания охватывает все на­правления. В семье осуществляется физическое, эстетиче­ское, трудовое, умственное и нравственное воспитание де­тей, видоизменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о приро­де, обществе, производстве, профессиях, технике, форми­руют опыт творческой деятельности, вырабатывают неко­торые интеллектуальные навыки, наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни.

Особое место в семейном воспитании занимает нрав­ственное воспитание. И в первую очередь воспитание такихкачеств как доброжелательность, доброта, внимание и ми­лосердие к старшим, младшим и слабым, честность, от­крытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание, но не все считают его добродетелью.

В ближайшие годы во многие семьи придет религиозное воспитание с его культом человеческой жизни и смерти, с почтением к общечеловеческим ценностям, со множеством таинств и традиционных обрядов.

Цель семейного воспитания: формирование физически и психически здоровой нравственно и интеллектуально развитой личности, готовой к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопе­реживание, возвышение личности, контроль, юмор, поруче­ние, традиции, похвала, сочувствие и т. д. Отбор идет сугу­бо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.

Методы воздействия на личность в педагогически-вос­питательных целях разнообразны. Для должного функцио­нирования педагогического процесса нужно как минимум 6 групп методов воздействий на личность:

1) убеждение;

2) внушение и заражение, «личный пример» и подража­ние;

3) упражнения и приучение;

4) обучение;

5) стимулирование (методы поощрения и наказания, со­ревнование);

6) контроль и оценка.

Например, беседа по душам, диспут, разъяснение, лек­ция — это примеры приемов убеждения. Одобрение, похвала, благодарность — приемы поощрения.

Таким образом, семья – это структурная единица общества, закладыва­ющая основы личности. Это социально-педагогическая группа людей, пред­назначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения места, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое «охва­тывает» человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбонос­ная значимость семьи в развитии личности растущего че­ловека общеизвестна.

3. Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль,т. е. типичные для старших система приемов и харак­тер взаимодействия с младшими. Выделяют три основных типа воспитания.

Авторитарный (властный) стильхарактеризуется стремлени­ем старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания. Это достигается с помощью неусыпного контроля за жизнью младших и наказаний. В ряде семей это проявляется в навязчивом стремлении пол­ностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может вести к острым кон­фликтам. Немало отцов и матерей, которые фактически рас­сматривают своих детей как воск или глину, из которых они стремятся «лепить личность». Если же ребенок сопротивляется, его наказывают, беспощадно бьют, выколачивая своеволие.

При таком стиле воспитания взаимодействие между старшими и младшими происходит по инициативе старших, младшие про­являют инициативу лишь в случае необходимости получить санк­цию на какие-либо действия. Коммуникация направлена преиму­щественно или исключительно от старших к младшим. Такой стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой – может вызвать у них отчуждение от старших, враждеб­ность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачас­тую вместе с апатией и пассивностью.

Демократический стильхарактеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к ре­шению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Старшие, устанавливая правила и твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требо­ваний, поощряют их обсуждение младшими; в младших ценится как послушание, так и независимость. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними по сравнению с автори­тарным стилем воспитания, делает основными средствами воспи­тания одобрение и поощрение. Содержание взаимодействия опре­деляется не только старшими, но и в связи с интересами и про­блемами младших, которые охотно выступают его инициаторами. Коммуникация имеет двухсторонний характер: и от старших к младшим, и наоборот. Такой стиль способствует воспитанию са­мостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, тер­пимости.

В реальности авторитарный и демократический стили воспи­тания в чистом виде встречаются не так уж часто. Обычно в семь­ях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к од­ному или другому полюсу. Кроме того, старшие члены семьи мо­гут реализовывать неидентичные друг другу стили (например, отец - более авторитарен, мать - демократична).

Либеральный (попустительский) стиль – провозглашающий абсолютную свободу ребёнка в выборе ценностных ориентаций, поступков, действий.

 

4. А.В.Петровский выделяет следующие типы се­мейных взаимоотношений и соответственно им тактические линии в воспитании: диктат, опека, мирное сосуществование на основе не­вмешательства, сотрудничество.

Диктат характеризуется тем, что во главу угла ставятся тре­бования, правила, которые родители «вводят» в жизнь ребенка с помощью приказа, насилия, угроз и других жестких мер. Безнрав­ственность диктата не требует особой аргументации: ломается воля ребенка, на корню «вянет» стремление к самостоятельности, инициативе, топчется личное достоинство. «Плоды» такого вос­питания - страх, лицемерие, ложь, вспышки грубости плюс воз­можные отклонения в здоровье ребенка. Естественно, что родите­ли не стремятся к таким результатам, возможно, они прибегают к повышенной требовательности из благих намерений, но ущерб, нанесенный развитию личности, восполнить невозможно.

К максимуму требовательности в воспитании в свое время при­зывал А. С. Макаренко, но при условии, что она будет сочетаться с максимумом уважения и доверия к ребенку. Требовательность без сочетания с доверием и уважением к ребенку оборачивается грубым давлением, принуждением.

Опекана первый взгляд прямо противоположна диктату: осво­бодить ребенка от трудностей, избавить от «лишних» требований. Но по сути диктат родителей и опека - явления одного порядка, различаются они формой, а не по существу. Результаты во многом совпадают.

Мирное существование на основе невмешательства- достаточно распространенная тактика в современных семьях, где молодые, за­частую образованные родители придерживаются принципа: дети должны расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными.; отсюда - минимум требований, правил, норм пове­дения. Более отчетливо курс на независимость двух миров - роди­телей и детей - наблюдается в семьях, где взрослые заняты своими проблемами, в том числе и карьерными, где мать и отец «берегут» свой покой, занимают позицию невмешательства, предпочитая комфортное и не требующее душевных затрат сосуществование. Результат такого воспитания - отчуждение родителей и детей, эмо­циональная автономия.

Сотрудничествохарактеризуется балансом любви, уважения и требовательности к ребенку (впрочем, и к другим членам семьи). Здесь требования «не выпячиваются», они естественны, если все действенно проявляют свою любовь и заботу друг о друге. У ре­бенка нет страха перед выполнением и невыполнением норм, пра­вил, требований, поскольку ему напомнят, подскажут, в случае не­обходимости - помогут. Но самое главное - ему внушают веру в собственные силы, возможности, другими словами, положительно стимулируют его компетентность.

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЁТУ

 

  1. Психология как наука, исторические этапы ее развития.
  2. Место психологии в системе наук, отрасли психологии.
  3. Основные методы психологических исследований.
  4. Понятие о психике, её уровни и функции.
  5. Развитие психики в филогенезе и онтогенезе человека.
  6. Нервная система как материальная основа психики.
  7. Основы высшей нервной деятельности как физиологической базы психических явлений
  8. Классификация психических явлений.
  9. Человек как индивид, личность, индивидуальность, субъект.
  10. Основные свойства личности, структура личности по потенциалам.
  11. Роль социальной среды в формировании личности.
  12. Основные характеристики сознания (понятие, структура, свойства).
  13. Развитие сознания в онтогенезе человека, значение социальных контактов в этом процессе.
  14. Самосознание: понятие, структура, критерии, уровни, этапы развития в онтогенезе.
  15. Сознание и подсознание, бессознательное в психике человека.
  16. Психологическая характеристика воли, структура волевого действия.
  17. Структура и виды человеческой деятельности.
  18. Понятие «ведущая деятельность». Ведущий вид деятельности в разные возрастные периоды.
  19. Характеристика мотивационной сферы деятельности, классификация потребностей.
  20. Общая характеристика познавательных процессов.
  21. Ощущение и восприятие как психические познавательные процессы.
  22. Внимание, его виды и свойства.
  23. Общее представление о памяти. Классификация видов памяти, её основные свойства.
  24. Функции и виды воображения.
  25. Психологическая характеристика речи.
  26. Мышление как познавательный процесс: свойства, виды, формы, мыслительные операции.
  27. Понятие о представлении, классификация представлений.
  28. Понятие о психических состояниях как основном классе психических явлений, их классификация.
  29. Управление психическим состоянием.
  30. Психологическая структура личности: индивидуально-психологическая, мировоззренческая, социально-психологическая стороны.
  31. Понятие о темпераменте, основные виды и их характеристики.
  32. Направленность личности, её структура и формы.
  33. Классификация черт характера, типы характера, акцентуация характера.
  34. Общая характеристика способностей человека. Классификация способностей.
  35. Общее представление об эмоциональных процессах
  36. Формы эмоций. Классификация эмоций.
  37. Понятие, виды и функции общения.
  38. Средства общения: вербальные и невербальные.
  39. Характеристика сторон общения.
  40. Конфликт как особая форма взаимодействия.
  41. Трудности и дефекты общения.
  42. Понятие «малая группа», её структура и признаки.
  43. Основные функции малой группы Механизмы групповой динамики.
  44. Социально-психологические явления в малой группе.
  45. Специфика межличностных и межгрупповых отношений.
  46. Педагогика как наука. История развития педагогического знания.
  47. Структура педагогики, связь педагогики с другими науками.
  48. Методология и методы педагогической науки.
  49. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.
  50. Образование как социальный феномен, общечеловеческая ценность и педагогический процесс.
  51. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования
  52. Педагогический процесс:функции, принципы, структура.
  53. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.
  54. Характеристика обучения как дидактического процесса: понятие, принципы, виды.
  55. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.
  56. Общая характеристика методов обучения.
  57. Общие формы организации учебной деятельности.
  58. Понятие «воспитание» в социальном смысле и педагогическом значении. Цели и задачи гуманистического воспитания.
  59. Основные принципы и функции воспитания.
  60. Структура воспитания как педагогического явления. Методы воспитания.
  61. Виды воспитания, их характеристика.
  62. Роль воспитания и самовоспитания в процессе формирования личности.
  63. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
  64. Понятие, задачи, принципы и содержание семейного воспитания.
  65. Типы семейного воспитания. Семейные отношения и их воспитательное значение.