Тема №9. Общая характеристика эмоциональной сферы человека
Общая характеристика способностей человека. Классификация способностей и уровни их развития.
Понятие о характере, классификация черт характера, типы характера, акцентуации характера
Понятие о темпераменте, основные виды и их характеристики.
Психологическая структура личности.
Теории личности.
Тема №8. Психические свойства личности
4. Направленность личности, её структура и формы.
1. В зарубежной психологии существуют разные подходы к пониманию и происхождению личности.
Социогенетический подходстарается объяснить особенности личности исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими. Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни.
Другая теория в рамках этого подхода, теория научения, считает жизнь личности, ее отношения результатом подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скинер и др.).
Теория ролей, в свою очередь, исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми (У. Доллард, К. Левин и др.).
В итоге каждая из этих теорий объясняет социальное поведение личности исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которой человек вынужден как-то приспосабливаться. При этом совсем не учитываются объективные, общественно-исторические условия жизни человека.
Биогенетический подходкладет в основу развития личности биологические процессы созревания организма.
Так, С. Холл считал, что развитие личности проходит в свернутом виде такие стадии развития общества, как собирательство, охота и т. д.
Другой вариант биогенетического подхода разрабатывал Э. Кречмер, выводя типы личности из особенностей телосложения человека.
Особенно ярко биологизм выступил в трактовке личности 3. Фрейдом, который считал, что все поведение личности обусловлено физиологическими, бессознательными влечениями человека.
Психогенетический подходне отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов.
В рамках этого подхода представители психодинамической ориентации объясняют поведение личности главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики (Э. Эриксон и др.).
Представители когнитивистской ориентации отдают предпочтение развитию интеллектуально-познавательной сферы психики личности (Ж. Пиаже, Д. Келли и др.).
Ученые персонологической ориентации акцентируют внимание на развитии личности в целом (Э. Шпрангер, А. Маслоу и др.).
2. Психологическая структура личности может бть представлена тремя компонентами.
Индивидуально-психологическая сторона личности - отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний и образований.
Психические процессы — это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.
Психические свойства — это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее: направленность, темперамент, характер и способности.
Психические состояния — это уровень работоспособности ифункциональные качества психики человека в каждый данный момент времени.
Психические образования — это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.
Мировоззренческая сторона личности - отражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе.
Мировоззрение личности — это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.
Моральный облик личности — это система ее представлений о морали, отражающая наличие у нее твердых устоев и определяющая ее действия и поведение в обществе.
Нравственный облик личности — это устойчивая система ее взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.
Социально-психологическая стороналичности - отражает ее основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.
Отношение к другим людям — совокупность проявлений индивидуально- и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное для нее поведение в общении и взаимодействии с другими людьми.
Социальные роли личности — типичные способы поведения личности, обусловленные ее индивидуально- и социально-психологическими особенностями, позволяющие завоевывать определенный авторитет и доверие со стороны других людей.
Социальные позиции личности — взгляды, убеждения и представления личности, реализуемые и отстаиваемые ею в отношениях с другими людьми.
Социальные установки личности — ее настроенность на определенное отношение к обществу и другим людям.
3.Темперамент-психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов. Темперамент отражает динамические характеристики деятельности и поведения человека, что выражается не столько в их конечном результате, сколько в их течении.
Выделяют следующие основные особенности темперамента человека:
- темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность;
- свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными;
- согласно современным данным темперамент обусловлен свойствами нервной системы конкретного человека.
В истории психологии известны разные теории темперамента.В частности, одна из первых попыток объяснения этой характеристики личности принадлежит греческому врачу Гиппократу, который считал, что состояние организма зависит от соотношения жидкостей организма (кровь, лимфа и желчь). Древнеримский ученый Гален уточнил классификацию Гиппократа и выделил четыре главных темперамента (см. таб.3).
Таблица 3. Типы темперамента Галена
Название темперамента | Происхождение названия | Психологические свойства человека с данным темпераментом |
Сангвиник | «Сангвис»- кровь | Легкая возбудимость чувств иих малая продолжительность. Склонности его непостоянны |
Флегматик | «Флегма» - слизь | Чувства медленно овладевают таким человеком; он легко сохраняет хладнокровие в экстремальных ситуациях. Он терпеливо переносит невзгоды и редко жалуется |
Холерик | «Холе» - желтая желчь | Такой человек находится под влиянием страстей. Он размышляет мало, но действует быстро. Холерики вспыльчивы, но отходчивы |
Меланхолик | «Мелайна холе» - черная желчь | Склонен к печали; преувеличивает своп страдания. Чувствителен и легко раним. |
Немецкий психолог Эрнст Кречмерпопытался увязать темперамент со строением тела (конституционная теория темперамента) (см. таб.4).
Таблица 4. Типы темперамента Э.Кречмера
Телосложение | Название темперамента | Психологические свойства человека с данным темпераментом |
Пикник - человек среднегороста, смягкими чертами лица, большим животом, короткой шеей | Циклотимик | Легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах. Эмоции колеблются между радостью и печалью. Среди этого типа Кречмер выделял «веселых болтунов, спокойных юмористов и беспечных любителей жизни» |
Астеник (лептосоматик) -высокого роста, хрупкого телосложения, с плоской грудном клеткой, узкими плечами и вытянутым лицом | Шизотимик | Замкнут, упрям, склонен к абстракции, с трудом приспосабливается к окружению. По мнению Кречмера среди них встречаются «только чувствующие джентльмены, идеалисты-мечтатели, холодные властные натуры и эгоисты» |
Атлетик - человек с пропорционально крепким телосложением, высокого или среднего роста, с хорошо выраженной мускулатурой,широким плечевым поясом и узкими бедрами | Иксотимик | Спокойный, мало впечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой. Отличается негибкостью мышления |
Диспластик — человек с бесформенным, неправильным строением тела | - | Смешанный тип темперамента |
Американский ученый Уильям Герберт Шелдонввел в психологию свое представление о темпераментах, основанное на эмбриологических предпосылках (он связал темперамент человека с особенностями его зародышевого развития). Выделял три типа телосложения, каждый со своим темпераментом: эндоморфный тип – висцеротоники, мезоморфный – соматотоники, эктоморфный тип – церебротоники.
По мнению русского физиолога И. П. Павлова, темперамент человека (как, впрочем, и животных) всецело зависит от свойств нервной системы организма. Он считал, что темперамент – это генотип, т.е. прирожденная, природная особенность нервной системы. ВНД характеризуется различным соотношением двух основных процессов – возбуждения и торможения, характеризующиеся силой, уравновешенностью и подвижностью. Различные сочетания этих показателей присущи различным типам ВНД. И.П.Павлов выделял четыре ярко выраженных типа ВНД и в соответствии с этим четыре вида темперамента.
Сильный. У человека, которому он свойствен, процессы возбуждения и торможения сильные. Между ними существует равновесие.
Безудержный. Возбуждение и торможение очень сильные и подвижные. Однако эти процессы не уравновешены.
Инертный. Процессы возбуждения и торможения сильные, уравновешенные, но малоподвижные.
Слабый. Процессы возбуждения и торможения протекают слабо. Они малоподвижны, не уравновешены.
Характеристика типов темперамента
Сангвинический темперамент.
Сангвиник отличается легкой приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни, повышенной контактностью с окружающими людьми, общительностью. Чувства сангвиника легко возникают и быстро сменяются, его стереотипы достаточно подвижны, условные рефлексы быстро закрепляются. В новой обстановке он не чувствует скованности, способен к быстрому переключению внимания и деятельности, эмоционально устойчив. Людям с сангвиническим темпераментом больше всего подходит деятельность, которая требует быстрых реакций, значительных усилий, распределённости внимания.
Холерический темперамент.
Для холерика характерны повышенная эмоциональная реактивность, быстрый темп и резкость в движениях. Повышенная возбудимость холерика при неблагоприятных условиях может стать основой вспыльчивости и даже агрессивности. При соответствующей мотивации холерик способен преодолевать значительные трудности, отдаваясь делу с большой страстью. Для него характерна резкая смена настроений. Наибольшей результативности человек с холерическим темпераментом достигает в деятельности, требующей повышенной реактивности и значительного единовременного напряжения сил.
Флегматический темперамент.
Реакции флегматика несколько замедленны. Настроение устойчиво. Эмоциональная сфера внешне мало выражена. В сложных жизненных ситуациях флегматик остается достаточно спокойным и выдержанным, он не допускает импульсивных, порывистых движений, так как процессы торможения у него всегда уравновешивают процессы возбуждения. Правильно рассчитывая силы, флегматик проявляет большую настойчивость в доведении дела до конца. Переключение внимания и деятельности у него несколько замедленно. Его стереотипы малоподвижны, и поведение в ряде случаев недостаточно гибко. Флегматик достигает наибольших успехов в тех видах деятельности, которые требуют равномерного напряжения сил, усидчивости, устойчивости внимания и большого терпения.
Меланхолический темперамент.
Меланхолик отличается повышенной ранимостью, склонностью к глубоким переживаниям (иногда даже по незначительным поводам). Его чувства легко возникают, плохо сдерживаются внешне отчетливо выражены. Сильные внешние воздействия затрудняют его деятельность. Он интровертирован - занят своими переживаниями, замкнут, воздерживается от контактов с незнакомыми людьми, избегает новой обстановки. При определенных условиях жизни у него легко формируется застенчивость, робость, нерешительность и даже трусость. В благоприятной стабильной обстановке меланхолик может достичь значительных успехов в таких видах деятельности, которые требуют повышенной чувствительности, реактивности, быстрой обучаемости, наблюдательности.
Рассмотренные выше четыре типа темперамента обычно не бывают представлены в «чистом виде». Люди, как правило, обладают смешанными темпераментами, но тот или иной вид темперамента преобладает.
4.Человек - это общественное существо, неразрывно связанное с социальной средой, в которой он живет и без которой не может существовать. Все необходимое он получает от общества в результате своей целенаправленной деятельности, руководствуясь при этом определенными целями и задачами. Деятельность человека, его поступки в обществе всегда субъективно определены, выражают потребности, которые должны быть удовлетворены. В деятельности также проявляются и свойственные личности отношения, сложившиеся в процессе жизни и воспитания, т. е. характерное для нее отношение к обществу в целом и к своей деятельности, поведению в данной социальной среде в частности. Направленность как раз и выражает в интегрированном виде многие из указанных выше особенностей личности. В ней фокусируется основной смысл ее действий и поведения.
Направленность личности - это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности.
Потребности личности - это испытываемая ею нужда в чем-либо.
Мотивы личности - это те внутренние силы, которые связаны с потребностями и побуждают ее к определенной деятельности.
Мировоззрение личности - это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.
Установки личности - это ее внутренняя настроенность на осуществление той или иной деятельности или торможение собственной активности.
Установки имеют важное функциональное значение: выступают в качестве состояний готовности, позволяющих личности эффективнее выполнять определенную деятельность. Их основные функции: 1) определять устойчивый характер протекания деятельности; 2) освобождать личность от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных ситуациях.
Цели — это наиболее значимые для личности предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо ее жизни и деятельности. Цели реализуют потребности личности и выступают в качестве образов конечного результата деятельности.
Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.
Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность - это установки,ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.
Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности в порядке их иерархии. Прежде всего, следует остановиться на влечении. Принято считать, что влечение - это наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма направленности, выражающая недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.
Желание - это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Следует отметить, что желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.
Следующая форма направленности - стремление. Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.
Наиболее ярко характеризуют направленность личности ее интересы. Интерес - это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Интересы являются важнейшей побудительной силой к познанию окружающей действительности.
Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т. е. интерес к определенному виду деятельности. В качестве основы склонности также может выступать стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной потребностью. Принято считать, что возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки к развитию определенных способностей. Следующая форма проявления направленности личности — это идеал. Идеал – это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т.е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, т. е. его системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей,- их принципы познания и деятельности, их убеждения.
Убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.
5.В переводе с греческого «характер» — это «печать, чеканка, примета». Действительно, характер - это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе.
Характер–этосовокупность устойчивых черт личности, которая обусловливает типичные для индивида способы поведения. Характер базируется на биологически обусловленных подструктурах личности и отражает общественные условия и направленность воспитания.
Характер формируется в течение жизни человека, начиная с рождения и до самой смерти. В первые годы жизни формирование характера идет наиболее интенсивно, а в зрелые годы он меняется весьма слабо. Тем не менее, значимые события, чрезвычайные обстоятельства, резкие изменения жизни могут оказать существенное влияние на характер человека и привести к его изменению даже в зрелые годы. При этом между условиями жизни человека и его характером существуют прямые и обратные связи. Благодаря тому или иному характеру человек начинает заниматься определенным видом деятельности, у него формируется определенный образ жизни. Но, с другой стороны, образ жизни также может влиять на характер.
Классификация черт характера
Первая классификация - по психическим процессам.В этом случае черты характера делят на:
· эмоциональные: эмоциональность, жизнерадостность, впечатлительность, отзывчивость, доброта, жестокость идр.;
· волевые: настойчивость, самостоятельность, неуверенность, решительность, смелость и др;
· интеллектуальные: любознательность, сообразительность, находчивость, легкомысленность, вдумчивость и др.
Однако следует отметить, что нередко проявления характера являются комплексными по своей природе и не могут быть однозначно отнесены к разряду волевых, эмоциональных или интеллектуальных процессов (подозрительность, великодушие, щедрость). Кроме того, за пределами данной классификации останется ряд черт характера, определяющие нравственные качества человека. Поэтому, возможно, имеет смысл ввести в данную типологию четвертый тип черт характера - моральные, к которым относятся такие свойствачеловека, как доброта, отзывчивость, эгоистичность.
Вторая классификация - по направленности личности.В этом случае выделяют три группычерт характера, которые связаны с:
· отношением к окружающему миру (принципиальность, беспринципность);
· отношением к деятельности (добросовестность, лень, трудолюбие, амбициозность);
· отношением к людям(общительность, чуткость, вежливость,эгоизм, альтруизм).
Типология характеров строится на предположении о наличии у людей определенных типических черт - общих у некоторой группы людей. В этом смысле под типом характера понимается выражение в индивидуальности человека черт, типичных для группы людей с данным характером
Типы характера
Наряду с отдельными чертами и качествами характера можно выделить общий способ адаптации личности к социальной среде - социальный тип характера человека.При определении типа характера мы выделяем то, что определяет общий стиль жизнедеятельности индивида, обобщенный способ поведения в социально значимых ситуациях.
На этой основе выделяются следующие типы характеров:
1. Гармонически целостный тип— отличается устойчивостью отношений и в то же время высокой приспособленностью к окружающей среде. У человека с таким типом характера отсутствуют внутренние конфликты, его желания совпадают с тем, что он делает. Это общительный, волевой, принципиальный человек. Люди с гармонически целостным характером сохраняют систему своих ценностей во всех трудных обстоятельствах жизни. Это тип волевого борца за свои идеалы и принципы. Не приспособленчество, а изменение реальности сообразно своим идеалам — таков способ адаптации этих людей.
2.Тип внутренне конфликтный, но внешне согласованный со средой-отличается противоречивостью между внутренними побуждениями и внешним поведением, которое, согласуясь с требованиями среды, осуществляется с большим напряжением. Человек с таким типом характера склонен к импульсивным Действиям, однако они постоянно сдерживаются волевыми усилиями. Система его отношений устойчива, но коммуникативные свойства недостаточно развиты. Люди такого типа имеют сложную систему соотнесения своей ценностной ориентации с условиями реальной действительности. Разлад с внешним миром эти люди преодолевают путем внутренних тактических перестроек, психологической защиты, обесценивая текущие события, не вписывающиеся в их ценностную систему, сохраняя базовые ценности, но не стремясь активно изменить внешние обстоятельства. Это тип отрешенного от повседневной борьбы мудрого созерцателя.
3.Конфликтный тип с пониженной адаптацией-отличается конфликтностью между эмоциональными побуждениями и социальными обязанностями, импульсивностью, преобладанием отрицательных эмоций, неразвитостью коммуникативных свойств, недостаточной структурированностью самосознания. Отдельные связи с миром у людей данного типа не включены в какую-либо общую поведенческую систему. Жизнь таких людей проходит по упрощенной схеме: их изменчивые потребности должны, по их собственному мнению, немедленно удовлетворяться без особых усилий.
Психика таких индивидов не обременена большим опытом, их не заботит и будущее. Они не закалены в борьбе за существование. В детстве они, как правило, подвергались гиперопеке, были окружены чрезмерной заботой окружающих людей. Они отличаются инфантильностью, неприспособленностью к преодолению жизненных трудностей.
Основной механизм их жизнедеятельности — удовольствие (гедонизм). Все трудные ситуации люди такого типа воспринимают как остроконфликтные и прибегают к бессознательной психологической псевдозащите - искаженному отражению действительности (капризы, упрямство, уход в мир грез и бесплодных мечтаний).
4.Вариативный тип характера - внешне приспосабливающийся к среде в результате неустойчивости позиций, беспринципности; свидетельствует о низком уровне развития личности, об отсутствии у нее устойчивого способа поведения. Бесхарактерность, постоянное приспособленчество - суррогат пластичности поведения. Люди этого типа отличаются упрощенностью внутреннего мира; их борьба за существование прямолинейна. Они не проявляют сомнений и колебаний в достижении утилитарных целей, не имеют особых внутренних ограничений. Им известен только один вид препятствий - внешние. Действительность озадачивает их лишь вопросами «технического» характера — как добиться, как достичь возможно большего количества сиюминутных благ. Приспособление, прилаживание, подгонка внутреннего мира к внешним обстоятельствам - таков общий способ адаптации этих людей.
Акцентуация черт характера
Трудность описания черт характера состоит в том, что каждая черта имеет много градаций, постепенно переходя уже в другую черту, часто противоположную: эгоист - альтруист; добрый - жадный; деликатный - грубый. Иногда между ними имеется много градаций, и по мере количественного изменения черты характера она постепенно переходит в свою противоположность.
Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает акцентуация характера (крайний вариант нормы как результат усиления отдельных черт). При этом у индивида появляется повышенная уязвимость к одним стрессовым факторам при устойчивости к другим. Это может приводить к психопатии.
Важнейшие типы акцентуации характера:
· интровертный тип - замкнутость, затруднение в общении, уход в себя;
· экстравертный тип - жажда общения, говорливость, непостоянство увлечений;
· сензитивный тип - повышенная чувствительность, пугливость, застенчивость;
- демонстративный тип - эгоцентризм, потребность в постоянном внимании, восхищении и сочувствии, лживость, склонность к позерству и рисовке.
6.Способности – этоиндивидуально-психологические особенности и свойства личности, являющиеся условиями успешного выполнения определённой деятельности. Термин «способность» многими авторами трактуется неоднозначно. В отечественной психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего на основе следующего подхода: способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Особенности способностей
1. Способности развиваются на основе задатков - психофизиологических особенностей человека.
2. Если способность не развивается, то со временем она может быть утрачена.
3. Отдельные способности могут частично компенсировать отсутствие других способностей.
4. Всякая деятельность сложна и многогранна. Соответственно, способности имеют синтетический характер. Например, способность к музыке нельзя свести только к музыкальному слуху. Для проявления данной способности нужны еще чувство ритма, гармонии, стремление к прекрасному, трудолюбие и т. д.
Развитие способностей
Морфо-физиологической базой для развития способностей являются задатки. Развитие способностей начинается с первых дней жизни и может продолжаться всю жизнь. В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов: подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей; становление задатков; достижение соответствующего уровня способности.
Первичный этап в развитии любой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно охватывает период от рождения ребенка до 6-7 лет. Становление специальных способностей начинается в дошкольном детстве и продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность, особенно если они имеют творческий характер. Оценить, насколько развиты способности у ребенка, можно по динамике их развития - то есть по скорости освоения той или иной деятельности. Для развития способностей ребенка нужны определенные условия: 1) творческий характер деятельности; 2) высокая мотивация и положительный эмоциональный настрой в ходе деятельности; 3) оптимальный уровень ее трудности для исполнения.
Реально судить о способностях ребенка можно по совокупности следующих показателей:
· скорость продвижения учащегося в овладении соответствующей деятельностью;
· качественный и количественный уровень достижений;
· склонность к занятиям данной деятельностью;
· цена успехов (соотношение достижений иусилий, затрачиваемых для достижения этих результатов).
Классификация способностей.
Способности делятся на две большие группы:
1. Природные: психомоторика, восприятие, память, внимание, способность к элементарной коммуникации, мышлению и др.
2. Специфические: обусловленные социальной средой, они могут подразделяться на а) общие (определяют успешность человека в различных видах деятельности, н-р, способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми)
б) специальные (определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для которых необходимы задатки особого рода и их развитие):
- творческие способности определяют успешность создания предметов материальной и духовной культуры, производство новых вещей и идей;
- учебные – определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков;
- теоретические – предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям;
- практические - предопределяют склонность человека к конкретным практическим действиям.
Следует отметить, что способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга.
Уровни развития и проявления способностей.
При первом подходе к данному вопросу выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.
При другом подходе к уровню развития способностей можно выявить градацию их развития от слабо развитых или еще не развитых способностей до их высшего развития
Задатки - это врожденныеанатомо-физиологические особенности организма, гл. особенности ЦНС, составляющие индивидуальные предпосылки формирования и развития способностей. В противовес распространённой в зарубежной психологии концепции врождённых способностей большинство отечественных психологов рассматривают способности как прижизненные образования, формирующиеся в деятельности. Такой подход не исключает признания врождённых задатков, лежащих в основе развития способностей. В качестве задатков могут выступать: типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность и т.д.; индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга и т.п. Задатки являются важным, но недостаточным условием развития способностей. При отсутствии соответствующих внешних условий и адекватной деятельности способности могут и не развиться даже при наличии благоприятных задатков. Многозначность задатков проявляется в том, что на их основе в зависимости от внешних обстоятельств (в частности, пед. воздействия) могут сформироваться различные способности. При наличии благоприятных задатков и при оптимальных условиях жизни и деятельности способности у ребёнка могут формироваться очень рано и развиваться быстро, что создаёт иногда иллюзию врождённости способностей. Однако отсутствие ранних достижений свидетельствует не об отсутствии способностей, а скорее о не вполне адекватных условиях для реализации задатков.
Склонности – первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении человека к занятиям определенным видом деятельности.
Одарённость - это высокий уровень развития способностей человека, сочетание различных развитых способностей, обуславливающее особенно успешную деятельность человека в определенной области или нескольких областях.
Талант – высокая степень одарённости, являющаяся предпосылкой выдающихся достижений в деятельности.
Гениальность – наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно нового, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.