Специфика межличностных и межгрупповых отношений.

Социально-психологические явления в малой группе.

Формы группового объединения, размер группы и механизмы групповой динамики.

Признаки и функции малой группы.

Разнообразие групп, понятие малая группа.

 

1. Группа – это объединение людей, включённых в какую-либо деятельность, характеризующееся совокупностью социально-психологических явлений, взаимодействующих между собой и по­рождающих ее системные особенности.

Группы и их психология различаются рядом квалификационных признаков, т.е. по:

масштабу: микрогруппы (части малой группы, обычно 2—3 чел.), малые группы (до 50 чел.), большие социальные группы — общности (региональные, имущественные, профессиональные, национальные, религиозные и др.) и общество;

реальности существования: реальные и условные (выделенные по учетным данным, например группы ветеранов, инвалидов, многосемейных, сдающих квартиры, имевших судимость и др. Члены таких групп обычно не находятся вместе, не общаются и часто не знакомы друг с другом);

способу возникновения: официальные (формальные) и неофи­циальные (неформальные). Первые создаются специально и им придается официальный статус (предприятие, учреждение, общественная организация и пр.), вторые возникают стихийно и, как правило, не регистрируются (группа друзей, земляков, со­ бравшиеся в дискотеке, на стадионе, игроки в карты и др.);

длительности существования: только что организованные, кратковременно существующие (например, болельщики на стадионе), долговременно существующие; особенностям членов группы (например, молодежные, воин­ские, журналистские и т.п.);

степени контактности (плотности общения): контактные (тесного и постоянного общения), малоконтактные (редкого общения), практически неконтактные (условные группы, на­селение большого города);

роду занятий: учебные, производственные, управленческие, военные, правоохранительные, спортивные, научные и др.;

уровню социально-психологического развития: группа низкого уровня, среднего, высшего (коллектив).

Малые группы — наиболее многочисленный вид групп, играющий важную роль в жизни людей, организаций и всего общества. Они объединяют людей для усвоения социального и профессионального опыта, выступают социальными полигонами для самовыражения, самоутверждения и саморазвития, помогают обеспечивать жизнь и защищенность каждого. Человек обычно входит в состав несколь­ких малых групп, например семьи, учебной (трудовой) группы, группы друзей, спортивной группы, досуговой группы (совместно проводящей свободное время), какого-то общественного формиро­вания — формального (партия, комитет, союз и др.) или нефор­мального и т.п. Как правило, одна из групп является для него доми­нирующей, т.е. наиболее важной, привлекательной, доставляющей наибольшее удовлетворение, а поэтому ее психология оказывает на него самое сильное воздействие, нередко превышающее сумму сил всех других. В малых группах важно не столько то, что они относительно малочисленны (от 2—3 до 50 человек), сколько особенности соци­ально-психологических связей в них, отличающихся богатством, разнообразием, непосредственностью (теснотой), длительностью контактов людей друг с другом, выраженной зависимостью удовле­творения личных интересов с интересами других. Такие связи энер­гично активизируют, ускоряют процесс образования психологии групп, ее динамку и влияние на людей.

Итак, под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей со­циальной деятельностью и находятся в личном непосредственном общении, что является основой для возникно­вения эмоционально значимых отно­шений, групповых норм и групповых процессов.

2. Признаки малой группы.

1. Общая социальная деятельность. Такой признак не отде­ляет малую социальную группу от большой, а лишь подчерки­вает, что малая группа является элементом социальной струк­туры общества. Но принципиальное отличие состоит в том, что в больших социальных группах действуют общественные, т.е. безличные отношения, а в малых группах эти отношения преобразуются в статусно-ролевые и межличностные (непо­средственные контакты). Данный признак указывает и на то, что малая социальная группа является субъектом конкрет­ного вида социальной деятельности.

2. Наличие поставленной цели совместной деятельности. Цели групповой деятельности не всегда могут соответствовать це­лям отдельного члена группы. Но без достижения групповых целей отдельный член группы не сможет достигнуть и лич­ных. Поэтому поведение и деятельность члена группы многовариантны и зависят от соотношения личных и групповых це­лей. Отсюда следует важное положение для руководителей и управленцев о том, что каждый член группы должен не только и не столько знать групповые цели, сколько психологически их принимать, разделять и стремиться к их реализации как к личным целям. Именно в этом положении кроется отношение каждого члена группы к той деятельности, которую он выпол­няет в составе группы.

3. Непосредственные личные контакты. Этот признак оп­ределяет величину малой группы и специфический вид отно­шений. Малая социальная группа — это, прежде всего, кон­тактная группа, т.е. такая, в которой члены постоянно вступа­ют в контакт. Кроме того, отношения в контактной группе но­сят не только межличностный характер (по принципу симпа­тии — антипатии), но и статусно-ролевой, т.е. обусловленный должностным положением и выполнением функциональных обязанностей.

4. Групповые нормы и групповые процессы. К ним можно отнести ряд социально-психологических явлений:

• мотивационные — потребности, интересы, запросы, стремления, традиции, привычки, обычаи;

• интеллектуальные — мнения, взгляды, убеждения, пред­рассудки, иллюзии;

• эмоциональные — настроения, чувства;

• волевые — установки, ценностные ориентации, требования.

Особое место занимают такие явления, возникающие в процессе непосредственного взаимодействия членов группы как притязания, авторитет, лидерство, самоутверждение, конфликты.

Основные функции малой группыподразделяются на следующие:

1. Социализация, т.е. социально-психологическое развитие члена группы. Здесь целесообразно ориентироваться на формулу, выдвинутую отечественным психологом А.Н. Леонтьевым: «Человек есть то, в какой сфере дея­тельности он трудится». Это означает, что индивидуаль­но-психологические и профессиональные характеристики члена группы формируются и развиваются под влиянием той группы, в какую он входит и в какой сфере профес­сиональной деятельности функционирует. В этом смысле даже форма группового объединения, представленная выше, будет оказывать влияние на характер деятельности и личностные особенности каждого члена группы. На­пример, корпоративность как характеристика группового объединения с неизбежностью формирует отношение члена группы к своей профессиональной деятельности. Так, признаком принятия личностью корпоративности группы будет нежелание сменить свою группу, даже если условием перехода станет предложение о более высокой оплате труда.

2. Экспрессивная функция. Представляет собой удовлетво­рение членами группы потребности в социальном одоб­рении, уважении себя как личности, доверии со стороны группы. Именно в составе профессиональной группы происходит самоутверждение и реализация притязаний членов группы. Причем завышенные или заниженные самооценки, уровень притязаний приводятся в соответствие с социально-ролевым положением в группе.

3. Функция психологической поддержки. Заключается в преодолении членами группы негативных эмоций. Практика психологической работы с различными категориями гостиничного персонала свидетельствует, что для подав­ляющего большинства членов малых групп их пребыва­ние в групповом составе становится настолько личностно значимым, что они не представляют себе других возмож­ностей профессиональной деятельности. Именно в своих коллективах работники полностью удовлетворяют свои психологические потребности. Группа сотрудников в связи с этим является формой не только профессионального бытия, но и снятия психического напряжения.

4. Инструментальная функция. Заключается в реализации профессиональной деятельности в соответствии с должностным предназначением.

5. Функция упорядочения взаимодействия. Состоит в том, что даже в случае полного и продуманного распределения функциональных обязанностей среди членов группы в выполнении должностных обязанностей группа диффе­ренцирует и перераспределяет их в соответствии с осо­бенностями своего внутреннего развития, социальной ролью и статусом каждого члена группы.

 

3.В зависимости от сочетания раз­личных групповых характеристик, описанных выше, малая группа по форме может быть как:

1) конгломерат - случайно организованная группа на не­продолжительный период времени. Это может быть группа туристов, зрители в кинотеатре и т.п.;

2) ассоциация — группа, в которой взаимоотношения опо­средуются только личностно значимыми целями (кампания друзей);

3) кооперация — группа, в которой есть организационно-штатная структура, межличностные отношения носят де­ловой характер, связанный с результатом деятельности;

4) корпорация — группа, объединенная только внутренними целями;

5) коллектив — группа, имеющая организационно-штатную структуру, органы управления и объединенная общественно-значимой целью.

Разделение малых групп по формам объединения носит ус­ловный характер, поскольку реально действующая группа мо­жет сочетать в себе признаки нескольких форм объединения.

В зависимости от размера группы, как установили ученые, меняются за­кономерности ее функционирования.

Диады (группы, состоящие из двух человек) отличаются следующими чертами:

• требуют устойчивых личностно значимых отношений между партнерами;

• отношения должны быть упорядоченными и позитивны­ми;

• являются очень хрупкими;

• в таких группах создаются условия для более полного и глубокого эмоционального удовлетворения.

В качестве дополнительной информации следует отметить, что диады существуют по принципу личной дружбы, в про­тивном случае она превратится в конфликтующую группу.

Триада (три человека) представляет собой группу, где объективно устанавливаются более сложные отношения. Это связано с тем, что постепенно в процессе функционирования группы происходит сближение между двумя членами группы и исключение из нее третьего.

Группы с четным числом членовменее устойчивы, чем группы с нечетным числом. В них в большей степени прояв­ляются разногласия. Такие группы могут распадаться на фракции с равным числом членов.

Группы с нечетным числом членовболее устойчивы, по­скольку в разногласиях преобладающее большинство домини­рует и подавляет меньшинство. Распад такой группы на фрак­ции менее вероятен.

Группы из пяти членовобычно не сталкиваются с пробле­мами, описанными выше. Члены группы не страдают от ее не­прочности и атмосферы напряженности, свойственных диадам и триадам. Каждый член группы глубоко удовлетворен своей ролью, и в случае возникновения разногласий такие группы, как правило, не распадаются. Если в группе появляется «дисси­дент», он получает большую поддержку со стороны некоторых членов, ему не угрожает полный разрыв со всей группой.

В более крупных группахменьше согласия, но и меньше напряженности. В то же время вся группа оказывает большее давление на своих членов, усиливая их конформизм. Сущест­вует выраженное неравенство, каждый испытывает больше трудностей, стремясь наравне с другими участвовать в обсуж­дении проблем и влиять на принятие решений. Поэтому члены группы меньше удовлетворены своей ролью в совместном об­суждении проблем, чем в меньших группах. Участники груп­пы часто страдают из-за низкого уровня морального единства. Могут быть ослаблены связи отдельных участников со всей группой. В результате могут утверждаться жесткие, обезли­ченные формы контроля, когда приказы, насаждаемые сверху, заменяют задушевную личную беседу. В таких группах могут возникать фракции и существовать вражда.

Вследствие увеличения размера группы среди ее членов появляется тенденция к снижению общения друг с другом, но возрастает роль лидера, через которого организуется процесс общения. Лидер становится центром коммуникации

Психология малой группы возникает, складывается, изменяется, развивается, но может и деформироваться, деградировать как цели­ком, так и по отдельным элементам. Эту активность и изменчивость называют групповой динамикой или психодинамикой.

1 этап – ориентировка в ситуации, адаптация, притирка(общение по парам), складываются межличностные отношения: обнаруживаются признаки зарождения и изменения взаимо­отношений, мнений, настроений и других социально-психологических явлений;

2 этап – формирование групповых норм, становление группового сознания: происходят взаимовлияния возникающих у отдельных членов группы мнений, желаний, намерений, действий, которые за­вершаются выработкой общих, консенсусных, компромиссных взглядов, мнений, подходов, групповых норм, взаимоотноше­ний (нахождение «общего языка») либо возникновением конфликтов и противоборств, даже раскола и выхода из группы части ее членов;

3 этап – стадия конфликтов: столкновения между отдельными членами группы в

силу переоценки ими своих возможностей, столкновение группировок, руководителя и лидера;

4 этап – переходная стадия от конфликтов к сбалансированности в отношениях между членами группы, стабилизация распределения ролей, лидерства, что приводит к выработке согласия, установлению норм отношений и поведения, появлению групповых обычаев и традиций, устоявшейся психологической атмосферы жизни и функционирования членов группы;

5 этап – стадия экспериментирования: появляется сложившаяся группа, чувство «мы», постепенная интеграция групповых и индивидуальных целей, но в работе ещё нет поступательности и системности (группа работает рывками (удача-неудача);

6 этап - опыт успешного решения проблем;

7 этап - эмоциональное сплочение (сотрудничество, доброжелательность, сопереживание);

8 этап – актуализация: деловое, эмоциональное, моральное сплочение, способность к самоуправлению, к эффективному разрешению проблем и расхождений.

Первые шесть этапов можно определить как стадии формирования коллектива, а два последних – как стадии сплочённого коллектива.

Механизмы групповой динамики.

Под механизмами групповой динамики следует понимать то, что лежит в основе развития группы. Чаще всего в основе такого развития лежит разрешение внутригрупповых проти­воречий.

Основные типы противоречий:

А) между высокими потенциальными возможностями груп­пы и ее актуальной деятельностью;

Б) между высоким стремлением членов группы к самореа­лизации и самоактуализации (относительная автоном­ность от группы) и увеличивающимися тенденциями включения личности в групповую структуру и интегра­ции с группой.

Конструктивное разрешение противоречий приводит к раз­витию группы (см. рис. 1).

Рисунок 1. Механизмы групповой динамики

 
 

 

 


В частности необходимо знать следующее: чем быстрее пройдут конфлик­ты во вновь образованной группе, тем быстрее наступит фаза стабилизации. В этом смысле конфликты несут в себе конст­руктивную функцию.

 

4. Психология группы включает комплекс социально-психологических явлений:

· групповые явлений массового характера: групповых интересов, групповых целей, группового мнения, группового настроения, групповых ценностей и норм поведения, обычаев и традиций и др.;

· взаимоотношения всех видов: межличностные (между членами группы), личностно-групповые (отношений лидера или руко­водителя с остальной группой, отношений группы к отдельному ее члену, чем-то выделившемуся, отношений появивше­гося в группе неофициального лидера с остальными членами группы или частью ее), микрогрупповые (взаимоотношений микрогрупп, если они есть в группе, — бригад, отделов, сек­ций, отрядов, цехов и т.д. или неофициальных — групп друзей, земляков, национальных, религиозных, микрогрупп, сле­дующих за разными лидерами, и др.) и межгрупповые (взаимоотношений группы с другими);

· общение, психологическое воздействие;

· социально-психологический климат.

У членов малой группы под влиянием ее психологии возникают личностные социально-психологические явления: имидж, социаль­но-психологический статус, изменения социально-психологических свойств, мотивов, взглядов, поступков, достигаемых результатов.

Срабатываемость и совместимость совокупно образуют такую интегральную характеристику малой группы как со­циально-психологический климат.Он представляет собой своего рода психологическую атмосферу, отражающую ха­рактер взаимоотношений членов группы в процессе совмест­ной деятельности, их удовлетворенность пребыванием в группе.

Социально-психологический климат (СПК) - это:

• категория, отражающая результат определенного типа взаимоотношений в группе, т.е. состояние, отражающее духовное здоровье группы;

• преобладающий и относительно устойчивый психический настрой членов группы;

• своего рода обстановка в группе;

• суммарная характеристика совокупности и результатов взаимодействия всех психологических явлений и процес­сов, происходящих в группе.

В своем содержании социально-психологический климат раскрывает больше результат срабатываемости, чем совмес­тимости, так как удовлетворенность возникает в процессе дея­тельности членов группы (ее успешность), а совместимость больше через удовлетворенность самим межличностным об­щением.

Признаки здорового социально-психологического кли­мата:

1) взаимные: доверие, уважение, выручка, информирован­ность и т.д.;

2) удовлетворенность пребыванием в группе (адаптированность);

3) свободное выражение собственного мнения в группе;

4) отсутствие давления, признание права принимать участие в групповом решении;

5) эмпатичность, т.е. способность и возможность к сочувст­вию, соучастию, сопричастности к эмоциональному состоянию других;

6) принятие на себя ответственности за состояние дел в группе;

7) развитая потребность в работе на благо всего коллекти­ва.

Характеристики здорового СПК: взаимоуважение, сплоченность, дисциплинированность, ответственность, слаженность, взаимопомощь, стабильность, согласованность действий.

 

5.Взаимоотношения в группе - это система реальных связей, возни­кающих и развивающихся в процес­се совместной жизнедеятельности, выражающаяся в форме непосредственного или опосредован­ного общения. Условно их можно разделить на а) официальные и неофициальные; б) отношения руководства и подчинения; в) деловые и личные; г) рациональные и эмоциональные.

В основе взаимоотношений лежит совместная деятельность членов малой группы, взаимовлияние их друг на друга, систе­ма межличностных контактов — реальные связи.

Взаимоотношения определяются объективными и субъек­тивными факторами. Объективные факторы - организация, содержание, условия, цели и задачи, стоящие перед членами группы, включенными в совместную деятельность. Субъек­тивные факторы - все то, что привнесено во взаимоотноше­ния самой личностью члена группы.

Межличностные отношения - это взаимная готовность людей к определенному типу взаимодействия, которое сопро­вождается эмоциональным переживанием: положительным, индифферентным или отрицательным. Готовность к взаимо­действию может реализовываться как в поведении субъектов, так и в процессе совместной деятельности. Именно совмест­ная деятельность и общение раскрывают характер межлично­стных отношений. В малой группе они составляют сложную систему связей личности с группой и ее членами, которые субъективно переживаются каждым.

Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности. Межличностные отношения охватывают значительный круг явлений, но все они могут быть квалифицированны с учётом трёх компонентов взаимодействия:

1. Восприятие и понимание людьми друг друга (социально-перцептивная сторона общения).

2. Межличностная привлекательность (симпатия и притяжение).

3. Взаимовлияние и поведение (ролевое).

 

Взаимоотношения в группе могут иметь следующие типы и направленность (см. таб.6)

Таблица 6. Взаимоотношения в группе

 

Типы взаимоотношений Их проявления
Положительно направленные Отрицательно направленные
Коллективистские Групповая сплочённость Круговая порука
Практические Взаимопомощь Эгоизм
Коммуникативные Общительность Замкнутость
Познавательные Взаимопонимание Рассогласованность мнений
Эмоциональные Симпатия Антипатия
Волевые Взаимоуступчивость Упрямство
Ролевые Лидер Ведомый
Моральные Доброта, забота Равнодушие
Правовые Долг, ответственность Безответственность

 

Положительно направленные взаимоотношения ведут к сотрудничеству, а отрицательно направленные – создают возможность конфликта.

Специфика межгрупповых отношений.

1. Природа межгруппового восприятия характеризуется целостностью (определяется как степень совпадения представлений членов одной группы о другой) и унифицированностью (степень распространения представлений о другой группе на отдельных её членов). Межгрупповые социально-перцептивные процессы обладают большей устойчивостью, консервативностью и ригидностью в сравнении с межличностным восприятием.

2. Межгрупповые отношения могут возникать и при отсутствии непосредственного взаимодействия между группами, где основным механизмом является стереотипизация.

3. Характер межгруппового взаимодействия влияет на внутригрупповые процессы: удовлетворённость от принадлежности к группе, характер межличностных отношений, групповые решения и др.