Управление психическим состоянием.

Понятие о психических состояниях как основном классе психических явлений. Классификация психических состояний.

1.Психические состояния- характеристика психической деятельности, отражающая своеобразие протекания психических процессов на определенный период времени.

Наряду с психическими процессами и свойствами личности состояния являются основными классами психических явлений, которые изучает психология. Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут включиться в структуру личности в качестве ее специфического свойства. Так как в каждом психологическом состоянии присутствуют психологические, физиологические и поведенческие компоненты, то в описаниях природы состояний можно встретить понятия разных наук (общей психологии, физиологии, медицины, психологии труда и т. д.), что создает дополнительные трудности для исследователей, занимающихся данной проблемой. В настоящее время не существует какой-либо единой точки зрения на проблему состояний, так как состояния личности можно рассматривать в двух аспектах. Они являются одновременно и срезами динамики личности, и интегральными реакциями личности, обусловленными ее отношениями, потребностями, целями активности и адаптивности в окружающей среде и ситуации.

В структуру психических состояний входит множество компонентов на самом разном системном уровне: от физиологического до когнитивного.

Трудность классификация психических состояний состоит в том, что часто они пересекаются или даже совпадают друг с другом настолько тесно, что их достаточно сложно «развести» — например, состояние некоторой напряженности часто появляется на фоне состояний утомления, монотонии, агрессии и ряда других состояний. Тем не менее, существует много вариантов их классификаций. Чаще всего их делят на эмоциональные, познавательные, мотивационные, волевые. Обобщая текущие характеристики функционирования основных интеграторов психики (личности, интеллекта, сознания), используют термины «состояние личности»,«состояние интеллекта», «состояние сознания». Описаны ипродолжают изучаться и другие классы состояний: функциональные, психофизиологические, астенические, пограничные, кризисные, гипнотические и другие состояния.

Фрустрация – психическое состояние переживания неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к конкретной цели и сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

Агрессия – психическое состояние, сопровождающееся враждебностью, задиристостью, озлобленностью, содержащее угрозу, а иногда и нападение.

Агрессивность-поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.

Депрессия – болезненное психическое состояние, проявляющееся в переживаниях тоски и отчаяния на фоне эмоциональной, интеллектуальной и двигательной заторможенности.

Эйфория - психическое состояние, проявляющееся в повышенном радостном, веселом настроении, это состояние благодушия, беспечности, не соответствующее объективным обстоятельствам.

Дисфория – противоположное эйфории психическое состояние, проявляющееся в пониженном настроении с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, повышенной чувствительностью к поведению окружающих, со склонностью к агрессии.

Апатия – состояние эмоционального равнодушия, безразличия и бездеятельности.

Монотония состояние, развивающееся при длительных, повторяющихся, однообразных нагрузках средней и малой интенсивности.

Релаксация – это состояние успокоения, расслабления и восстановления сил.

Страсть – сильно выраженная увлеченность человека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом.

Аффект — кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.

Конфликт – это психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных действий, взглядов, интересов, планов, стремлений различных людей или мнений, мотивов, потребностей одного человека (профессиональный, бытовой, административный, амбициозный, этический и др.; внутриличностный, межличностный, межгрупповой).

Стресс – состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации. Это состояние повышенного и длительного напряжения, связанного с невозможностью приспособления к требованиям среды обитания. Это состояние обусловлено длительным воздействием факторов среды, превышающие возможности адаптации организма (стрессоры). Оно характеризуется психическим напряжением, чувством фрустрации, тревоги, беспокойства, а в последней стадии – равнодушия и апатии. На физиологическом уровне отмечается истощением запасов гормонов надпочечников, мышечным напряжением и двухфазной активацией вегетативной НС. Концепция стресса была разработана Гансом Селье. Он выделил три стадии стресса: тревоги, резистентности (адаптации), истощения; выделил две формы стресса: эустресс (полезную), дистресс (вредоносную). Таким образом, стресс может быть и полезным («тонизирует» работу организма, способствует мобилизации защитных сил) на что влияет ряд факторов: интенсивность и длительность стрессора, эмоциональный фон, физиологическое состояние организма, опыт решения подобных проблем, прогноз, одобрение действий индивидуума со стороны социума. В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический. По стрессовым факторам различают стресс информационный и эмоциональный.

Классификация психических состояний

· по степени выраженности: поверхностные (настроение) и глубокие (страсть);

· по эмоциональному знаку: положительные (вдохновение), нейтральные (равнодушие), отрицательные (апатия);

· по длительности: кратковременные (аффект) – секунды, минуты, средней длительности (страх) – минуты, часы, продолжительные (монотония, скука, депрессия) – часы и даже дни;

· по системному уровню: физиологические (голод), психофизиологические (страх), психологические (воодушевление);

· по степени активации организма: стенические и астенические;

· по эмоциональности (рациональности): эмоциональные (страх), комбинированные (мобилизация), интеллектуальные (сосредоточенность);

· по степени осознанности: неосознанные (транс, сон), сознательные (решительность).

 

2.Методы управления психическим состоянием

- физические методы: воздействие температурой, водой (холодный, теплый или контрастный душ, бассейн, сауна, баня), ультрафиолетовым светом, музыкой, цветосветовое воздействие и др.;

- фармакологические методы: алкоголь, наркотические вещества, лекарственные средства;

- физиологические методы: массаж, физкультура, акупунктура (иглоукалывание) и др.;

- психологические методы: аутотренинг, нейролингвистическое программирование, рациональная психотерапия;

- иррациональные методы: религия, магия, обряды и др.