Тема №10. Психология общения

Классификация эмоций.

Формы эмоций.

Общее представление об эмоциональных процессах.

1. Эмоции есть выражение отношения человека к явлениямокружающего мира в связи с возможностью удовлетворения им своих потребностей. Эмоции имеют две стороны – объективную (экспрессивную) (человек, испытывающий эмоции, может улыбаться, хмуриться, плакать, дрожать, у него меняется частота пульса, ритм дыхания и т. д.), а также субъективную (импрессивную) - внутренние мысли и переживания человека по поводу тех или иных событий.

Наиболее древние по происхождению ипростейшие по механизму эмоции:

· удовольствие при удовлетворении органических потребностей (насыщение при голоде, питье при жажде ипр.);

· неудовольствие, связанное с невозможностью удовлетворения органических потребностей или повреждением организма.

Эмоции – этопсихические процессы, отражающие оценку ситуации для человека в плане удовлетворения его актуальных потребно­стей и протекающие в форме субъективных переживаний и физио­логических реакций.

Функции эмоций

Эмоции возникли в процессе эволюции у высших животных, обла­дающих развитой психикой. Их основная задача — помочь организму в удовлетворении актуальных потребностей, иэта главная функция проявляется в нескольких направлениях.

Таблица 5. Функции эмоций

 

Функция эмоций Её содержание
Побуждающая Эмоции не только сигнализиру­ют о потребности или желании, но и с достижением ими определенной интен­сивности они настоятельно побуждают субъекта их удовлетворить.
Оценочная Оценка возможности удовлетворения актуальных потребностей, и на этой почве построение прогноза будущих событий.
Подкрепляющая после достижения ситуа­ции, получения предмета или выполнения действия, способных удовлетворить потребность, возникает состояние, в ряде случаев очень сильное, как награда за достижение цели, которая в свою очередь в дальнейшем становится силой, побуждающей к достижению подобных ситуаций. Благодаряэмоциям лучше вырабатываются условные рефлексы и остаются более глубокиеследы памяти.
Коммуникативная Эмоции улучшают понимание людьми других людей за счет «считывания» невербальных реакции, сопровождающих эмоции.
Мобилизующая Эмоции мобилизуют скрытые резервы организма в критических ситуациях (при помощи адреналина активации симпатической системы и т. д.).
Запуск стереотипных реакций В критических ситуациях, при дефиците времени для размышления эмоции запускают стереотипные реакции (страх - бегство, ярость - борьба).
Дифференцирующая Эмоциональное отношение к проис­ходящему позволяет субъекту отобрать из бесчисленного множества впечатле­ний те, которые отвечают его насущным потребностям.
Синтезирующая Проявляется в существовании так называе­мых аффективных когнитивных комплексов - совокупности образов, связан­ных с ситуацией, в которой возникло сильное эмоциональное переживание. Лю­бой из объектов данной ситуации может возбудить пережитую эмоцию.

 

 

2. В зависимости от длительности, интенсивности, предметно­сти или неопределенности, а также качества эмоций, все эмоции можно разде­лить на эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения

Эмоциональные реакции характеризуются высокой скоростью возникнове­ния и быстротечностью. Они длятся минуты, характеризуются достаточно вы­раженным их качеством (модальностью) и знаком (положительная или отрица­тельная эмоция), интенсивностью и предметностью. Эмоциональная реакция в норме всегда возникает по поводу событий, произведенных в конкретной ситуации чем-то или кем-то.

Эмоциональные состояния характеризуются: большей длительностью, кото­рая может измеряться часами и днями, в норме - меньшей интенсивностью, по­скольку эмоции связаны со значительными энергетическими тратами из-за со­провождающих их физиологических реакций, в некоторых случаях беспредмет­ностью, которая выражается в том, что от субъекта может быть скрыт повод и вызвавшая их причина, а также некоторой неопределенностью модальности эмоционального состояния. По своей модальности эмоциональные состояния могут представать в форме раздражительности, тревоги, благодушия, различ­ных оттенков настроения - от депрессивных состояний до состояния эйфории. Однако чаще всего они представляют собой смешанные состояния. Поскольку эмоциональные состояния - это тоже эмоции, в них также отражаются отноше­ния между потребностями субъекта и объективными или субъективными возможностями их удовлетворения, коренящимися в ситуации.

Эмоциональные отношения иначе еще называют чувствами. Чувства - это устойчивые эмоциональные переживания, связанные с каким-то определенным объектом или категорией объектов, обладающих особым значением для челове­ка. Чувство - это высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с определенным объектом. Чувство играет мотивиру­ющую роль, направляя активность человека в определенном направ­лении. Высшие чувства человека принято делить на нравственные, эсте­тические и интеллектуальные. Чувства в широком смысле могут быть связаны с различными объектами или действиями.

3. Все эмоции можно условно разделить на определенные виды по следующим критериям:

1. По знаку эмоции делятся на положительные и отрицательные. Примером первых является радость и интерес, примером вто­рых — страх, гнев, ярость.

2. По интенсивности и длительности: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения.

3. По степени мобилизации организма.Эмоции по воздействию на организмделятся на стенические, которые активизируют организм и поднимают настроение (гнев, ярость, восторг), и астенические (тоска, печаль, грусть, стыд), расслабляющие человека и подав­ляющие активность организма.

4. По специфическому содержанию (модальности).

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную по­требность. В ее основе лежит переживание чувственного удоволь­ствия. У человека радость — социальное чувство, проявлением которого является улыбка. Эмоция радости важна для психиче­ского и соматического здоровья человека.

Интерес — позитивная эмоция, без которой невозможно освоение нового. Интерес подавляет боль и усиливает радость.

Удивление — не имеющее четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно воз­никшие обстоятельства. Оно вызывается резким изменением об­становки и может вызывать последующие позитивные эмоции — если обстоятельства оказались благоприятны, или негативные.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информации о невозможности удовлетворения важ­нейших жизненных потребностей.

Печаль — негативная эмоция, связанная с переживанием негатив­ного факта (смерть, разлука, разочарование).

Гнев — отрицательное эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызыва­емое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения важных для субъекта потребностей.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызы­ваемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возника­ющее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассо­гласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чув­ства.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или вообра­жаемой опасности.

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представ­лениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Таким образом, эмоции, являясь компонентом психики, имеют свое специфическое содержание, отличное от содержания познавательных процессов, а также механизмов, обеспечивающих организацию целенаправленных действий, и выполняют свою специфическую роль в организации целостного приспособительного акта. Эмоции сигнализируют о наличии какой-то потребности, предупреждают об особенностях ситуации с точки зрения удовлетворения потребностей, являются награ­дой или наказанием, придают определенный чувственный тон нашим ощущениям и восприятиям, активизируют или угнетают мышление и, организуясь в определенные устойчивые образцы (паттерны), становятся важной характеристикой конкретной личности.