Тема №10. Психология общения
Классификация эмоций.
Формы эмоций.
Общее представление об эмоциональных процессах.
1. Эмоции есть выражение отношения человека к явлениямокружающего мира в связи с возможностью удовлетворения им своих потребностей. Эмоции имеют две стороны – объективную (экспрессивную) (человек, испытывающий эмоции, может улыбаться, хмуриться, плакать, дрожать, у него меняется частота пульса, ритм дыхания и т. д.), а также субъективную (импрессивную) - внутренние мысли и переживания человека по поводу тех или иных событий.
Наиболее древние по происхождению ипростейшие по механизму эмоции:
· удовольствие при удовлетворении органических потребностей (насыщение при голоде, питье при жажде ипр.);
· неудовольствие, связанное с невозможностью удовлетворения органических потребностей или повреждением организма.
Эмоции – этопсихические процессы, отражающие оценку ситуации для человека в плане удовлетворения его актуальных потребностей и протекающие в форме субъективных переживаний и физиологических реакций.
Функции эмоций
Эмоции возникли в процессе эволюции у высших животных, обладающих развитой психикой. Их основная задача — помочь организму в удовлетворении актуальных потребностей, иэта главная функция проявляется в нескольких направлениях.
Таблица 5. Функции эмоций
Функция эмоций | Её содержание |
Побуждающая | Эмоции не только сигнализируют о потребности или желании, но и с достижением ими определенной интенсивности они настоятельно побуждают субъекта их удовлетворить. |
Оценочная | Оценка возможности удовлетворения актуальных потребностей, и на этой почве построение прогноза будущих событий. |
Подкрепляющая | после достижения ситуации, получения предмета или выполнения действия, способных удовлетворить потребность, возникает состояние, в ряде случаев очень сильное, как награда за достижение цели, которая в свою очередь в дальнейшем становится силой, побуждающей к достижению подобных ситуаций. Благодаряэмоциям лучше вырабатываются условные рефлексы и остаются более глубокиеследы памяти. |
Коммуникативная | Эмоции улучшают понимание людьми других людей за счет «считывания» невербальных реакции, сопровождающих эмоции. |
Мобилизующая | Эмоции мобилизуют скрытые резервы организма в критических ситуациях (при помощи адреналина активации симпатической системы и т. д.). |
Запуск стереотипных реакций | В критических ситуациях, при дефиците времени для размышления эмоции запускают стереотипные реакции (страх - бегство, ярость - борьба). |
Дифференцирующая | Эмоциональное отношение к происходящему позволяет субъекту отобрать из бесчисленного множества впечатлений те, которые отвечают его насущным потребностям. |
Синтезирующая | Проявляется в существовании так называемых аффективных когнитивных комплексов - совокупности образов, связанных с ситуацией, в которой возникло сильное эмоциональное переживание. Любой из объектов данной ситуации может возбудить пережитую эмоцию. |
2. В зависимости от длительности, интенсивности, предметности или неопределенности, а также качества эмоций, все эмоции можно разделить на эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения
Эмоциональные реакции характеризуются высокой скоростью возникновения и быстротечностью. Они длятся минуты, характеризуются достаточно выраженным их качеством (модальностью) и знаком (положительная или отрицательная эмоция), интенсивностью и предметностью. Эмоциональная реакция в норме всегда возникает по поводу событий, произведенных в конкретной ситуации чем-то или кем-то.
Эмоциональные состояния характеризуются: большей длительностью, которая может измеряться часами и днями, в норме - меньшей интенсивностью, поскольку эмоции связаны со значительными энергетическими тратами из-за сопровождающих их физиологических реакций, в некоторых случаях беспредметностью, которая выражается в том, что от субъекта может быть скрыт повод и вызвавшая их причина, а также некоторой неопределенностью модальности эмоционального состояния. По своей модальности эмоциональные состояния могут представать в форме раздражительности, тревоги, благодушия, различных оттенков настроения - от депрессивных состояний до состояния эйфории. Однако чаще всего они представляют собой смешанные состояния. Поскольку эмоциональные состояния - это тоже эмоции, в них также отражаются отношения между потребностями субъекта и объективными или субъективными возможностями их удовлетворения, коренящимися в ситуации.
Эмоциональные отношения иначе еще называют чувствами. Чувства - это устойчивые эмоциональные переживания, связанные с каким-то определенным объектом или категорией объектов, обладающих особым значением для человека. Чувство - это высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с определенным объектом. Чувство играет мотивирующую роль, направляя активность человека в определенном направлении. Высшие чувства человека принято делить на нравственные, эстетические и интеллектуальные. Чувства в широком смысле могут быть связаны с различными объектами или действиями.
3. Все эмоции можно условно разделить на определенные виды по следующим критериям:
1. По знаку эмоции делятся на положительные и отрицательные. Примером первых является радость и интерес, примером вторых — страх, гнев, ярость.
2. По интенсивности и длительности: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения.
3. По степени мобилизации организма.Эмоции по воздействию на организмделятся на стенические, которые активизируют организм и поднимают настроение (гнев, ярость, восторг), и астенические (тоска, печаль, грусть, стыд), расслабляющие человека и подавляющие активность организма.
4. По специфическому содержанию (модальности).
Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность. В ее основе лежит переживание чувственного удовольствия. У человека радость — социальное чувство, проявлением которого является улыбка. Эмоция радости важна для психического и соматического здоровья человека.
Интерес — позитивная эмоция, без которой невозможно освоение нового. Интерес подавляет боль и усиливает радость.
Удивление — не имеющее четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Оно вызывается резким изменением обстановки и может вызывать последующие позитивные эмоции — если обстоятельства оказались благоприятны, или негативные.
Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информации о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.
Печаль — негативная эмоция, связанная с переживанием негативного факта (смерть, разлука, разочарование).
Гнев — отрицательное эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения важных для субъекта потребностей.
Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.
Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.
Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.
Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
Таким образом, эмоции, являясь компонентом психики, имеют свое специфическое содержание, отличное от содержания познавательных процессов, а также механизмов, обеспечивающих организацию целенаправленных действий, и выполняют свою специфическую роль в организации целостного приспособительного акта. Эмоции сигнализируют о наличии какой-то потребности, предупреждают об особенностях ситуации с точки зрения удовлетворения потребностей, являются наградой или наказанием, придают определенный чувственный тон нашим ощущениям и восприятиям, активизируют или угнетают мышление и, организуясь в определенные устойчивые образцы (паттерны), становятся важной характеристикой конкретной личности.